Цитата |
---|
SGT пишет: Да нет никакой привязки граффити к Египту и Птолемеям. К Востоку (включая Египет) привязка есть, там это практиковалось на порядок шире, чем в других регионах, а вот только к Птолемеям и только к Египту - нет. |
Цитата |
---|
SGT пишет: Это ни о чем не говорит. Надо искать монеты с граффити и составлять частотку их появления на разных типах, а не листать полиоркетовские тетры. Итак, просто навскидку, по базе CNG. В качестве ключевого слова я использовал форму "graffit", так как иногда пишут graffito, иногда - graffiti. Итак, что мы имеем? По запросу "ptolem tetradrachm graffit" - 82 результата. Причем сюда попал весь птолемеевский чекан, и АМовского, и не АМовского типа. По запросу "owl tetradrachm graffit" - 164 результата. Вдвое больше. Вы же не будете утверждать, что все эти граффити на совах были нанесены в птолемеевском Египте? Особенно учитывая большое количество граффити семитского типа. По запросу "alexander zeus tetradrachm graffit" - 78 результатов. Zeus я добавил в запрос, чтобы исключить тетры не классического АМовского типа (всякие Лисимахи, Македонию и прочее). В выборке - прогнозируемо большое количество АМов ближневосточных мондворов, что вполне согласуется с моим утверждением, что граффити - практика, более широко распространенная на Востоке, но отнюдь не имеющая жесткой привязки к Птолемеям и Египту. Ну и для сравнения - запрос "alexander amphipolis tetradrachm graffit" тоже оказался отнюдь не пустым - вернулась выборка из 16 тетр, примерно пополам АМовские и Филовские. То есть и там царапали - намного меньше, чем на Востоке, но и говорить о том, что это нечто мегаисключительное - оснований нет. Таким образом, по частоте появления граффити птолемеевское серебро стоит в общем ряду с другими примерами этой широко распространенной на Востоке практики. Говорить об исключительности этой практики в Египте при Птолемеях - я никаких оснований не вижу. |
Вот только не надо цепляться к ДП. Я листал не только полиоркетовские тетры, но и многие другие типы и раннего эллинизма и классику. И в поисковиках словом graffit все давно неоднократно "пробито" и изучено. Больше скажу, что часто аукционы и не пишут в описаниях наличии граффити, и еще чаще граффити это обычные современные царапины или дефекты штемпеля.
И еще скажу - Вы бы для начала на монеты смотрели, а не на количество найденных через поисковики - ибо на большинстве монет найденных по Вашим запросам граффити вообще отсутствуют.
А теперь самое главное - по частоте появления граффити на монетах:
Порядка две-трети серебра и рыжья Птолемея I исполосованы граффити, по отношению к примерному общему числу известных. И ранние выпуски Птолемея II тоже. У остальных лагидов граффити явление редчайшее.
Любых других типов монет, в том числе и полисных финикийских, и афинских тетр, и АМовских тетр для любого полиса - и 1% не наберется по отношению к числу известных, даже по отношению к числу известных для выпуска тех же АМовских тетр (египетские АМовские тетры не в счет) любого определенного города.
Как и подражания афинским совам - дай бог если 1% наберется от общего количества известных подражаний афинским тетрам.
Так что очевидно, что граффити особо практиковалось именно при Птолемее I Сотере и раннем Птолемее II.
Отмечу, что в Египте вообще любили из монет делать украшения, тот же венец Птолемея из 10000 птолемеевских монет. Весьма вероятно, что граффити это результат выковыривания монет из какого-то украшения.
Я отмечу, что особенно интересны примеры граффити на монетах Птолемея I повторяющих монограммы. Особенно граффити "НР" - а ведь это очень распространенная монограмма на ранних портретных тетрах Антиоха I.
Цитата |
---|
Scipio пишет: С увеличением. Остальные солиды видимыми оборотками чистые. |
Замечу, что на византийских монетах граффити почти всегда очень мелкое.
Да и все ж на антике стоит различать типы граффити - бывает просто тупо исполосованы как на некоторых афинских тетрах, а как в случае с египетскими - часто какие-то реальные монограммы нацарапаны, или какие-то буквы - это все явно уже имеет определенный смысл. Скорее всего на подконтрольных Птолемею территориях граффити действительно имели ту же функцию, что и надчеканы/"банковские метки".
Изменено: Akrosas - 04.03.2016 16:55:24
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
(C. Plin. Sec. Nat. Hist. XXXIII. LV.)
(C. Plin. Sec. Nat. Hist. XXXIII. LV.)