Дорогие коллеги, всех с наступившим новым годом, желаю всем успехов во всех начинаниях, и конечно как можно больше любви!!!
Представляю Вашему вниманию часть статьи "Методы определения подлинности сребреников"
Информация и фотографии были взяты из каталога "Монеты Киевской Руси" Д. Камышан А. Медник 2019г
Определение подлинности сребреников включает в себя комплекс исследований. Не дешевая стоимость монет, множество неизвестных штемпельных пар, – эти факторы сделали сребреники одними из самых часто подделываемых монет эпохи Средневековья. Подделки можно разделить на несколько видов:
1) Фантазийные экземпляры не существующих штемпелей, выполненных способом литья. Такие подделки выглядят больше как сувенирная продукция и легко определяются при штемпельном сравнении с фотографиями подлинных монет.
2) Фантазийные экземпляры не существующих штемпелей, выполненные штамповкой под прессом на кружке средневековой монеты. Иногда такие подделки можно ошибочно принять за настоящие, обнаружив на поле натуральные зелёные окислы, оставшиеся с подлинной монеты.
3) Копии, выполненные из подлинных монет, изготовленные методом литья по выплавляемым восковым моделям. Этот метод является одним из самых распространённых среди современных фальшивомонетчиков, так как изготовление не составляет большого труда. Использование фальшивомонетчиками металла древних монет (дирхемов) делает РФА бесполезным для определения подлинности. Фальшивки, изготовленные данным способом, имеют значительно меньшую плотность, чем подлинные монеты. Плотность сребреников легко определяется методом гидростатического взвешивания. Сдерживающим фактором для массового производства подделок этим способом, является необходимость использования подлинной монеты. При этом оригинальный образец рискует быть разломанным в процессе изготовления восковок.
4) Наиболее сложные в определении подлинности, это подделки изготовленные методом штамповки из литых штемпелей-матриц, выполненных по образцу подлинной монеты.
Иногда поддельные штемпеля изготавливают при помощи ЧПУ и пантографа. Чтобы разобраться в этом, предлагается несколько вариантов исследований, при проведении которых можно отбраковать фальшивки.
1й способ – и самый легкодоступный - визуальное исследование монеты в 10ти кратном увеличении, и сравнение её с подлинными штемпелями, если таковые имеются. Причем нужно иметь в виду, что часто одна лицевая сторона может иметь две оборотных, и наоборот. Для примера, можно сравнить две оборотные стороны сребреника Ярослава, подлинную и подделку. Даже не вдаваясь в подробности технологии изготовления подлинных и фальшивых монет, несоответствия штемпелей хорошо просматриваются. В данном случае, для определения подделки достаточно визуального сравнения штемпелей. Определению подлинности способствует знание процесса производства монет. Например, представим средневекового мастера с пуансоном и молотком в руках, который на штемпеле выбивает точечный ободок по окружности монеты.
Ниже фото сравнение современной подделки с оригиналом.
Набивка ободка происходит по тонкой разметочной линии, которая часто просматривается на качественно прочеканенных сребрениках. Через 4-5 ударов мастер просматривает попадания точек в разметку, возможно сменив положение пуансона или изменив угол наклона. При такой технологии точечные ободки на подлинных монетах выглядят как серии по несколько одинаковых точек набитых одним инструментом. Точечный ободок на подделке выглядит как набор развернутых в разные стороны точек, разной формы, что не соответствует технологии изготовления подлинных монет.
Есть еще ряд признаков, по которым можно легко отличить подделку от подлинных монет. Подлинные штемпеля сребреников выбивались, поэтому должно присутствовать вздутие металла на штемпеле. На монете это выглядит как углубление вокруг буквы. Таким же способом набивались и другие элементы букв и изображений на монетах. На всех подлинных сребрениках остаются следы разметки (тонкие линии) и разные по глубине следы от ударов. Поддельные монеты изготавливаются по другим технологиям.
Ниже фото вздутия металла после использования пуансона(углубления на монете)
На примере подделки монеты Ярослава, видно довольно точное копирование почти всех элементов изображения. Вероятно монета изготовлена способом штамповки (тиснения) возможно на старой заготовке. За образец брали фотографию известной монеты этого штемпеля (хран. ГЭ Сотн. №222). Предположительно штемпель изготавливался при помощи пантографа, который, использовался для копирования контуров шаблона. Изготовление штампов возможно на машинах с числовым программным управлением. Для автоматического управления процессом изготовления штампа в машине с ЧПУ используется программа, которую можно написать с чёрно-белой фотографии. Вероятно, таким способом изготавливали копию. При использовании машины с ЧПУ, для изготовления штампов (применяемых для последующего тиснения), возможно создание подделок довольно высокого качества. Если на монете есть окислы карбонатов и хлоридов, то подлинные окислы легко скалываются механически, и не могут быть эластичными в виде пластилина или пасты ГОИ. На современных подделках научились, «выращивать» карбонат меди (зелень), форсируя процесс окисления при помощи хим. реактивов. Зелёная патина хорошо создается искусственно при наличии углекислого газа и называется гидроокисным карбонатом меди. Такая зелень выглядит очень натурально, но имеет рыхлую структуру. Бурые налёты закиси меди подделывают при помощи окисления металлической стружки, которая оставляет ржавый поверхностный налет на монете. Как правило, подлинную закись можно легко распознать, так как она почти всегда находится в глубоких раковинах коррозированного металла низкопробных сребреников. Практически не встречаются подделки с черными окислами (двухвалентным оксидом меди). Если ранее на монете были смыты все окислы и поверхность монеты коррозирована, это не дает нам возможность разглядеть полной картины технологии изготовления, то необходимо провести РФА.
2й способ РФА – Рентгенофлуоресцентный анализ, определяет элементарный состав сплава металла, из которого изготовлена монета. Удобство этого метода в том, что он является не разрушительным для монеты. В данном каталоге впервые публикуется состав металлов и примесей на 50 монет. Основные химические элементы, обнаруженные в сребрениках при исследовании – это серебро и медь. Кроме этого, в монетах присутствовали примеси характерные для производства серебра и меди из руды в средневековье. Составлена общая таблица детализированного состава метала с микропримесями. Сделав РФА, можно сравнить результаты исследований монеты с имеющейся в каталоге базой. Монеты являются субэратными, поэтому данные РФА о содержании серебра, меди с поверхности и из среза монеты имеют значительную погрешность, около 15-20%. В случае тщательной помывки или протравки монеты, проба с поверхности 800-900, а проба не протравленного шлифа 650-700. Повышенная концентрация серебра на поверхности монеты – результат естественного обогащения серебром в процессе коррозии. В неочищенных монетах, наоборот – проба с поверхности может быть ниже пробы шлифа. В нашем исследовании РФА важную роль имеет только наличие или отсутствие микропримесей металлов (до 3%), таких, как свинец, золото, висмут. Определение пробы серебра имеет второстепенную роль, и нужно только для следующего исследования. В работе М.П. Сотниковой, И.Г. Спасского, «Тысячелетие древнейших монет России» проводились исследования химического состава сребреников, и в результате можно встретить информацию, что 75 % монет «практически не являются серебром». По нашему мнению это ошибочное суждение, вероятно связано с отсутствием соответствующего оборудования. Исследования проб серебра, которые использовались в работе М.П. Сотниковой, И.Г. Спасского проводились примитивными методами – путём механического соскоба и сравнения цвета металла на пробирном камне. РФА разоблачает только некоторые подделки, в изготовлении которых применялись современные стандартные сплавы, в которых отсутствуют примеси руды. Анализ бессилен если для изготовления подделок использовался металл того времени, например с арабских дирхемов. РФА позволяет определить пробу серебра, для следующего исследования.
3й способ – Металлография – метод позволяющий определить особенность структуры сплава металлов внутри монеты, характер которых определяется металлургическими процессами их получения. Для правильного понимания и чтения микроструктур необходимы элементарные знания о поведении сплава двух основных металлов – серебра и меди в процессе плавления. По диаграмме состояния видно, что это система затвердевает, образуя твёрдые растворы с ограниченной растворимостью.
При этом возникают следующие фазы, легко различимые под микроскопом: а) обогащённый серебром α – твёрдый раствор с наибольшим содержанием меди – 9%; б) обогащённый медью β – твёрдый раствор с наибольшим содержанием серебра 8%. Только в сплаве состава 72% Ag и 28% Cu образуется одновременно α – и β – фазы. Температура затвердения этого сплава от начала процесса до конца 779 °C. Кривая охлаждения его подобна кривой охлаждения чистого металла. Структура данного сплава мелкозернистая и равномерная.
Такую структуру принято называют эвтектической. Если содержание серебра в сплаве меньше 72%, то такой сплав называется заэвтектическим. К этой области сплавов принадлежит, например, сплав, содержание серебра в котором 50 %. Он начинает затвердевать при такой же температуре, как и сплав 875 пробы, но в отличие от последнего при затвердевании из расплава выделяются кристаллы β – фазы. С их ростом содержание меди в расплаве уменьшается, а содержание серебра увеличивается. Когда содержание серебра достигает 72%, а температура упадёт до 779 °C, остаточная жидкая фаза кристаллизируется вокруг крупных кристаллов β – фазы, в виде эвтектики, т.е. происходит одновременное образование α – и β – фаз.
Если содержание серебра в сплаве выше 72%, то такие сплавы называют доэвтектическими, как например, сплав серебра 875 пробы. При затвердевании при температуре 840 °C из расплава выделяются обогащённый серебром кристаллы α – фазы. Содержание серебра в расплаве уменьшается, и при температуре 779 °C остаток расплава затвердевает в виде эвтектики, расположенной по границам крупных зёрен α – фазы. Строение и микроструктура древнего металла изучается на небольшом шлифе (3-5 мм) сделанном на торце монеты. Для приготовления шлифа монету или ее обломок заливают в фенольную смолу с проводящим наполните- лем. После исследования смола раскалывается или растворяется в ацетоне. Отполированный край монеты протравливается различными кислотами-травителями. Для высокопроб- ных монет разводят в 400 г дистиллирован- ной воды 20 мл азотной кислоты, в готовый раствор добавляют 2 г двухромовокислого калия, и размешивают до полного растворения. Для низкопробного серебра в 100 мл дистиллированной воды растворяют 1.5 г сульфата натрия, в готовый раствор добавляют 20 г хромового ангидрида. Для исследования используется электронный сканирующий микроскоп (Camscan). Необходимое увеличение для просмотра микроструктуры монеты 200- 1000 крат. По результатам металлографии можно определить способ производства ме- талла – чеканка, выплавка, ковка. Как правило, проведя все три исследования, можно точно определить подлинность исследуемой монеты, хотя в 90% случаев достаточно первого этапа – визуального сравнения с подлинными штемпелями.
Рассмотрим несколько примеров определения подлинности сребреников.
Первый образец – сребреник 4го типа Владимира, сомнений в подлинности по визуальному сравнению, не возникло. Сделав РФА видно, что химический состав сплава монеты и состояние металла не вызывает сомнений в ее древности. Так как монета практически на половину состоит из меди, то потери удельного веса нашего образца произошли из-за перехода меди (8,9 г/ см3 ), в закись меди (6 г/ см3 ). Плотность исследуемой монеты составляет 7.5 г/см3 , что свидетельствует о археологичности монеты и не вызывает сомнений в подлинности. Металлография. Подготовленный для металлографии шлиф монеты имеет желтоватомедный цвет, соответствующий цвету низкопробного серебра. Наружный и внутренний слои не отличаются по характеру микроструктуры. На фото в структуре внутреннего слоя видны две составляющие:
1 – фаза альфа на основе серебра (светлая);
2 – фаза бета на основе меди (тёмная). Дендритные ветви короткие, небольшого размера, что характерно для сплавов легируемых медной стружкой с быстрой кристаллизацией после литья.
Быстрая кристаллизация отливки могла быть получена несколькими производственными процессами, например, в результате изготовления заготовки в двухстороннюю металлическую изложницу, разлива на металлическую поверхность и др. способами, с быстрой потерей температуры. На образце практически нет не подвергшегося коррозии ядра монеты. Это свидетельствует о длительном монеты в почве. Металлографическое исследование выявило способ производства монеты (литье или штамповка). По фото видно, что монета подвергалась деформации и отжигу, следовательно чеканилась на отожженной заготовке. Это заметно по характерной раздробленности структуры не сохранившихся первоначальных непрерывных контуров дендритов. Второй пример. Монета с «фантазийными» ново изготовленными штемпелями. Фальшивомонетчики изготовили подделку сребреника 3го типа Владимира, на старом кружке, вероят- но на монете позднего Средневековья. На мо- нете присутствует стекловидная зелень (окис- лы карбонатов), просматривается характерная для древних монет слоистость и пористость металла. Плотность монеты составляет 8.3 г/ см³, что соответствует плотности подлинной монеты.
Результат РФА определяет малое содержание золота (Au – 0.016%) и отсутствие висмута (Bi), при очень высоком содержании серебра. Анализируя РФА проведенные на 50ти сребрениках, минимальное содержание золота (Au) 0.05 %, показал анализ всего двух монет. В обоих случаях, это были сребреники с малым содержанием серебра 46% и 36%. Из этого следует, что результат РФА второго образца, не соответствует процентному содержанию примесей, подлинным монетам Киевской Руси. Фальшивку, вероятно, изготовили путём передавливания под прессом ново резаным штемпелем. Остальная информация доступна в каталоге "Монеты Киевской Руси" Д. Камышан А. Медник 2019г.
Всем спасибо за внимание! С ув.
Представляю Вашему вниманию часть статьи "Методы определения подлинности сребреников"
Информация и фотографии были взяты из каталога "Монеты Киевской Руси" Д. Камышан А. Медник 2019г
Определение подлинности сребреников включает в себя комплекс исследований. Не дешевая стоимость монет, множество неизвестных штемпельных пар, – эти факторы сделали сребреники одними из самых часто подделываемых монет эпохи Средневековья. Подделки можно разделить на несколько видов:
1) Фантазийные экземпляры не существующих штемпелей, выполненных способом литья. Такие подделки выглядят больше как сувенирная продукция и легко определяются при штемпельном сравнении с фотографиями подлинных монет.
2) Фантазийные экземпляры не существующих штемпелей, выполненные штамповкой под прессом на кружке средневековой монеты. Иногда такие подделки можно ошибочно принять за настоящие, обнаружив на поле натуральные зелёные окислы, оставшиеся с подлинной монеты.
3) Копии, выполненные из подлинных монет, изготовленные методом литья по выплавляемым восковым моделям. Этот метод является одним из самых распространённых среди современных фальшивомонетчиков, так как изготовление не составляет большого труда. Использование фальшивомонетчиками металла древних монет (дирхемов) делает РФА бесполезным для определения подлинности. Фальшивки, изготовленные данным способом, имеют значительно меньшую плотность, чем подлинные монеты. Плотность сребреников легко определяется методом гидростатического взвешивания. Сдерживающим фактором для массового производства подделок этим способом, является необходимость использования подлинной монеты. При этом оригинальный образец рискует быть разломанным в процессе изготовления восковок.
4) Наиболее сложные в определении подлинности, это подделки изготовленные методом штамповки из литых штемпелей-матриц, выполненных по образцу подлинной монеты.
Иногда поддельные штемпеля изготавливают при помощи ЧПУ и пантографа. Чтобы разобраться в этом, предлагается несколько вариантов исследований, при проведении которых можно отбраковать фальшивки.
1й способ – и самый легкодоступный - визуальное исследование монеты в 10ти кратном увеличении, и сравнение её с подлинными штемпелями, если таковые имеются. Причем нужно иметь в виду, что часто одна лицевая сторона может иметь две оборотных, и наоборот. Для примера, можно сравнить две оборотные стороны сребреника Ярослава, подлинную и подделку. Даже не вдаваясь в подробности технологии изготовления подлинных и фальшивых монет, несоответствия штемпелей хорошо просматриваются. В данном случае, для определения подделки достаточно визуального сравнения штемпелей. Определению подлинности способствует знание процесса производства монет. Например, представим средневекового мастера с пуансоном и молотком в руках, который на штемпеле выбивает точечный ободок по окружности монеты.
Ниже фото сравнение современной подделки с оригиналом.
Набивка ободка происходит по тонкой разметочной линии, которая часто просматривается на качественно прочеканенных сребрениках. Через 4-5 ударов мастер просматривает попадания точек в разметку, возможно сменив положение пуансона или изменив угол наклона. При такой технологии точечные ободки на подлинных монетах выглядят как серии по несколько одинаковых точек набитых одним инструментом. Точечный ободок на подделке выглядит как набор развернутых в разные стороны точек, разной формы, что не соответствует технологии изготовления подлинных монет.
Есть еще ряд признаков, по которым можно легко отличить подделку от подлинных монет. Подлинные штемпеля сребреников выбивались, поэтому должно присутствовать вздутие металла на штемпеле. На монете это выглядит как углубление вокруг буквы. Таким же способом набивались и другие элементы букв и изображений на монетах. На всех подлинных сребрениках остаются следы разметки (тонкие линии) и разные по глубине следы от ударов. Поддельные монеты изготавливаются по другим технологиям.
Ниже фото вздутия металла после использования пуансона(углубления на монете)
На примере подделки монеты Ярослава, видно довольно точное копирование почти всех элементов изображения. Вероятно монета изготовлена способом штамповки (тиснения) возможно на старой заготовке. За образец брали фотографию известной монеты этого штемпеля (хран. ГЭ Сотн. №222). Предположительно штемпель изготавливался при помощи пантографа, который, использовался для копирования контуров шаблона. Изготовление штампов возможно на машинах с числовым программным управлением. Для автоматического управления процессом изготовления штампа в машине с ЧПУ используется программа, которую можно написать с чёрно-белой фотографии. Вероятно, таким способом изготавливали копию. При использовании машины с ЧПУ, для изготовления штампов (применяемых для последующего тиснения), возможно создание подделок довольно высокого качества. Если на монете есть окислы карбонатов и хлоридов, то подлинные окислы легко скалываются механически, и не могут быть эластичными в виде пластилина или пасты ГОИ. На современных подделках научились, «выращивать» карбонат меди (зелень), форсируя процесс окисления при помощи хим. реактивов. Зелёная патина хорошо создается искусственно при наличии углекислого газа и называется гидроокисным карбонатом меди. Такая зелень выглядит очень натурально, но имеет рыхлую структуру. Бурые налёты закиси меди подделывают при помощи окисления металлической стружки, которая оставляет ржавый поверхностный налет на монете. Как правило, подлинную закись можно легко распознать, так как она почти всегда находится в глубоких раковинах коррозированного металла низкопробных сребреников. Практически не встречаются подделки с черными окислами (двухвалентным оксидом меди). Если ранее на монете были смыты все окислы и поверхность монеты коррозирована, это не дает нам возможность разглядеть полной картины технологии изготовления, то необходимо провести РФА.
2й способ РФА – Рентгенофлуоресцентный анализ, определяет элементарный состав сплава металла, из которого изготовлена монета. Удобство этого метода в том, что он является не разрушительным для монеты. В данном каталоге впервые публикуется состав металлов и примесей на 50 монет. Основные химические элементы, обнаруженные в сребрениках при исследовании – это серебро и медь. Кроме этого, в монетах присутствовали примеси характерные для производства серебра и меди из руды в средневековье. Составлена общая таблица детализированного состава метала с микропримесями. Сделав РФА, можно сравнить результаты исследований монеты с имеющейся в каталоге базой. Монеты являются субэратными, поэтому данные РФА о содержании серебра, меди с поверхности и из среза монеты имеют значительную погрешность, около 15-20%. В случае тщательной помывки или протравки монеты, проба с поверхности 800-900, а проба не протравленного шлифа 650-700. Повышенная концентрация серебра на поверхности монеты – результат естественного обогащения серебром в процессе коррозии. В неочищенных монетах, наоборот – проба с поверхности может быть ниже пробы шлифа. В нашем исследовании РФА важную роль имеет только наличие или отсутствие микропримесей металлов (до 3%), таких, как свинец, золото, висмут. Определение пробы серебра имеет второстепенную роль, и нужно только для следующего исследования. В работе М.П. Сотниковой, И.Г. Спасского, «Тысячелетие древнейших монет России» проводились исследования химического состава сребреников, и в результате можно встретить информацию, что 75 % монет «практически не являются серебром». По нашему мнению это ошибочное суждение, вероятно связано с отсутствием соответствующего оборудования. Исследования проб серебра, которые использовались в работе М.П. Сотниковой, И.Г. Спасского проводились примитивными методами – путём механического соскоба и сравнения цвета металла на пробирном камне. РФА разоблачает только некоторые подделки, в изготовлении которых применялись современные стандартные сплавы, в которых отсутствуют примеси руды. Анализ бессилен если для изготовления подделок использовался металл того времени, например с арабских дирхемов. РФА позволяет определить пробу серебра, для следующего исследования.
3й способ – Металлография – метод позволяющий определить особенность структуры сплава металлов внутри монеты, характер которых определяется металлургическими процессами их получения. Для правильного понимания и чтения микроструктур необходимы элементарные знания о поведении сплава двух основных металлов – серебра и меди в процессе плавления. По диаграмме состояния видно, что это система затвердевает, образуя твёрдые растворы с ограниченной растворимостью.
При этом возникают следующие фазы, легко различимые под микроскопом: а) обогащённый серебром α – твёрдый раствор с наибольшим содержанием меди – 9%; б) обогащённый медью β – твёрдый раствор с наибольшим содержанием серебра 8%. Только в сплаве состава 72% Ag и 28% Cu образуется одновременно α – и β – фазы. Температура затвердения этого сплава от начала процесса до конца 779 °C. Кривая охлаждения его подобна кривой охлаждения чистого металла. Структура данного сплава мелкозернистая и равномерная.
Такую структуру принято называют эвтектической. Если содержание серебра в сплаве меньше 72%, то такой сплав называется заэвтектическим. К этой области сплавов принадлежит, например, сплав, содержание серебра в котором 50 %. Он начинает затвердевать при такой же температуре, как и сплав 875 пробы, но в отличие от последнего при затвердевании из расплава выделяются кристаллы β – фазы. С их ростом содержание меди в расплаве уменьшается, а содержание серебра увеличивается. Когда содержание серебра достигает 72%, а температура упадёт до 779 °C, остаточная жидкая фаза кристаллизируется вокруг крупных кристаллов β – фазы, в виде эвтектики, т.е. происходит одновременное образование α – и β – фаз.
Если содержание серебра в сплаве выше 72%, то такие сплавы называют доэвтектическими, как например, сплав серебра 875 пробы. При затвердевании при температуре 840 °C из расплава выделяются обогащённый серебром кристаллы α – фазы. Содержание серебра в расплаве уменьшается, и при температуре 779 °C остаток расплава затвердевает в виде эвтектики, расположенной по границам крупных зёрен α – фазы. Строение и микроструктура древнего металла изучается на небольшом шлифе (3-5 мм) сделанном на торце монеты. Для приготовления шлифа монету или ее обломок заливают в фенольную смолу с проводящим наполните- лем. После исследования смола раскалывается или растворяется в ацетоне. Отполированный край монеты протравливается различными кислотами-травителями. Для высокопроб- ных монет разводят в 400 г дистиллирован- ной воды 20 мл азотной кислоты, в готовый раствор добавляют 2 г двухромовокислого калия, и размешивают до полного растворения. Для низкопробного серебра в 100 мл дистиллированной воды растворяют 1.5 г сульфата натрия, в готовый раствор добавляют 20 г хромового ангидрида. Для исследования используется электронный сканирующий микроскоп (Camscan). Необходимое увеличение для просмотра микроструктуры монеты 200- 1000 крат. По результатам металлографии можно определить способ производства ме- талла – чеканка, выплавка, ковка. Как правило, проведя все три исследования, можно точно определить подлинность исследуемой монеты, хотя в 90% случаев достаточно первого этапа – визуального сравнения с подлинными штемпелями.
Рассмотрим несколько примеров определения подлинности сребреников.
Первый образец – сребреник 4го типа Владимира, сомнений в подлинности по визуальному сравнению, не возникло. Сделав РФА видно, что химический состав сплава монеты и состояние металла не вызывает сомнений в ее древности. Так как монета практически на половину состоит из меди, то потери удельного веса нашего образца произошли из-за перехода меди (8,9 г/ см3 ), в закись меди (6 г/ см3 ). Плотность исследуемой монеты составляет 7.5 г/см3 , что свидетельствует о археологичности монеты и не вызывает сомнений в подлинности. Металлография. Подготовленный для металлографии шлиф монеты имеет желтоватомедный цвет, соответствующий цвету низкопробного серебра. Наружный и внутренний слои не отличаются по характеру микроструктуры. На фото в структуре внутреннего слоя видны две составляющие:
1 – фаза альфа на основе серебра (светлая);
2 – фаза бета на основе меди (тёмная). Дендритные ветви короткие, небольшого размера, что характерно для сплавов легируемых медной стружкой с быстрой кристаллизацией после литья.
Быстрая кристаллизация отливки могла быть получена несколькими производственными процессами, например, в результате изготовления заготовки в двухстороннюю металлическую изложницу, разлива на металлическую поверхность и др. способами, с быстрой потерей температуры. На образце практически нет не подвергшегося коррозии ядра монеты. Это свидетельствует о длительном монеты в почве. Металлографическое исследование выявило способ производства монеты (литье или штамповка). По фото видно, что монета подвергалась деформации и отжигу, следовательно чеканилась на отожженной заготовке. Это заметно по характерной раздробленности структуры не сохранившихся первоначальных непрерывных контуров дендритов. Второй пример. Монета с «фантазийными» ново изготовленными штемпелями. Фальшивомонетчики изготовили подделку сребреника 3го типа Владимира, на старом кружке, вероят- но на монете позднего Средневековья. На мо- нете присутствует стекловидная зелень (окис- лы карбонатов), просматривается характерная для древних монет слоистость и пористость металла. Плотность монеты составляет 8.3 г/ см³, что соответствует плотности подлинной монеты.
Результат РФА определяет малое содержание золота (Au – 0.016%) и отсутствие висмута (Bi), при очень высоком содержании серебра. Анализируя РФА проведенные на 50ти сребрениках, минимальное содержание золота (Au) 0.05 %, показал анализ всего двух монет. В обоих случаях, это были сребреники с малым содержанием серебра 46% и 36%. Из этого следует, что результат РФА второго образца, не соответствует процентному содержанию примесей, подлинным монетам Киевской Руси. Фальшивку, вероятно, изготовили путём передавливания под прессом ново резаным штемпелем. Остальная информация доступна в каталоге "Монеты Киевской Руси" Д. Камышан А. Медник 2019г.
Всем спасибо за внимание! С ув.
Изменено: DD1380 - 04.01.2021 14:15:54
(Удалено истинное имя и фамилия автора поста)