Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
шлемы, о сходстве
 


Это ведь не случайное сходство?


Изменено: Avitus - 15.01.2021 20:35:24
Теоретический вопрос о редкости
 
По следам вчерашнего обсуждения вот тут:

https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic300002/message3293511/#message3293511



Вопрос сначала безотносительно этой монеты, интересует именно подход.
И так, насколько это хорошо, когда монета в своем роде одна и о ней нет никаких сведений, в т. ч. в литературе?
Что лучше, когда аналогичных монет несколько (две или три), или если она уникальна?

Мне показалось вдруг, что когда есть несколько монет-аналогов, то это лучше? Можно сравнить, точнее идентифицировать изображение?

Пример - монета сверху: предполагают что на аверсе Горгона. Но ведь это как ткнуть пальцем в небо, не более?
Сложилось чувство, что аукционный дом сам не прошарил что продавал, иначе бы постарались с описанием и добавили всяких правильных слов, вроде "редкая" и т. п.
Требуются советы по чистке
 
Подскажите пожалуйста, каким образом убрать с поверхности вот эту зеленую пакость?
Налёт твердый.

Конкурс, голосование в номинации "Новое время", голосование.
 


[SIZE=5][B][COLOR=#7A0026]Начинаем предновогодний нумизматический конкурс.[/COLOR][/B][/SIZE]

Голосование продлится до [B]20.12.2020 00:00:00[/B] - время Московское.
Каждый может проголосовать лишь раз за понравившуюся ему монету. Сначала голосуем, лишь потом смотрим результаты.
Конкурс проходит параллельно в четырех номинациях. Не забудьте проголосовать и в других ветках конкурса.  :bye:
Конкурс, голосование в номинации "Средневековье, Ренессанс, Просвещение", голосование.
 


[SIZE=5][B][COLOR=#7A0026]Начинаем предновогодний нумизматический конкурс.[/COLOR][/B][/SIZE]

Голосование продлится до [B]20.12.2020 00:00:00[/B] - время Московское.
Каждый может проголосовать лишь раз за понравившуюся ему монету. Сначала голосуем, лишь потом смотрим результаты.
Конкурс проходит параллельно в четырех номинациях. Не забудьте проголосовать и в других ветках конкурса.  :bye:
Конкурс, голосование в номинации "Древний Рим"
 
[SIZE=5][B][COLOR=#7A0026]Начинаем предновогодний нумизматический конкурс.[/COLOR][/B][/SIZE]

Голосование продлится до [B]20.12.2020 00:00:00[/B] - время Московское.
Каждый может проголосовать лишь раз за понравившуюся ему монету. Сначала голосуем, лишь потом смотрим результаты.
Конкурс проходит параллельно в четырех номинациях. Не забудьте проголосовать и в других ветках конкурса.  :bye:
Конкурс, голосование в номинации "Древняя Греция"
 


[SIZE=5][B][COLOR=#7A0026]Начинаем предновогодний нумизматический конкурс.[/COLOR][/B][/SIZE]

Голосование продлится до [B]20.12.2020 00:00:00[/B] - время Московское.
Каждый может проголосовать лишь раз за понравившуюся ему монету. Сначала голосуем, лишь потом смотрим результаты.
Конкурс проходит параллельно в четырех номинациях. Не забудьте проголосовать и в других ветках конкурса.  :bye:
Открытие конкурса "Любимое приобретение года", правила, сроки, благодарности и призы
 


[B]Правила:[/B] голосовать можно по одному разу в каждой из 4-х номинаций, но поддержать понравившиеся монеты можно комментариями и плюсами в любых количествах.

[B]Голосование продлится до воскресенья, 20 декабря, до 00:00 по Москве.[/B]

Тысяча благодарностей ув. [B]Boris GodonEarth[/B] за всестороннюю помощь и поддержку в организации конкурса! Сердечная признательность всем форумчанам, принявшим участие в конкурсе!

Ну и наконец, приз победителям в номинациях, который я так долго держал в секрете:



Вот такой календарь, где белое место в центре займет монета-победительница. Календарь в виде файла для печати (формат А3, 297×420 мм) получат только победители. Каждый из календарей будет чуть отличаться один от другого. Всего будет выдано 4-е экземпляра, после чего исходник будет стерт.

Желаю позитива и хорошего настроения всем форумчанам и [B]удачи всем участникам[/B]!
Сбор заявок на нумизматический конкурс "Любимое приобретение года", сроки, требования
 
Подробности тут: https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic298014/message3258238/#message3258238

Не пропустите и не откладывайте до последнего дня подать заявку!
Cбор заявок на нумизматический конкурс "Любимое приобретение года", требования, сроки.
 
Начинаем сбор заявок на нумизматический конкурс [B]"Любимое приобретение года"[/B] - с разделением по периодам: антика, средневековье, новое время.
Конкурс будет проводиться параллельно в трех ветках соответственно:

[LIST=1][*]Антика[*]Средневековье[*]Новое время
[/LIST]

На конкурс принимаются любые монеты приобретенные в 2020 г. и принадлежащие на момент конкурса участнику, находящиеся на руках или в доставке.
Каждый участник может прислать на конкурс не более 3-х монет в каждой из категорий.

Для участия в конкурсе направляйте заявки на электронную почту: [B]avitus_one@mail.ru[/B]

Требования к заявкам:
- В заявке указывается ник участника.
- Прикладываются фото монет свои или аукциона (фон не важно), дается стандартное описание монет: Правитель, место чеканки, годы чеканки, номинал, металл и другие ТТХ (вес, диаметр, каталожные ссылки и пр.) Любой рассказ или дополнительная информация по монетам приветствуется, ведь хороший рассказ - это уже половина успеха).

Желательно:

- Фотографии аверса и реверса должны быть склеены в один файл (!)
- Размер файла изображения не должен превышать 0.8 МB.
Если нет такой возможности, шлите как есть, сам склею.
- Фотографии и описания монет в заявке должны быть пронумерованы в соответствии друг с другом.

[B]Сбор заявок заканчивается 11 декабря 2020, в 23,59. время Московское.[/B]
Не пропустите и не откладывайте до последнего дня подать заявку!

[B]Конкурс стартует 12 декабря 2020. Голосование будет продолжаться ровно 10 дней. [/B]
Изменено: Avitus - 02.12.2020 13:03:36
Предновогодний конкурс, приглашаем принять участие и завершить этот год на хорошей ноте
 
Начало: https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic297491/message3253001/#message3253001

Продолжение: https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic297615/message3254252/#message3254252

Ветка "Античные монеты" приглашает всех форумчан принять участие в предстоящем конкуре. Мы ждем Вас!
Опрос по теме конкурса, тема, номинации, участие
 
Это предварительный опрос. Если возникнут интересные варианты для темы - пишите, буду добавлять. Опрос только до среды, т.к. времени не так уж и много
Начало тут: https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic297491/message3253001/#message3253001
Изменено: Avitus - 29.11.2020 13:45:26
Идея на рассмотрение, Скоро праздники, предлагаю конкурс
 
Очень давно, почти уж год, на форуме не проводился никакой конкурс. Предлагаю, в предверии праздников, провести. Если ув. форумчане и модераторы будут не против - а точнее, если будут определенно "за", то тут можно обсудить критерии.
Пэ. Эс. Не пинайте, если что - просто душа требует праздника)
Maximinus II / SOLI INVICTO, Вопрос о реверсе
 

Maximinus II BI Nummus. Nicomedia, circa AD 312. IMP C GAL VAL MAXIMINVS P F AVG, laureate head to right / SOLI INVICTO, Sol, radiate, standing to left, holding head of Serapis and raising right hand; B in left field, SMN in exergue. RIC VI 73b

Что за неприятность с Сераписом случилась?

Изменено: Avitus - 26.11.2020 21:46:14
Двуликий Янус с молниями, очередной вопрос
 
Наткнулся на такую вот монетку:



Geta. Silver Denarius, AD 209-212. Rome, AD 211. P SEPT GETA PIVS AVG BRIT, laureate head of Geta right. Reverse: TR P III COS II P P, Janus standing facing, holding inverted spear and thunderbolt. RIC 79; BMC 13; RSC 197.

Не нашел упоминаний о отождествлении Януса с Юпитером, потому интересуюсь - почему Янус держит связку молний?
Какой римлянин не любит быстрой езды?
 
Искал монеты со всадником вот сюда:
https://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum71/topic84644/message3237463/#message3237463

но пройти мимо вот этих красавцев не смог






Особо впечатлили кентавры)
Аурелиан, вопрос о серебрении
 
Вот два Аурелианова антониниана  RESTITVTOR ORBIS:


этот с серебрением,


а этот без.

С чем это связанно - с монетным двором? Годами выпуска? Или оба были изначально с серебрением?
JUSTIN II. Pentanummium?, атрибуция
 
Требуется помощь с атрибуцией. В первую очередь интересует монетный двор, заранее благодарю.
Вес/размер: 1,75 g /13-16 m

Изменено: Avitus - 13.11.2020 15:20:00
Helena/Securitas помощь в атрибуции
 


Helena. Augusta, A.D. 324-328/30. AE  18,2 mm, 2.68 g . Struck A.D. 326-328. FL HELENA AVGVSTA, diademed and draped bust of Helena right wearing necklace / SECVRITAS REIPVBLICE, Helena as Securitas standing facing, head left, holding branch pointing downward and raising hem of robe. RIC 159; LRBC 823.

Помогите пожалуйста понять номинал монеты и место чеканки. Спасибо!
"История не терпит сослагательного наклонения", Предлагаю немного пофантазировать
 
Слова Карла Хампе (Karl Hampe, 1869 – 1936), немецкого историка, профессора Гейдельбергского университета — "Die Geschichte kennt kein Wenn" ("История не знает слова "Если", нем.).

Что ж, немного фантазии, полагаю,  не помешает.
Имеется мнение, что современная европейская цивилизация - суть, прямой потомок цивилизации древнего Рима. Но интересно было бы представить себе, как бы выглядела наша цивилизация, победи в пунических войнах Карфаген?
Кадр из сериала "Рим"
 
Вторая серия первого сезона "Рим" 2006 г.



Нет, я не ожидал что режиссеры возьмут да и опустятся до таких мелочей  как правдоподобные копии.
Все равно интересно было бы понять  что они взяли за образец.
Элий Вер, Modern fake for study
 


Встреть я это фото в другом месте, решил бы сходу что это сувенир.

https://www.acsearch.info/search.html?id=3221497

А так я был минутку в ступоре, пока не сообразил все же прочесть описание.
Зачем солидному продавцу вообще связываться с современными подделками?
И тем более, зачем нужна эта информация на acsearch?
Производство монет в Римской империи, найдено на просторах.
 
В качестве оговорки:  понимаю, ничего нового для большинства форумчан в статье нет, но лично мне некоторые аспекты показались интересными. Автор мне неизвестен, текст вырван из большой работы.
В статье имеются описания монет, но их фото, к сожалению отсутствуют.

Металл и заготовки для монет

Основными металлами, которые использовались в качестве материала в монетном производстве, являются золото, серебро и бронза. Эти металлы удобны, из-за их редкости (больше относится к первым двум), относительной мягкости и пластичности и, наконец, - низкой коррозийности. Не всегда эти металлы использовались в чистом виде, часто они смешивались между собой, это происходило скорее в неприятные для государства времена. В благоприятную эпоху римляне старались использовать как можно более чистые материалы для своих номиналов. На монетный двор металл мог поступать из двух источников - из горной выработки, где добывалась руда и переплавлялась в слитки, или же из отработавших своё старых монет, а также различных предметов быта или культа (чаши, скульптуры, украшения). Каким бы образом металл не попадал в плавильню, там он переплавлялся в крупные слитки весом в один римский фунт, равный 327 граммов (один либр). С целью гарантировать чистоту материала на слиток ставилась печать с именем императора и чиновника ответственного за данную операцию. К счастью об этом мы можем судить определенно, так как до нас дошло несколько таких слитков.

слиток с именем Лициния



Итак, металлические слитки по одному либру каждый доставлены на монетный двор. Следующий этап - приготовление монетных заготовок для последующего чекана. Римляне никогда не контролировали вес отдельных монет, понимая, что при огромных объемах производства монетной массы это просто технически невозможно. Они нашли элегантное решение - монетные кружки отливались в специально приготовленных формах. Формы, по-видимому, могли быть совершенно разными - все зависело от номинала и веса будущей монеты. В некоторых случаях мы можем сразу сказать о конструкции литейной формы по виду гурта монеты, иногда - нет и нужны дополнительные данные. Например, по виду александрийских гемидрахм можно сказать, что заготовки для них отливались в ванночках со скошенными под углом краями, а по следу двух литников, видимых на гурте напротив друг друга, можно заключить, что канал, по которому тек металл, делил монету на двое. Делалось это для того, чтобы было легко извлекать заготовку из формы путем ее простого опрокидывания. Заготовки для серебряных денариев, по-видимому, отливались в более хитро устроенных формах, потому что следы литника на гурте, как правило, отсутствуют. Этому есть следующее объяснение - слиток нарезался на мелкие кусочки-крупинки, они взвешивались и количество материала, необходимое для одной монеты, высыпалось в углубление, проделанное в массе огнеупорного массива. Массив помещался в печь, где крупинки расплавлялись и под действием поверхностного натяжения объединялись в единую капельку.



В принципе, это достоверное объяснение, почему у денариев нет следов литника на гурте(ребро монет, монетовидных жетонов, медалей и т.д.), с той лишь поправкой, что римляне не могли взвешивать массу крупинок для каждой монеты по отдельности. Хорошо известно, какой ремедиум(нумизматический термин, обозначающий допустимое отклонение от нормативной массы монеты) был у римских денариев - вес монет иногда колебался на 20 и больше процентов. Поэтому процедура видится так: слиток весом в один фунт (тот самый - со штампом императора) крупным напильником превращался в сыпучую смесь, которая без остатка засыпалась в глиняную форму, где были проделаны примерно одинаковые углубления. Количество монет, получаемое из фунта, все время росло, так как вес денария снижался. Разумно предположить, что в литейной форме проделывалось количество выемок, равное стандартному количеству денариев для данного времени. Таким образом, можно было легко контролировать общий расход материала и гарантировать изготовление нужного числа монет из фунта. При этом вес отдельных денариев мог сильно колебаться в зависимости от конкретной лунки, в которой была отлита заготовка. Так как после отливки заготовки имели шарообразную форму, некоторые исследователи предполагают, что перед чеканом слитки предварительно плющились молотком для придания им формы, предотвращающей выскальзывание заготовки из челюстей штемпеля. приведем еще один пример использования сложной литейной формы при изготовлении бронзового дюпондия Августа из города Нима. Это редчайшая разновидность монеты и назначение такой сложной формы монеты до сих пор точно не установлено. Очевидно одно - путем чекана такой изящной свиной ножки не получить принципиально

Изготовление штемпеля

Проблема выяснения технологических тонкостей при изготовлении штемпеля заключается в том, что римские власти, как, впрочем, и все другие, старались жестко контролировать доступ частных лиц к штемпелям, так как очевидным следствием бесконтрольности в этой области является расцвет деятельности фальшивомонетчиков. Все это привело к тому, что находки штемпелей крайне редки. Более того, каждый раз эти находки случаются в невероятных для производства монет местах. Это вызывает бесконечные дискуссии о подлинности таких штемпелей. Одна из наиболее нашумевших находок случилась в 1789 году в упоминавшемся выше городе Ниме (Франция), когда при перестройке городского фонтана были обнаружены два подлинных на первый взгляд штемпеля для денария и аурея Августа. Никакой информации о том, что именно в этом месте был устроен монетный двор, не было. Не было и других сопутствующих таким находкам вещей. Наиболее распространенная версия объяснения этого феномена заключается в том, что эти штемпеля были украдены из монетного двора, расположенного неподалеку города Лиона (во времена Августа - Лугдунум). Косвенные данные о том, что такие кражи случались, имеются - в четвертом веке один из историков даже предложил расположить монетный двор на острове и запретить всякие сношения его с внешним миром. Кроме того, известно, что такого рода преступления преследовались законодательно. Как бы то ни было, сомнения в том, что найденные штемпеля - подлинные, а не дело рук самих фальшивомонетчиков, будут еще долго преследовать исследователей.



Рассмотрим типичный римский штемпель. Как правило, он состоял из двух частей: нижняя часть (аверс) несла на себе более высокий рельеф - изображение императора-эмитента, верхняя часть (реверс) - определенный сюжет пропагандистского или культового характера. Нижний штемпель делалась более коротким с тем, чтобы при ударе он был устойчивее. Эта часть штемпеля закреплялась в тиски и служила наковальней при ударе. Верхний штемпель имел более вытянутую форму, т.к. при ударе его держали либо рукой, либо специальными клещами. В более позднем варианте обе части штемпеля были соединены в единое целое таким образом, что верхняя часть ездила по направляющим. В этом случае обеспечивалась идеальная центровка будущей монеты. Штемпеля были изготовлены из железа или бронзы. Однако, общие выводы делать из этого не следует, так как наблюдения за характерными разломами штемпелей, оставленные на монетах, указывают, что возможно некоторые из них были изготовлены из стали или закаленной бронзы. Иногда пользовались какой-то специальной "черной бронзе", секрет изготовления которой якобы утрачен. Из одного штемпеля изготавливались если не тысячи, то сотни экземпляров монет. А это значит, что они были гораздо прочнее, чем считалось раньше. Глядя на пару штемпелей денария Августа, первое, что бросается в глаза - вылизанное до зеркальности поле нижнего штемпеля. Очевидно, что первый этап в работе мастера состоял в тщательном шлифовании рабочей плоскости штемпеля. Таким образом, гарантировалось ровное поле будущей монеты с характерным чеканным блеском.

Изредка попадаются монеты, которые однозначно говорят, что на штемпеле производилась разметка композиции. В конце всей работы эти детали со штемпеля убирались. Например: 1.-из провинциального чекана . Сирийская тетрадрахма Андриана, специальным циркулем на штемпеле пропроводились две концентрические окружности, специально отчерчивающие место для будущей легенды. Эти манипуляции былоипроизведены еще до работ над орлом, иначе след от циркуля неизбежно оставался в центре монеты. Это косвенно дает нам информацию о последовательности работ - сначала легенда, затем центральная часть композиции. 2. - из центрального чекана. Реверс денария Элагабала с Эквитас. Здесь проведена всего одна окружность - другой язык, другой алфавит. На самом деле такие остатки "строительных лесов" на монетах не такая уж и редкость, часто их считают "особенностью штемпеля" или просто царапиной.

В целом древние мастера старались в конце работы убрать всю разметку, зашлифовывая поверхность до этого состояния. Однако, если разметка была нанесена острым циркулем или с особенным усердием, то в условиях поточного производства на такую доводку штемпеля могло просто не хватить времени.

Техника нанесения изображения на поверхность штемпеля. Провинциальная тетрадрахма Септимия Севера, отчеканенная в сирийском городе Лаодикее на Маре- мастер в своей работе использовал две основные техники: повторяющиеся участки рельефа выбивались пуансонами(Штамп с рельефным изображением цифр (цифирный пуансон), буквы или группы букв (литерный пуансон), применяемый для нанесения на незакалённый штемпель (или маточник) отдельных элементов изображения (надписей, буквенных и цифровых обозначений). Применение пуансонов значительно ускоряло и удешевляло процесс изготовления монетных штемпелей, особенно при массовой чеканке.), а тонкие изогнутые линии деталей вырезались резцом. На легенде представлен сегмент надписи на реверсе "EZ". Здесь мастер применил, по крайней мере, три инструмента в следующей последовательности. Сначала пуансоном правильной треугольной формы набивается костяк каждой буквы. Например, в букве "Е" - это три вертикально расположенных углубления: , затем мастер применяет другой пуансон, который выглядит как длинная узкая борозда: . Эта операция объединяет треугольники в единую букву, но все равно некоторая угловатость деталей остается. Поэтому мастер доводит работу до ума с помощью острого тонкого резца, закругленность буквы достигается несколькими короткими режущими движениями инструмента. Можно сделать вывод о том, что в работе над легендой мастер избегал того, чтобы браться за резец. И это вполне оправдано. С одной стороны работа пуансонами легче контролируется - прицелился кернышком и ударил по нему молоточком. Управление резцом требует более подготовленную кисть руки и значительного напряжения, так как степеней свободы движения инструмента в этом случае больше. С другой стороны, такой стиль работы сказывается на ее скорости - работа с пуансоном гораздо более эффективна. Третья особенность – вся надпись на монете выглядит единообразно, выполненной в одном стиле, не лишенном, кстати, своеобразной угловатой эстетики.

Орел на реверсе монеты. Характерные заветвления в оперении орла выполнены не резцом, а специальным пуансоном! Мастер иногда проворачивал пуансон вокруг оси, меняя силу удара молоточка по инструменту, менял угол наклона пуансона к плоскости штемпеля и т.д. - то есть использовал целый набор движений для придания разнообразия и живости изображению. Перышки так же получены без использования резца - они выполнены путем нанесения характерных однотипных насечек. В нижней части изображения, там, где волнообразное оперение птицы встречается с ее когтями, можно различить ступенчато-образные следы от работы резца. Хотя инструмент этот должен был отличаться от острого резца для выравнивания букв легенды.

Портрет Императора. Нестандартных и неповторяющихся элементов тут гораздо больше, чем на остальной части монеты. Налицо виртуозная работа резцом. Надо отметить, что скорее всего резец для будущего лица выдавливался каким-то специальным пуансоном, после чего вся поверхность отшлифовывалась. Об этом говорит гладкость щек портрета. И только после этого на гладкую поверхность наносились такие тонкие детали как шевелюра, борода, глаза и уши. Если монета изготавливалась коллективно по методу конвейера, то портрет поручался, очевидно, наиболее подготовленному мастеру. По количеству нестандартных виртуозных движений портрет всегда превосходит все остальное.

На основе этого можно сделать выводы. Первое: мастер в своей работе использовал набор разнообразных пуансонов и резцов. Второе: где это возможно, предпочтение всегда отдается пуансонам из-за их большей функциональности и эффективности. Если от усилия повело резец, то остается крайне неприятная царапина. Результат действия пуансона всегда локален - если ударил чуть-чуть не туда, всегда можно подкорректировать изображение дополнительными ударами. Третье: помимо пуансонов примитивной формы для каждого типа монет изготавливается набор нестандартных инструментов. Четвертое: портрет императора приобретает свою выразительность из-за максимального использования резцов при его проработке. Именно поэтому линии лица плавные и легкие. Такую работу мог выполнить только самый опытный мастер с задатками недюжинного художника.

Центральный имперский чекан: - денарий Александра Севера. Кусок надписи "IMP" , все вертикальные палочки выполнялись одним пуансоном - об этом говорит повторяющееся характерное раздвоение в нижней части каждой буквы. Петелька в букве "Р" выполнена другим пуансоном Срединные палочки в "М" - тут мастер мог использовать как новый пуансон с короткой палочкой, так и самый первый инструмент, наклоняя его при ударе молоточком таким образом, чтобы получилась более короткая канавка. Ясно, что и здесь легенда выполнялась с помощью небольшого числа пуансонов.

Портрет Императора. Характерную структуру имеет шевелюра лауреата. Технология ее изготовления очевидна. Сначала на совершенно гладкой, отшлифованной до зеркального блеска поверхности штемпеля крупным пуансоном выдавливалась "болванка" будущей головы Императора, затем голова дорабатывалась. Бритый затылок Александра выполнялся посредством множества последовательных ударов мелким пуансоном. При этом нельзя не удивиться точности руки мастера, - удары настолько выверены, что точки ложатся ровно, словно работает машина, а не человек. Несомненно, что кое-какие детали на монете подправлялись резцом, но основной объем работы ложился на чеканщика, а не на резчика. Таким образом, технология изготовления штемпеля была одинаковой как на востоке страны, так и в столице. Конечно, утверждать, что во все времена римляне использовали одну и ту же технологию, было бы самонадеянно, тут требуется специальное исследование, однако некоторые важные для нас выводы мы сделали.

В заключении отметим еще один нюанс. Работа пуансоном оставляла на поверхности особый след: при ударе часть металла выдавливалась из лунки наружу, образуя вокруг выемки венчик. Если теперь таким штемпелем отчеканить монету, то вокруг букв появляются характерные углубления. Такие структуры оставляют впечатление неряшливости, и древние старались убирать их путем шлифования поверхности штемпеля. Абсолютное большинство монет не имели такой окантовки, но иногда незачищенные экземпляры встречаются. Часто можно встретить такие вещи на денариях Антонина Пия. С чем это связано, трудно сказать, но факт определенного отступления от технологии при этом Императоре налицо.

Чекан монеты

Существует неоспоримое доказательство технологии римского чекана - это республиканский денарий Тита Каризия 46 года до н.э. с изображением основных инструментов, использовавшихся при этом процессе. Аверс денария несет изображение римской богини Монеты (Юноны) - покровительницы всех нумизматов. Монетный двор располагался прямо в храме этой богини, и ее имя со временем стало нарицательным во всем, что касается монетного дела. На реверсе приведен весь инструментарий маллеатора (malleator = молотобойца). Во-первых, тут присутствуют обе половинки штемпеля – верхний и нижний, щипцы (слева) и молоток (справа).

Некоторые интерпретируют объект в верхней части как шапочку Вулкана - бога огня и металлургии. Возможно, правда, что древний мастер изобразил верхний штемпель в виде шапочки - любое из этих объяснений подходит. Из этого можно сделать один важный вывод - монеты чеканились из горячей заготовки. Именно поэтому нужны щипцы. Отсюда следует, что все рассуждения о твердости материала штемпеля должны учитывать, что удар приходился по разгоряченной мягкой заготовке. Поэтому вполне вероятно, что бронзовый штемпель мог бить бронзовую монету без значительного износа. Ничего удивительного, что закаленный штемпель мог производить сотни и даже тысячи экземпляров монет. Общая схема чекана, таким образом, выглядит так - в станине-наковальне жестко закрепляется нижний штемпель. Далее разгоряченная заготовка, только что специально слегка расплющенная молотком, кладется на наковальню, накрывается верхним штемпелем, по которому наносится удар молотком. Как видим, для этого процесса необходимо, по-крайней мере, два человека - один держит клещами заготовку, второй держит верхний штемпель и наносит удар молотком. Стоит отметить несколько характерных особенностей процесса. Прежде всего, основная механическая нагрузка приходится на верхний штемпель, по которому ударяют молотком. Он изнашивается в среднем в три раза быстрее. Именно поэтому самую трудоемкую часть штемпеля, несущую изображение Императора, древние клали вниз. В этом случае она жила дольше, и процесс производства был более эффективен.

Другой момент заключается в том, что классическая схема чекана несовершенна и ведет к многочисленному браку. Например, при ударе заготовка может сдвинуться в сторону - в этом случае монета получается плохо центрованной. Заготовка может испытать двойной (или даже тройной!) удар, нанесенный молотобойцем намеренно или по рассеянности. В этом случае поверхность монеты несет несколько однотипных изображений, наложенных друг на друга . Может произойти и совсем уж смешная вещь на вроде брокажа, когда уже отчеканенная монета застревает в верхнем или нижнем штемпеле, а рабочие, не замечая этого, вставляют следующую заготовку и производят удар.

Описанные выше случаи брака, конечно, не покрывают все возможные ситуации. Случается, что по самой монете невозможно определить, как такой брак был получен. По крайней мере часть брака можно исключить путем усовершенствования процесса чекана. И древние занимались таким изобретательством. Ауреи требовали особенное качество изготовления. В золотом сегменте монетного двора работали лучшие мастера и использовались лучшие технологии. Интересно техническое решение, предотвращающее часть видов брака - верхний и нижний штемпеля вставляются соосно друг в друга так, что заготовка оказывается в замкнутой камере. Скорость изготовления монет при такой схеме ниже, но вопрос качества тут перевешивает.
Марк Аврелий, вопрос о венке
 
Почему в одних случаях венок есть, а в других его нет - денарии вроде приблизительно одного времени (COS III)? И вообще, почему вдруг венка нет? Ведь не цезарь уже, да и выпуск не посмертный?


Изменено: Avitus - 26.10.2020 01:23:45
Септимий Север, Африка.
 
Раньше не встречал такой реверс, но я и не специалист. Подскажите  пожалуйста, это монета нечастая или таких много?



Obverse: SEVERVS PIVS AVG. Laureate head right.
Reverse: P M TR P XV COS III P P. Africa standing right, wearing elephant's skin headdress, holding out fold of drapery; lion right at her feet.
RIC IV-1 207
Commemorative of the Septimius Severus´ travel to Africa in 203.
Веспасиан или Тит?, Помощь в опознании
 
В описании значится Веспасианом, но мне он выглядит как Тит. Кто это?

Корона Галлиена., Вопрос
 
Обратил внимание, что если на неузнаваемо потертом антониниане лучи короны смотрят в сторону носа, то с вероятностью 90%, это будет Галлиен. Вот смотрите сами:



А ещё, странным образом, корона на нем сидит ну как на корове седло: толи размер велик, толи просто она ему не идет, уж не знаю. Сравним с первыми попавшимися близкими по времени правителями:



И собственно, вопрос: это одна и та же корона, или у каждого правителя была своя?
Вопрос. Денарии Клавдия I и Калигулы, финансовая недоступность
 
Калигула правил с 37 по 41 годы (4 года), Клавдий правил с 41 по 54 годы (13 лет) - оба вполне себе немало, сравнительно со многими другими имераторами (к примеру: Гальба, Оттон, Вителлий) а приобрести их денарии в разы неподьемней финансово. Отчего же так?
Совсем не по теме форума, прошу прощения. Осторожно, много картинок., Живопись, акварель. Consecratio, в некотором смысле.
 
Я прошу прощения за столь явное отклонение от основных тем форума..
Представляю вам работы выдающегося акварелиста: моего отца, учителя и просто хорошего и талантливого человека, ушедшего из жизни 2 сентября.


Аурелиан и Вабаллат. Помощь в атрибуции
 


18,9 мм. 7,323 гр. Прошу помочь с полным описанием монеты, спасибо!
Опознание. Понятия не имею что это, Из сети
 
У продавца значится "старинная римская монета". Ясно что не римская, не ясно монета ли вообще. Что это?



И там же что-то, кажется, провинциальное? 7 гр

Изменено: Avitus - 19.08.2020 00:52:09
Нерва, непонятная монета., Прошу помочь разобраться
 
Фото из сети. Заявленный вес 8.06 гр., диаметр не указан. Что это за номинал? И подлинная ли? Реверс тоже впервые вижу такой.

Септимий Север VIRT AVGG, вопрос о редкости
 


На acsearch нашелся только один похожий денарий. https://www.acsearch.info/search.html?id=6517257

Я плохо ищу или он все же нечастый?
Античная нумизматика, вопрос
 
Заинтересовался вопросом, когда же возникла античная нумизматика. Порылся, как водится, в сети и нашел интересные рассуждения, вызывающие ещё больше вопросов.
"Античная нумизматика, как одна из благородных страстей культурного человека, существует уже достаточно давно. Правда, достоверно подтвержденных данных о том, что во времена античности существовали коллекционеры монет, нет. Античные писатели, любившие составлять энциклопедии по всем отраслям знаний, нигде не упоминают об этом увлечении. Тем не менее, существуют четыре косвенных свидетельства о возможном существовании таких коллекционеров.

Первое, Светоний пишет, что «…он [Август] иногда раздавал в подарок и одежды, и золото, и серебро, иногда – монеты разной чеканки, даже царские и чужеземные…» (Suet. Aug.75). Странным и нелогичным нам кажется раздача подарков в виде монет, которые не обращались на внутреннем рынке Рима, особенно это касается «чужеземных» монет. Правда, М.Абрамзон из этого отрывка делает прямо противоположный вывод о том, что данное сообщение свидетельствует о хождении таких номиналов в Риме, оговариваясь при этом, что Август осуществлял такие раздачи «спустя некоторое время после падения Республики». Прямых указаний у Светония и у других авторов на этот факт нет, поэтому такое утверждение представляется весьма спорным. А если допустить, что такие раздачи происходили и после реформы, то к денежному обороту это отношения, скорее всего, не имело. Также Абрамзон пишет, что как добыча или дань в Рим поступало огромное количество неримских монет, «большая часть их, вероятно, переплавлялась» — тогда непонятно, почему эта участь не постигла все чужеземные монеты. То же самое относится и к «царским» монетам, если под ними понимать республиканские выпуски. Более того, Август специально провел денежную реформу, чтобы упорядочить денежное сообщение и заменить всю эту «разно-пробно-весовую» анархию времен Гражданской войны на стройную систему.

Второе, Плиний Старший отмечает в своей книге, что в его время некоторые люди платили за фальшивые монеты больше, чем за настоящие. Это может означать, что такие монеты рассматривались римлянами либо как курьез, либо как предмет коллекционирования.

Третье,  автор совершенно не согласен с выводами Д.Брацуна о причинах чеканки Траяном серии реституционных монет. Главные, на мой взгляд, неувязки в гипотезе Дмитрия о сохранении истории и прославлении «хороших принцепсов» — крайне малый тираж, особенно если принять гипотезу о том, что прежний выпуск был переплавлен практически одномоментно. И еще, Дмитрий упоминает о реставрационных выпусках других императоров, но оговаривается, что они были немногочисленны, тем не менее, они были (и не такие уж малочисленные – выпуски Тита, например), что ставит под сомнение стройность гипотезы. Рискну предположить, что данные «реставрационные» выпуски были своеобразными рестрайками, изготовленными специально для римских коллекционеров.

И последнее, у римлян чрезвычайно большой популярностью пользовалось коллекционирование каменных гемм (Plin.N.H.XXXVII). При всей несхожести материала — суть одна, это красивое выпуклое изображение мифологических и прочих сцен на маленьком куске металла или камня. Коллекционировать геммы могли позволить себе только очень богатые люди, а монеты могли быть дешевой заменой данного увлечения."

"Достоверно коллекционирование античных монет засвидетельствовано с начала с XIII века, когда деятели итальянского Возрождения заинтересовались и стали изучать историю своей страны, привлекая для этих целей и античные монеты. Например, знаменитый поэт Петрарка собрал, помимо великолепной библиотеки античных рукописей, и большую коллекцию античных монет. Необходимо отметить, что первых коллекционеров в первую очередь интересовали портретные изображения героев и правителей древности, которые могли бы проиллюстрировать любимые ими книги Плутарха и Светония. Начиная с XVI века, появляется огромное количество книг, посвященных монетным изображениям знаменитых людей. Авторы того времени искали и «находили» любой необходимый им портрет, а если такого не было — простодушно «атрибутировали» любую безымянную, примерно подходящую по стилю монету. На протяжении всех последующих веков наличие коллекции античных монет и специальной комнаты, а то и целого здания для нее, стало обязательным элементом дома любого феодального правителя."

"Существует достаточно много обыкновенных коллекционеров, для которых собирание античных монет является именно хобби, а не основным занятием. Автору главное различие между коллекционером и нумизматом видится в принципах подбора монетного материала для коллекции. Коллекционер всегда стремится обладать монетой в наилучшем состоянии из возможных, тогда как для нумизмата достаточно состояния, при котором монета уверенно определяется. [B]Коллекционер в первую очередь стремиться следовать эстетическим или историческим принципам, подбирая себе монеты согласно определенным параметрам, иногда ничего общего не имеющим с научными принципами, тогда как нумизматы, как правило, всегда подбирают для музеев штемпельные подборки и целые клады.[/B] Все нумизматические словари определяют коллекцию, как систематизированное, содержащее характеристику каждого объекта, комплексное собрание монет с положенным в его основу единым принципом."

Выделенное болдом вызывает особый интерес для меня, поскольку если автор прав, то я теряюсь в догадках кто я )

"Одной из самых популярных тем является  коллекционирование портретов «двенадцати цезарей», связанное с известнейшей книгой Светония. "

Просветите пожалуйста, о чем идет речь и каких именно цезарей так популярно собирать?
Денарий Августа, вопрос
 

AUGUSTUS (OCTAVIAN) 27 B.C-A.D. 14. AR Denarius, Lugdunum Mint 7-6 B.C.
С этим вроде, понятно.


Возобновленная эмиссия под Траяном.
И как понять, денарий времен Таяна или Августа?
Александр Север. Вопрос
 
Покрутил в руках денарий размером в 21мм и задался вопросом: существуют ли в природе антонинианы Александра Севера? Я имею в виду, прижизненные.



А если нет, то почему?
Изменено: Avitus - 23.06.2020 15:40:50
Несколько византийских аспронов., Требуется помощь с описанием
 
1.  



2.



3.



Спасибо!
Глобус на римских монетах.
 
Кто открыл что земля круглая?




Вот это круглое в руках, рядом на полу или на алтаре, зовется "глобус", что само по себе переводится как шар. Но что это на самом деле, трехмерная модель земли или некий атрибут власти? Ведь если это модель земли, и поскольку изображено на монетах значит это официальная точка зрения, - то выходит зря Колумб вкупе с Магелланом старались доказать то, что уже давно доказано.
Доказано кем?

"В древнем мире величайшие учёные Египта, Греции и всего Средиземноморья работали в Александрийской библиотеке. Одним из них был древнегреческий астроном Эратосфен.

Живя в Александрии, Эратосфен получал удивительные письма из города Сиена в Египте. Там, в частности, говорилось, что в день летнего солнцестояния:

Тень человека, смотрящего в глубокий колодец, закроет отражение Солнца в полдень.

Иными словами, Солнце будет находиться прямо над головой, не отклоняясь ни на градус на юг, север, восток или запад. И если у вас был бы полностью вертикальный объект, он не отбрасывал бы тени.
Но Эратосфен знал, что в Александрии это не так. Солнце подходит к верхней точке в полдень во время летнего солнцестояния в Александрии ближе, чем в другие дни, но и вертикальные объекты там отбрасывают тень.

И как и любой хороший учёный, Эратосфен поставил эксперимент. Измеряя длину тени, отбрасываемой вертикальной палочкой в день летнего солнцестояния, он смог измерить угол между Солнцем и вертикальным направлением в Александрии.

Он получил одну пятидесятую круга, или 7,2 градусов. Но в то же время в Сиене угол между Солнцем и вертикальной палочкой составлял ноль градусов! Эратосфен понял, что Солнечные лучи могут быть параллельны, а Земля – изогнутой.

Если потом он мог бы узнать расстояние от Александрии до Сиены, зная разницу углов, он смог подсчитать бы окружность Земли! Если бы Эратосфен был научным руководителем аспиранта, он бы послал его в путь для измерения расстояния!

Но вместо этого ему пришлось полагаться на известное тогда расстояние между этими двумя городами. А самым точным методом измерения тогда было путешествие на верблюде. Можно понять критику такой точности. И всё же, он полагал расстояние между Сиеной и Александрией равным 5000 стадиев. Вопрос только в длине стадия. Ответ зависит от того, использовал ли Эратосфен, грек, живший в Египте, аттические или египетские стадии, о чём историки спорят до сих пор. Аттический стадий использовался чаще, и длина его составляет 185 метров. С использованием этого значения можно получить окружность Земли равной 46 620 км, что на 16% больше реального значения. Но египетский стадий составляет всего 157,5 метра, и возможно, именно его имел в виду Эратосфен. В этом случае получится 39 375, что отличается от современного значения в 40 041 км всего на 2%!"

Но вернемся к вопросу о глобусе. Был ли глобус просто абстрактной идеей, доказывающей шарообразность земли, или все же существовал в Древнем мире как карты или иные навигационные инструменты?

Глобус Мартина Бехайма физически изготовлен в 1493—1494 годах и является старейшим сохранившимся до наших дней.

Изменено: Avitus - 22.06.2020 12:01:29
Денарий Фаустины старшей, требуется косультация
 
Этот денарий прижизненный или посмертный?

Посмертный денарий Септимия Севера, вопрос о цене
 


Интересуюсь купить вот эту монету, но цена кажется слегка заоблачной. Подскажите пожалуйста в каких пределах нормальная цена для этой монеты?
Кажется я нашел провенанс, но посмотреть цену не могу, нет премиума
https://www.acsearch.info/search.html?id=4722573
Изменено: Avitus - 19.06.2020 23:45:26
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●