В 1812 г. французский комендант столицы Рейнской области вознамерился возвести памятник самой значительной победе Наполеона - победе над Россией.
Цоколь был возведен и надпись на нем по сей день недвусмысленно свидетельствует:
[B]«Год MDCCCXII. В память о компании 1812 г. против русских.»[/B]
Герой не постестеснялся оставить свое имя для потомков - «супрефет Жюль Доазан».
1 января 1814 г. в город вошли русские войска под командованием генерала Эмманюэля Сен-При, русского генерала французского происхождения, прошедшего службу в русской армии от поручика до генерал-лейтенанта.
Приписка была сделана в 1814 г. и гласит:
[B]«Осмотрел, одобрил. Русский комендант города Кобленца. 1 января 1814»[/B].
C. Fonteius. 114-113 BC. AR Denarius (19 mm, 3.76 gm). Janiform head of the Dioscuri; B to left, (? - пока не знаю что) to right / Galley sailing left with pilot and three oarsmen. Crawford 290/1; Sydenham 555; Fonteia 1. GVF. A traditional identification of the obverse janiform head was Fontus or Fons, the son of Janus. The Fonteia gens claimed Fontus as their ancestor and founder, and it was in his honor that the Fontinalia was held every October 13th.
Инцидент с Чарльзом Брауном и Францем Штиглером произошел 20 декабря 1943, когда ас Люфтваффе Франц Штиглер из гуманистических соображений не стал сбивать американский бомбардировщик B-17 Flying Fortress, пилотируемый Чарльзом Брауном.
После бомбардировки Бремена самолёт B-17 был повреждён немецкими истребителями. Франц Штиглер, лётчик 27-й истребительной эскадры Люфтваффе, получил приказ сбить американский бомбардировщик, но вместо этого позволил экипажу вернуться на аэродром в Великобритании, сопровождая его большую часть пути. Отчёт о полёте был засекречен Союзниками, Штиглер же не доложил своему командованию об инциденте, чтобы не быть казнённым. Через много лет после войны пилоты встретились в Северной Америке. Они стали близкими друзьями и общались почти двадцать лет, лётчики умерли с разницей в несколько месяцев.
9 декабря 2012 года была опубликована посвящённая инциденту книга Адама Макоса «Высший призыв: невероятная истинная история битвы и рыцарства в раздираемом войной небе Второй мировой войны» (англ. A Higher Call: An Incredible True Story of Combat and Chivalry in the War-Torn Skies of ххххх War II). В мае 2013 года Том Стоппард и Solipsist Films решили снять фильм по книге. Том Стоппард и его сын Уилл объединились со Стивеном Л’Эреусом для совместной работы над проектом, который должен был иметь бюджет в размере 85 млн долларов, но фильм так и не сняли.
Инцидент стал темой песни No Bullets Fly из альбома Heroes метал-группы Sabaton. Дочь и внук Франца услышали, как эта песня играла вскоре после выпуска альбома, и отправили группе видео, в котором поблагодарили их за почитание истории.
Roman coins VALERIA Type : Denarius Date : 82 AC. Mint name / Town : Marseille Metal : silver Diameter : 20 mm Weight : 3,84 g. Rarity : R2 Obverse: Winged and draped bust of Victory on the right with necklace and earrings; behind the head, .S ([I]врядли "S", там что-то другое[/I]) Reverse legend : C. VAL. FLA/ IMPERAT/ EX. - S.C./ H-P Reverse description : Legionary eagle between two ensigns Catalogue references : B.12 (Valeria) - BMC/RR.6 (Gaul) - CRR.747 a (3) - RRC.365 /1c - RSC.12 a (Valeria) - RCV.288
Roman Imperial Aelius, Caesar, 136-138. Denarius (Silver, 18.5 mm, 2.67 g), Rome, 137.
L AELIVS CAESAR Bare head of Aelius to right. Rev. TR POT COS II Spes advancing left, holding flower and raising hem of her skirt.
Ув. Форумчане, хочу предложить вашему вниманию мою идею проекта "Прекрасные лики монет". Вкратце: это не отрисовка деталей с монет, хотя могу. И это не фотографическое сходство, хотя могу. Это мои собственные впечатления о монетах. Может быть с историческим фоном, а может и просто на столе или ещё как - тут я ещё думаю. Но одно могу сказать определенно, если будет интерес, то и рисунков будет много. Хм, их в любом случае будет много, просто если не будет интереса, я не буду их постить тут. Ну и собственно вопрос - будет ли вам интересно посмотреть или ну его?
Obverse Bust of a young male, right, draped, with attributes of Apollo (laurel-wreath), of Mercury (winged head) and Neptune (trident over shoulder); behind, control-mark. Anepigraphic.
Reverse Victory in quadriga galloping right, holding reins in left hand and wreath in right hand raised; sometimes control-mark above or below quadriga. Moneyer mark in exergue.
Lettering: L•IVLI•BVRSIO
Translation: Lucius Julius Bursio
Mint Rome (ancient), Italy
Many control-marks are known for this coin, mainly animals (bird, grasshopper, stag, etc.) or objects.
The gens Julia was one of the most ancient patrician families at Ancient Rome. Members of the gens attained the highest dignities of the state in the earliest times of the Republic. The first of the family to obtain the consulship was Gaius Julius Iulus in 489 BC. The gens is perhaps best known, however, for Gaius Julius Caesar, the dictator, and uncle of the emperor Augustus, through whom the name was passed to the so-called Julio-Claudian dynasty of the first century AD. The nomen Julius became quite common in imperial times, as the descendants of persons enrolled as citizens under the early emperors began to make their mark in history. ...........
Хотелось бы посмотреть проходы и проверить атрибуцию. Спасибо!
Фильм рассказывает историю обороны крепости Осовец - не самый известный, но знаковый эпизод сражений Первой мировой.
«Спустя 100 лет тексты учебников, чёрно-белые фото и видеохроники уже не могут убедительно донести до сегодняшнего зрителя все ужасы войны. Я надеюсь, что фильм выполнит поставленную перед ним задачу — благодаря использованию современного художественного языка заставит зрителя задуматься и разделить наше убеждение в том, что войнам нет места в реальном мире»
[I][SIZE=3]«Перед тем как у своих родителей Что-нибудь хорошее выпрашивать, У себя спросите: «Заслужил ли я? Был ли я послушным, милым мальчиком?» Если да — просите вдвое большего. Если нет — просите вдвое жалобней.»[/SIZE][/I] [SIZE=2]Григорий Остер. Вредные советы[/SIZE]
Дорогой Дедушка Мороз!
Прошу тебя очень жалобно - помоги мне приобрести денарий Клавдия (я тебе пришлю ссылку), а соседа по даче забери к себе в олени.
П. С. На картинке другая монета, но если что - тоже подойдет.
[COLOR=#555][B]Santa Claus Main Post Office, FI-96930 Arctic Circle, FINLAND[/B][/COLOR]
Kabul AR Jital, c. 850-1000 AD Central Asia, Kabul. Shahis. Samanta Deva, c. 850-1000. AR Jital (18-19 mm, 3.26 g). Obv. śri samanta deva in Nagari, recumbent zebu to left with symbol on rump; to left, star above pellet above crescent. Rev. Horseman right, holding banner; bhi in Nagari to left; symbol to right. Tye 14. Nicely toned and extremely fine.
Тема не моя и даже не уверен что это ещё антика. Мне бы посмотреть проходы и проверить атрибуцию. Заранее благодарен
Автоматоны по праву считаются первыми роботами в мире, настолько искусно они были выполнены. Где бы их ни показывали, они всегда производили сенсацию.
Сегодня автоматоны можно увидеть в музее Истории и Искусства в Нёвшателе (Швейцария).
Музыкант — это девушка, играющая на органе и состоящая из 2500 деталей. Музыка не поддельная, она не записана и не проигрывается музыкальной шкатулкой: кукла в самом деле касается пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб. Кукла даже «дышит» (можно увидеть, как двигается грудь) и совершает некоторые движения, как настоящий музыкант, а глаза её следят за тем, куда двигаются пальцы. Девушка может проигрывать пять мелодий, которые были написаны сыном Пьера Жаке-Дроз — Анри-Луи Жаке-Дроз.
Художник — это автоматон, созданный в 1773 году и состоящий из 2000 деталей. Он может рисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаку с надписью «Mon toutou» (с фр. — мой пёсик), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а также сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряжённой бабочками.
Механизм состоит из системы кулачков, которые управляют движением руки в двух измерениях, а также отвечают за подъём карандаша. Помимо этого автоматон ёрзает на стуле и периодически сдувает пыль с карандаша.
Каллиграф — это самый сложный автоматон, завершённый в 1772 году и состоящий из 6000 деталей. Используя механизм, схожий с рисующим мальчиком, он может писать текст, состоящий из 40 букв. Текст закодирован на колесе и буквы выбираются последовательно друг за другом. Мальчик использует гусиное перо, которое он периодически макает в чернильницу, при этом встряхивает перо, чтобы предотвратить кляксы. Глаза автоматона двигаются вслед за текстом, и голова поворачивается к чернильнице, когда он макает в неё перо.
Символы, которые мальчик выводит на бумаге, закодированы на круглой пластине в механизме. Этот автоматон больше похож на автоматический печатный станок или принтер. Удивительно то, что мастер предусмотрел возможность менять текст. Диск проворачивается, и информация о символах передаётся последовательно к исполнительному механизму. Буквы на диске могут быть заменены, вместо символов могут быть выставлены пробелы.
Пожалуйста, не сочтите за труд просветить. Вопрос такой - как пополнялись коллекции античных монет во времена закрытых границ, до интернета и, полагаю, при отсутствии антики в специализированных магазинах? (Или была?)
Ума не приложу. Лично я ещё около четырех лет назад думал, что античные монеты можно увидеть лишь в музеях.
[SIZE=2]Около 2130 года до н. э. Эпоха шумерского ренессанса. Оригинал хранится в Лувре.[/SIZE]
Мифология Месопотамии наполнена всевозможными духами и сущностями, в которых соединяются человек и животное. Образ быка с головой человека часто встречается на печатях, как персонификация Восточных гор, где рождается утреннее солнце. Безмятежно лежащий бык увенчан тиарой с тремя рядами зубцов, как подобает божеству. Возможно, он воплощает пассивный, принимающий принцип, благотворную силу, связанную с принципом плодовитости и плодородия. На обратной стороне скульптуры заметно небольшое углубление, в которое можно было класть кусочки ладана или капать благовония в качестве жертвоприношений Богам.
[B]Вопрос:[/B]
Как (под каким именем, какой миф?) шумерский андроцефал попал на греческие монеты?
Рембрандт. Сидящая обнаженная натурщица, 1631. Гравюра, 18х16. Британский Музей, Лондон
PHOKIS, Federal Coinage. Circa 354-352 BC. AR Obol (10mm, 0.70 g, 3h). Facing bucranium / Laureate head of Apollo right. Williams - (O257/R-); BCD Lokris 297.3 https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=181686
А теперь нарезка из обеих картинок
Такое чувство, что "боспорская сетка" - это следы от штихеля. Допустим, гравер заполировал все штрихи на штемпеле - визуально они не заметны, глубиной в микрон или того меньше - но все же, они есть и они переходят вместе с ударом на монету. Таким образом металл монеты уже расчерчен ими, незаметными микроскопическими квадратиками и ромбиками. Со временем вступают в силу другие факторы: время, почва, кислоты, щелочи и прочее и металл осыпается по этим самым клеточкам, очерчивая их. Такая вот мысль - донёс как смог )
Мне в общем нравится эта монета, но прежде чем брать, хотелось бы узнать есть ли у монеты потенциал для чистки? Я имею в виду, прорисуются ли некоторые детали или просто уйдут отложения и всё?
Незначительное время назад решил для себя начать коллекционировать Грецию, помимо Римской Империи. На данный момент в пути ко мне первые две монеты, и одна из них уже обсуждалась:
IONIA, Uncertain. Circa 500 BC. AR Obol (10mm, 0.79 g). Archaic head (of Apollo?) left Quadripartite incuse square. SNG Tübingen 2748–9. VF, granular surfaces. Rare.
А это вторая. Просто чтоб поделиться своей радостью, что ли.
KINGS of MACEDON. Antigonos I Monophthalmos. As Strategos of Asia, 320-306/5 BC. AR Drachm 17mm, 4,15g, In the name and types of Alexander III. Kolophon mint. Struck circa 318-310 BC. Head of Herakles right, wearing lion skin / Zeus Aëtophoros seated left, legs crossed; ΣΩ monogram in left field, EK monogram below throne.
TROAS. Gargara. Obol 10mm,0,78g.(Circa 500-450 BC). Obv: ΓΑΡ.Female head left, with hair in sakkos and wearing earring and necklace. Rev: Quadripartite incuse square.
Взял вот эту монетку по случаю. Посмотрел аналогичные, но не нашел ссылок на литературу. Подскажите, пожалуйста?
Такой вот вопрос, да. Сам я всегда думал что это Афина. Теперь уже не уверен. Так кто же изображен на коринфском статере - Афина или вооруженная Афродита - покровительница Коринфа?
Уважаемые друзья! Давайте в этой теме поделимся самыми страшненькими или смешными портретами на монетах. Период не имеет значения, можно изображения с поисковиков. Нельзя фуфло. Попробуем?
Решил узнать что думаете вы, уважаемые форумчане о, для-всех-очевидном. Почему так разнятся портреты? У меня три предположения: 1. Десять гравёров вырежут десять разных портретов с одного и того же образца. 2. Один гравёр вырежет с одного и того же образца десять похожих, но разнящихся портретов. 3. "Эффект остановившейся лошади" - это когда второй гравер берет за образец работу первого гравера, третий копирует с работы второго, четвертый с работы третьего - к десятому из Галлиена выйдет Филипп Араб..
Группа археологов и ученых из Британии при проведении комплексных исследований в регионе Лацио в центральной Италии, обнаружила клад.
Измерения электромагнитного поля на различных перспективных участках указала на подземную аномалию. Магнитная съемка подтвердила, что под поверхностью находится множество металлических предметов.
Было принято решение о проведении раскопок. Так была найдена камера, полная невероятных сокровищ! В первую очередь интересным представляется материал самой камеры - образцы, взятые британскими учеными дали первый ошеломляющий результат - стены камеры отлиты из бетона, соответствующему стандарту М300 B22.5.
Пока трудно достоверно установить возраст многочисленных находок, но согласно радиоизотопным тестам, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что данный культурный слой никак не соотносится ни с цивилизацией этрусков, ни с ранним Римом.
Поверхность камеры плотно покрыта неплохо сохранившимися фресками и пояснительными надписями, повествующими о эмоциональном состоянии, уровне культурного и умственного развития их создателей.
В самой камере группа археологов нашла множество различных предметов из легированного железа и полимеров: остатки багра, жестяное ведро, известное как ситула, колесо с хорошо сохранившейся покрышкой, остатки стеклянных амфор, полимерных чаш и несколько латексных колпачков с генетическим материалом.
Кроме прочего, в разломе пола был обнаружен оптоволоконный кабель в отличном состоянии, при извлечении которого отключилась сеть в двух близлежащих районах Рима.
Останков людей ученые не обнаружили, поэтому "списать всё на покойника" не получится, и компенсацию ущерба возьмёт на себя Британский музей.
Если посмотреть на скульптурные портреты Септимия Севера - там однозначно, усы плавно переходят в курчавую бородку, иногда цельную, иногда "с дредами" - но точно усы не висят ниже бороды:
А вот на монетных портретах мне видится разное:
Борода "с дредами"
Толи борода "с дредами", толи усы свисают ниже бороды
и вот - усы точно свисают ниже подбородка и они длиннее бороды.
Germanicus, with Divus Augustus, AR Drachm. Struck under Gaius, Caesarea in Cappadocia, AD 37-38. GERMANICVS CAES TI AVG F COS II Γ M, Germanicus, bearded and bare head right / DIVVS AVGVSTVS, radiate head of Augustus left. RIC 60. 3.50g, 18mm, 6h. https://www.acsearch.info/search.html?id=2710656
Наткнулся на вот такой интересный денарий, с ценником как у денариев Калигулы, туда-сюда..
Augustus; 27 BC-14 AD, Pergamum, 19-18 BC, Denarius, 3.22g. Sutherland, Rev. num. 1973, p. 138, no. 58 (these dies, IV/2); BM-681; Paris-993, pl. XXXIX (same rev. die); C-257 (50 Fr.); RIC-526. Obv: Head bare r., [AVG]V[STVS] below, line border. Rx: SIGNIS / [P]ARTHICIS / RECEPTIS in three lines across field, line border. The reverse type commemorates Augustus' recovery of the legionary standards lost to the Parthians by Crassus, L. Decidius Saxa, and Mark Antony. Rare: in 1973 Sutherland recorded only 22 specimens of all varieties of this denarius, struck from just five reverse dies.. About VF / Good VF
Там и видео имеется, но у меня нет цели рекламировать чужое. Просто для общего развития: 22 варианта этого денария, 5 таких же реверсов - вроде и не часто но и не предельно редко же? Под пять тыс долларов в такой сохранности, это обоснованно или просто деньги нужны?
Обратил на неё внимание из-за ценника - 200 евро. В описании значится: "Уникальная, до сих пор никем не определенная бронзовая монета".
13 мм. 1,73 гр. "Даже после 1 года поисков я так и не смог определить эту монетку. Обыскал все архивы и опросил десятки экспертов и аукционные дома, но об этой монете никто ничего не знает."
Добавил в коллекцию вот этот бодренький денарий Марка Антония.
[SIZE=2]Mark Antony, 32-31 BC. Denarius (Silver, 19 mm, 3.67 g.), mint moving with Antony, perhaps Patrai, autumn 32-spring 31 BC. ANT.AVG / III.VIR.R.P.C. Galley moving to right. Rev. LEG III Legionary eagle between two standards. Babelon (Antonia) 106. Crawford 544/15. CRI 350. Sydenham 1217. [/SIZE]
Было бы неправильно с моей стороны, имея такую интересную монету, не поинтересоваться ей более подробно. Настолько неверно, что уже спиной ощущается позвякивание колокольчика Септы Юнеллы.
Поинтересовался. Казалось бы, что непонятно? Есть I Легион, II, III, IV....XX...XXX - так ага, одновременно существовало [I]ТРИ [/I]третьих легиона (а не одновременно и вовсе пять)
[B]Легион III «Галлика»[/B] (эмблема - Бык) Первым сражением, в котором участвовал легион, была битва при Диррахии (совр. Дуррес, Албания), произошедшая весной 48 года до н. э. При Цезаре легион принимал участие в битве при Фарсале, произошедшей 9 августа 48 г. до. н. э.. Позже в битве при Мунде (недалеко от совр. Осасуны), произошедшей 17 марта 45 г. до н. э., и блестяще выигранной Цезарем, которая фактически положила конец гражданской войне Цезаря с республиканцами.
После смерти Цезаря легион был в составе армии Марка Антония во время его парфянской кампании. Сражался на стороне второго триумвирата в битве при Филиппах в октябре 42 г. до н. э.. После этой битвы первые ветераны легиона получили земли в окрестностях Перуджи. Этим, в 41 г. до н. э. воспользовались Фульвия и Луций Антоний (жена и брат Марка Антония), для того, чтобы привлечь их на сторону их бывшего военачальника в его борьбе с Октавианом. Легион и вернувшиеся в него ветераны заняли Перуджу, но зимой 41 г. до н. э. были вынуждены сдаться на милость войскам Октавиана, осадившим город.
После примирения Марка Антония и Октавиана, легион в составе его армии участвует в парфянском походе 36 г. до н. э., закончившимся неудачей. Во время отступления сил Антония из Парфии легион обеспечивает арьергард, и, во многом благодаря его геройским действиям, Антонию удалось спасти свою армию.
После поражения Антония в 31 г. до н. э. легион вошел в армию Октавиана и был отправлен в Сирию, где снова оказался вовлеченным в войну с Парфией, на этот раз успешную.
[SIZE=2][K]arthaginens(is) pr(a)ef(ectus) leg(ionis) III Aug(ustae) militavit an(nos) XLV Fl(avius) Rufinus filius et h(eres) f(aciendum) c(uravit)
... from Carthage, prefect of the Third Legion Augusta, served forty-five years. Flavius Rufinus, his son and heir, took care of the making [of this monument]. [/SIZE]
[B]III Августов легион[/B] (эмблема - Единорог) Первой битвой, в которой принимал участие легион, была битва при Филиппах в Македонии, произошедшая в апреле 42 г. до н. э. между войсками второго триумвирата, ведомыми Марком Антонием и Октавианом, против войск Брута и Кассия.
В 36 г. до н. э. легион направляется в Сицилию на подавление восстания Секста Помпея.
В 30 г. до н. э. легион стоит лагерем в Африке, однако лагерь его не постоянен — легион принимает участие в различных проектах. Так, в 14 году легионеры строят дорогу из Такапсы в Тевесту (совр. Тебесса, Алжир), где одно время стояли лагерем. Основная задача легиона — предотвращение восстаний нумидийских и мавританских племен.
[SIZE=2]Tombstone of Q. Geminius Celsus, soldier of the Third Legion Augusta, the military unit that was responsible for defending this sector of the Roman frontier.
Q. GEMINIVS CELSVS MILes LEGionis III AVGvstae VIXit ANNIS XLV STIpendiorvm XVIII ALAPI CO- NTIBERNALI FECERvnt
Quintus Geminius Celsus, soldier of the Third legion Augusta, lived 45 years and served 18 years. His friends of the Alapus Platoon erected this. [/SIZE] [B]III Киренаикский легион[/B] (эмблема неизвестна) Начальная история этого подразделения остается не до конца выясненной, но вполне вероятно, что оно было основано либо Марком Эмилием Лепидом, либо Марком Антонием, входившими в состав Второго триумвирата, который управлял Римской республикой между 43 и 31 годом до н. э. Это предположение основано на том, что до 36 года до н. э. Лепид правил Киренаикой, а после 36 года до н. э. — Марк Антоний. Тем не менее, также возможно, что легион имеет другое происхождение и получил своё название после 30 года до н. э., когда он, приняв участие в завоевании Египта, на некоторое время стал лагерем в Киренаике.
Есть ещё версия, что легион мог получить прозвище также от Октавиана Августа в честь того, что он вёл в Киренаике какие-то боевые действия, как это случалось с такими вспомогательными подразделениями, как I Киренаикская когорта лузитанов и II Киренаикская когорта испанцев-щитоносцев.
Первым достоверно известным действием легиона было участие в кампании Октавиана против Египта в 30 году до н. э. Здесь он и остался на почти полтора века, и не удивительно, что солдаты легиона начали почитать египетского бога Амона. Первоначально III Киренаикский легион дислоцировался в Верхнем Египте (предположительно, в Фивах), а отдельные подразделения находились в Беренике. В 26/25 году до н. э. легион, вероятно, принимал участие в неудачной кампании Элия Галла в Аравии на территории современного Йемена. В 25—21 годах до н. э. III Киренаикский легион, предположительно, входил в состав армии префекта Египта Публия Петрония, устроившего две карательные экспедиции против Мероэ, войска которой вторглись в Верхний Египет.
С 7—9 года до приблизительно 35 года III Киренаикский легион делил свой лагерь в пригороде Александрии Никополе с XXII Дейотаровым легионом. Каждым легионом командовал префект из сословия всадников. Многочисленные вексилляции III Киренаикского легиона были размещены по всему Египту, где выполняли разнообразные общественные работы (строительство дорог, колодцев и т. д.), а также следили за работой в карьерах. Подразделения обоих египетских легионов в правление династии Юлиев-Клавдиев построили дорогу от Коптоса до Красного моря.
[SIZE=2]Gaio GAVIO MACRO LEGato PRO PRaetore III LEPTICANI PVBLICE
To Gaius Gavius Macer, legatus pro praetore III, the Lepcitanians.[/SIZE]
К которому же из них относится эта монета? Ко всем трём третьим легионам сразу? Ну и конечно же вопрос - стоит ли монету почистить?
Наткнулся в сети на сайт историка искусства Шакко (Софья Багдасарова), и пройти мимо не поделившись не могу. Поскольку сухие ссылки мало кому интересны настолько чтоб по ним пройтись, сделаю небольшую выборку к каждой.
"[B]Портретные профили на монетах и медалях[/B] "..кто и когда придумал профили на монетах, как этот жанр развивался, хирел, возрождался, и насколько, в зависимости от эпохи, профили на монетах и медалях имеют отношение к реальной внешности тех, чье имя подписано рядом."
"Здесь сделаю важное отступление и расскажу, что происходило с жанром портрета в Древней Греции в принципе. На удивление, классический период, давший нам столько образцов для подражания во всех других вариантах искусств, в жанре портрета абсолютно глух. Никакой портретной индивидуальности, характера, эмоций, даже каких-то физиологических отличий на портретах, созданных в 4-5 вв. до н.э. в Греции найти невозможно. Потому что царила концепция "идеала". Если человеку ставили "портретный памятник" (например, такова была награда Олимпийским победителям), его лицо и тело делали максимально идеальным, обезличенным. Богоподобным. Поэтому-то все античные скульптуры "на одно лицо", причем обоих полов.
Портреты (статуи) людям за иные заслуги, например, политикам, не особо приветствовали, ибо нечего им преисполняться гордыней. Тогда была сплошная демократия, помните? В зародыше боролись с культом личности. Вот Гармодию и Аристогитону -- обычным гражданам, которые восстали против человека, желавшего стать верховным лидерам, статую поставили (тем более, что они были покойники все равно). Однако и их лица сделали идеальными "масками".
"Тираноборцы" (Гармодий и Аристогитон). Скульпторы Критий и Несиот 477—476 годы до н. э. (римская копия II века)
За заслуги разрешили портретироваться афинскому лидеру Периклу. Но это же тоже не "настоящий портрет". Как и изображение Аспасии.
Ситуация для греков изменится только в районе Александра Македонского, поэтому, если вы видите изображение любого грека, который жил до А.М. -- Сапфо, Гомера, Платона и проч., имейте в виду, что это не "портретный портрет" с натуры, а идеальный образ того, как по мнению культуры того времени должен был бы выглядеть (и главное, быть донесенным потомкам!) человек его положения и характера. Это больше "персонажи", чем люди. В качестве возражения можно привести скульптурный портрет Сократа -- вот где, казалось бы, никакой идеальности и классицизма. А вы сравните портреты Сократа со скульптурами бога Силена. И попробуйте найти отличия.
В классической Греции с её демократиями если б кто из политиков посягнул на то, чтобы отпечатать свое личико на монете, то его бы быстро за такую наглость забаллотировали. Логично, что новая концепция, свежая и оригинальная, возникла в государстве, не отягченном подобными либеральными проблемами -- в Персии. Там царей изображали давно и без проблем, тем более, что в сознании подданных они были вполне себе богоподобными. (Любопытно и жаль. что чеканка монет не была адаптирована в Древнем Египте, прямо страшно представить, какие шедевры могли бы сделать египетские мастера. Однако первая монета в Египте была сделана в 360 году до н.э., когда поезд мастерства совсем ушел.)
Отметьте, что Ахемениды на своих "дариках" чеканили не портрет текущего конкретного царя, а образ некоего царя вообще: коленопреклоненного лучника в "короне" (лук был атрибутом воина/охотника, власти). Происходит это при Дарии I, который правил в 522-486 годах. Существует достаточно убедительная версия, что персы не сами это придумали, а увидели изображение на греческих монетах бога Геракла-лучника и подумали "о, этот дизайн нам подходит!".
Слева: Кипрская монета 5 в. до н.э. с изображением Геракла, справа - дарик
Еще одно отступление, важное для портретов исторических личностей. Если некто "хорошо", качественно, нарисован, изваян, отлит в бронзе, т.е. с тщательностью и большим количеством деталей и характерных черт -- это совершенно не означает, что портрет сделан с натуры или с правдивого образца. Это всего лишь значит, что автор знает -- за работу, в которую явно вложено много труда, платят лучше, чем за почеркушку. В мире существует огромное число вымышленных портретов исторических личностей с потрясающе глубокой и правдоподобной проработкой характеров, но это не делает их истинными. Так и на данной монете -- хотя последний дяденька более "красив" и похож на конкретного индивидуума, чем предпоследний -- это не портрет. Просто в нем стандартные знаки бороды, глаз и проч. сделаны более убедительно, и все. В данном случае можно сравнить с рельефами той же страны и эпохи.
Портрет Артаксеркса II, рельеф с его погребения в Персеполисе
и вот, наконец, мы дошли до 4-й стадии, когда на монетах появляются изображения конкретных людей. Происходит это, что любопытно, задолго до Александра Македонского."
"[B]Почему в античности люди умели хорошо рисовать, а в Средние века — разучились[/B]
Как же это так, спрашивает общественность — вот есть старинные, античные вещи невероятно высокого качества, отличного уровня исполнения. А потом целых 1000 лет — ничего подобного не делалось? Как так получилось?
"[B]Почему в Византии искусство испортилось[/B] Ответ на вопрос, почему средневековое искусство "хуже" и нереалистичнее античного. Почему так вышло?" Если вы посмотрите эволюцию мраморных бюстов ( рувики ), там тоже достаточно наглядно, что слом, отказ от реалистичности происходит в районе Диоклетиана. Это конец III века, Римская империя вообще-то не пала (хотя пережила тяжелый кризис), и христианство с его своеобразным отношением к ИЗО -- тоже пока еще не гегемон.
Что же такое изменилось в этот период, что портрет так исказился? Цивилизация еще держалась на очень высоком уровне, но "нечто" изменилось в головах, и именно это изменение приведет к тому, что христианство ляжет на такую хорошую почву (такая последовательность). Самое главное иконографическое изменение -- в том, что сходство ("фотореализм" ;) перестает быть безусловной ценностью, более того, оно становится признаком старомодного и замшелого, а не передового." Ссылка:
[SIZE=5][B]Оружие и доспехи в Древнем Риме[/B][/SIZE]
[SIZE=5][B]Доспехи (Лорика)[/B][/SIZE]
[B]Lorica squamata[/B]
Лорика сквамата состояла из тканевой или кожаной основы, на которую нашиты стальные или бронзовые пластинки, скрепленные проволокой или шнуром друг с другом в горизонтальные ряды. Они налегали друг на друга по принципу кровельной черепицы. Как вариант они могли быть прошнурованы к тканевой основе. Каждая пластинка имела от 4 до 12 отверстий для прикрепления к ближайшей в ряду. Пластины могли иметь размер от 6,5×9.5 мм до 5 х 8 см, но наиболее были распространены пластины около 1.3 см х 2.5 см. В большинстве случаев металл был толщиной порядка 0.5-0.8 мм.
Достаточно хорошо противостоит ударам дубинок, и стрелам, выпущенным из лука. При качественном изготовлении даёт неплохую защиту от рубящих и режущих ударов, основной недостаток — довольно посредственно предохраняет от прямых колющих ударов копья, в силу толщины пластин. Рядом специалистов было заявлено о предполагаемой уязвимости для колющего удара, направленного снизу вверх, но данный вопрос по настоящее время носит дискуссионный характер. Технологически проще в изготовлении по сравнению с кольчугой, при примерно равных защитных возможностях (но рубящие удары держит лучше).
[SIZE=3]Римская бронзовая ламеллярная чешуя, скреплённая кольцами вместо шнура[/SIZE]
Лорика сквамата применялась в римской армии с I в.н. э., но особое распространение получила в эпоху правления Северов. Лорика сквамата использовалась во вспомогательных войсках и кавалерии Рима (см. Древнеримская армия). Также, судя по надгробиям, данный вид доспеха часто использовался центурионами и аквилиферами.
[SIZE=3]Пластинки доспеха лорика сквамата.[/SIZE]
[B]Lorica segmentata[/B]
Доспехи состояли из железных полос, изнутри попарно скрепленных на груди и спине кожаными ремнями, образуя таким образом обруч, охватывающий торс солдата. Плечи, а также верхняя часть груди и спины защищались дополнительными пластинами. Нагрудные и спинные пластины крепились к основным либо крючками, либо ремнями и пряжками, располагавшимися на спине внутри доспехов, а на груди — снаружи, так что, очевидно, солдат надевал её лишь наполовину собранной и был вынужден застёгивать спереди сам. Левая и правая нагрудные пластины также соединялись между собой.
Лорика сегментата была удобна в хранении и транспортировке, поскольку легко разбиралась и складывалась. Её вес достигал 9 кг, что было значительно меньше веса традиционной римской длинной кольчуги с наплечниками (12-14 кг). При этом данный доспех обеспечивал максимально возможную защиту корпуса от любых видов колющего, рубящего, дробящего и метательного оружия. Современные эксперименты показывают, что даже дротик, пущенный из малой катапульты («скорпиона»), не способен полностью пробить точную копию лорики сегментаты со смертельным для легионера результатом. Недостатком данного доспеха было полное отсутствие защиты нижней части корпуса. Частично эту проблему решал военный пояс (лат. Cingulum) с широким «фартуком» из 4-8 кожаных ремней, обитых металлическими заклёпками, прикрывавший пах легионеров.
На протяжении истории Рима лорика неоднократно модифицировалась. Кожаный крепёж в виде системы ремней и шнурков постепенно вытеснялся металлическими шпильками и штифтами, что увеличивало надёжность конструкции и в то же время упрощало изготовление и обслуживание доспеха. Выделяют несколько наиболее распространённых её типов по местам археологических находок: Калькризе (20 до н. э. — 50 н. э.), Корбридж (40 н. э. — 120 н. э., в городе Корбридж близ Адрианова вала в 1964 найдено две хорошо сохранившихся лорики; эта находка позволила уточнить устройство доспеха, ранее известного только по отдельным элементам и изображениям) и Ньюстед (120 н. э. — 250 н. э.)
[B]Lorica hamata[/B]
Тип кольчужного доспеха. Служил стандартным доспехом вспомогательных войск (ауксилий) в последние века существования Римской республики и в некоторые периоды истории Римской империи, а ближе к её концу стал основным доспехом легионеров. Существовало несколько версий доспеха, предназначенных для различных родов войск — стрелков, копейщиков, кавалеристов.
Лорика хамата изготавливалась из бронзы или железа. Ряды плоских замкнутых колец перемежались рядами горизонтально расположенных заклёпанных колец, что позволяло создать гибкий, прочный и надёжный доспех (клёпано-сеченая или полностью клёпаная хамата — её гибкость, прочность и надёжность — одинаковая). Каждое кольцо имело внутренний диаметр около 5 мм и внешний диаметр около 7 мм. Один доспех мог насчитывать несколько тысяч колец. Считается, что римляне переняли технологию изготовления кольчужного доспеха у кельтских племён.
Плечи защищались кольчужными лопастями — наплечниками, аналогичными по конструкции греческим линотораксам, которые закреплялись спереди и сзади при помощи бронзовых или железных крючков, установленных на расположенных по краям наплечников заклёпках. Такой кольчужный доспех длиной до середины бёдер был достаточно тяжёл - его вес доходил до 11-12 кг. Главным преимуществом лорики хаматы перед более поздним пластинчатым доспехом (лорикой сегментатой) была большая комфортность, к тому же её было легко надеть и снять, однако она значительно хуже защищала воина, чем лорика сегментата: кольчужный доспех — практически идеальная защита от рубящих и режущих ударов, но довольно плохая от колющих, и совершенно не защищает от дробящих.
В эпоху расцвета Империи (как показывают рельефы колонны Траяна), укороченная лорика хамата (длиной до пояса, без отдельных наплечников) из-за своей гибкости и простоты надевания стала основным доспехом римской кавалерии. Хотя подобный доспех был сложен в изготовлении, при хорошем обращении он мог служить десятилетиями.
[B]Lorica musculata[/B]
Лорика мускулата — панцирь с изображением рельефа мышц живота, груди и спины.
Ранние типы Лорика мускулата солдат Республики делали из бронзы, они состояли из нагрудной и наспинной пластин длиной до бедер, соединенных ремнями. На пластинах гравировали рельеф мужского торса. Лорика надевалась на специальную кожаную «безрукавку» с птеригами (прямоугольными фестонами с фигурной бахромой на концах) на плечах и бёдрах, обеспечивавшими дополнительную защиту. Появление доспеха Лорика хамата, кольчуги, дорогой, однако долговечной и дешевой в ремонте, привело к выходу доспехов Лорика мускулата из массового употребления.
Она осталась снаряжением высшего командного состава: трибунов, легатов, во времена Империи — и императора (центурионы носили доспехи Лорика плюмата). Имперские варианты отличаются от республиканских: делали их не только из бронзы, но и из железа (поздние версии — даже из стали) некоторые образцы были монолитными. Во времена Империи «мускулистая Лорика» уже не имела настоящего боевого значения, став скорее элементом парадной формы.
[B]Lorica plumata[/B]
Лорика плюмата имела в своей основе кольчужную рубаху (Лорика хамата), на которой вертикально крепились металлические пластины, частично перекрывая друг друга. Вследствие высокой стоимости в производстве и обслуживании панцирь использовался исключительно военачальниками (от трибунов и выше).
[B]Lorica lintea[/B]
Панцири типа лорика линтеа делали из 2—3 слоев льняного полотна, которые вываривали в соляном растворе с уксусом. Вываривание придавало доспехам необходимую крепкость. Предполагается, что такие панцири могли носить легковооружённые пехотинцы-велиты.
[B]Lorica serta[/B]
Панцирь, состоящий из отдельных мелких пластинок, соединенных между собой. Данных об этом типе доспехов существует крайне мало.
Отдельные чешуи располагали в шахматном порядке, скрепляя их металлическими кольцами, таким образом, чтобы высший ряд частично перекрывал нижний. Панцирь лорика серта следует отличать от похожих древнеримских доспехов: в отличие от панцирей Лорика сквамата он не на тканевой основе, от панциря Лорика плюмата отличается тем, что пластинки прикреплены друг к другу, а не к кольчужной основе, отличие его от панциря Лорика сегментата заключается в мелких отдельных пластинках. Эффективно защищал от колющих и рубящих ударов, значительно ослабляя силу удара дротиков и копий.
[B]Manica[/B]
Элемент древнеримского защитного доспеха, металлический наруч из нескольких сегментов. В Рим сегментированные наручи пришли, вероятно, вместе с появлением крупеляриев — тяжеловооруженных гладиаторов галльского происхождения.
Маника состояла из плечевой пластины, примерно 35 металлических (стальных или из медного сплава) полос, 90-120 внешних заклепок, 3-4 ремней и мягкой подкладки. Подкладка могла также надеваться отдельно: для избежания её повреждений острыми кромками пластин. Металлические полосы имели ширину 25-30 мм и толщину 0,35-0,5 мм, их длина была разной: большая в верхних сегментах. Каждая имела отверстия на нижней кромке, через которые проходили медные или бронзовые заклепки для крепления ремней. Был ещё один проем, без заклепки, он по-видимому, предназначался для более точного подгона доспеха согласно индивидуальному размеру. Нижние сегменты также могли соединяться между собой заклепками вместо ремней. Одно из описаний показывает нижний сегмент маники в форме кисти — для её защиты.
Маника закрывала руку не полностью: её пластины не замыкались в круг, оставляя незащищённой внутреннюю часть руки. Обычным положением руки в манике, известным из изображений, было вертикальное положение плеча, прижатого к корпусу и вытянутое горизонтально предплечья с большим пальцем вверх. Таким образом незащищённая часть руки (там, где крепились ремни) оставалась позади. Пластины заходили друг за друга в направлении вверх, направляя удары до локтевого сгиба, который имел усиленную защиту несколькими пластинами.
[SIZE=5][B]Щиты[/B][/SIZE]
[B]Scutum[/B]
Ростовой (башенный) щит с центральной ручкой и умбоном.
Римский скутум времен Республики имел размеры около 75 см шириной, около 1,2 м высотой и вес 8—10 кг. Согласно Полибию, его изготовляли из двух склеенных вместе деревянных пластин, которые обтягивали вначале грубой тканью, а затем телячьей кожей. Скутум этого типа, найденный в Фаюмском оазисе, высота которого составляет 1,28 м, а ширина 63,5 см, сделан из берёзовых пластинок. Девять-десять таких тонких пластинок шириной в 6—10 см раскладывали продольно и прокладывали с обеих сторон слоем более узких пластинок, уложенных перпендикулярно первым. Затем все три слоя склеивали. Так формировалась деревянная основа щита. У кромки его толщина составляла чуть меньше сантиметра, увеличиваясь к центру до 1,2 см. Покрывали такие щиты войлоком, который у кромки складывали вдвое и прошивали через дерево. Ручка щита была горизонтальной и держалась полным хватом. Этот тип ручки отчётливо виден на многих римских памятниках. Полибий добавляет, что у такого щита был железный умбон и железная обивка вдоль верхней и нижней кромок.
Учитывая закруглённую форму щита, единственную ручку с внутренней стороны умбона и мечи, которые римские легионеры носили не на левом, а на правом боку, следует предположить, что щит держали не перед грудью, а вдоль левого бока, и римский легионер теснил противника, налегая на щит плечом и помогая себе коротким мечом, который при таком использовании щита удобнее носить именно справа.
[B]Parma[/B]
Круглый щит, который использовался в Древнем Риме, в частности, в позднеимперский период. Парма выглядела наподобие деревянного диска около 90 см в диаметре. Ее делали из деревянных досок, которые располагались горизонтально, обтягивали кожей, кромки усиливали металлической окантовкой, а центр — металлическим набалдашником-умбоном. С внутренней стороны крепили рукояти.
Парма входила в снаряжение воинов вспомогательных войск (ауксилиариев) и всадников (в которых он назывался parma equestris — «кавалерийская парма»), а также её носили вместо скутума знаменосцы-сигниферы и музыканты легиона.
[B]Clipeus[/B]
Круглый щит, применявшийся в армии Древнего Рима. Впоследствии имел также овальную форму.
Щит состоял из склеенных вместе вертикальных планок, был обтянут с внешней и внутренней стороны крашеной кожей. Окружность кромки щита обтягивали сыромятью: высыхая, она туго стягивала планки, и обеспечивала надежное соединение. Использование сыромятной кожи уменьшало вес щита по сравнению с употребляемыми ранее для оковки кромок сплавaми на основе меди.
[SIZE=5][B]Оружие[/B][/SIZE]
[B]Hasta[/B]
На сегодняшний день считается, что сначала римляне были вооружены тяжёлыми ударными копьями, которые видимо и были собственно гастами, а позднее стали перевооружаться лёгкими метательными (пилумами, гезами и др.) — сначала гастаты в IV или III в. до н. э., потом принципы к концу III в. и триарии в конце II или начале I в. до н. э.
Фециалы символически бросали окровавленную гасту на вражескую территорию для объявления войны. Особая гаста без наконечника («hasta pura» — букв. «чистая») в раннюю эпоху была римской боевой наградой, присуждавшейся также примипилам после завершения службы. Была ещё «celibaris hasta» — копьё, которым был поражён побеждённый гладиатор, использовавшееся, как сообщает Овидий, по традиции для обрезания волос невесты. На общественных торгах воткнутая в землю гаста символически объявляла начало сделок («subhastationes») и также по обычаю стояла перед судом центумвиров («hasta centumviralis»).
[B]Pilum[/B]
Пилум — метательное копьё, состоявшее на вооружении легионов Древнего Рима. Марий сделал пилум необходимой частью вооружения каждого римского легионера. Пилум состоял из древка и железного наконечника, который по первоначальной конструкции равнялся по длине древку. Наконечник наполовину всаживался в древко, так что общая длина копья составляла приблизительно сажень (~2 метра). Во времена Цезаря существовали различные видоизменения первоначального типа; наконечник делался то длиннее, то короче. Длина с наконечником порядка 2 метров, наконечник 60-100 см, диаметр наконечника порядка 7 мм. Масса — 2-4 кг.
При атаке солдаты метали копья в противника, и, даже если пилум не наносил непосредственных повреждений противнику, он застревал в щите, что создавало большие неудобства для противника. Помимо затруднений при движении с застрявшим в щите копьём, при переходе к ближнему бою легионер мог наступить ногой на древко и оттянуть щит противника вниз, открыв брешь для нанесения колющего удара мечом или копьём. Обрубить мечом застрявший в щите пилум было затруднительно - металлический стержень не давал такой возможности. Данная конструктивная особенность выгодно отличает пилум от простого копья, имеющего полностью деревянное древко. В рукопашном бою (в качестве обычного копья) пилум не использовался. Хотя в битве при Фарсале по приказу Цезаря пехота против конницы Помпея применила оригинальную тактику боя: пехотинцы использовали пилум как обычное копьё, закалывали им лошадей и всадников.
[B]Plumbata[/B]
Короткий дротик, утяжелённый свинцовым грузилом. Изготовляется из рейки, сделанной в виде стрелы, в которую втыкается изготовленный в форме рогатины наконечник. Дротик снабжается перьями-стабилизаторами, причём над ними «оставлено такое пространство, насколько смогут обхватить пальцы держащего». Свинцовое грузило прикрепляется в месте соединения железного наконечника и древка.
Большинство находок представляет собой наконечник на тонком железном стержне, место соединения которого с древком закрывалось свинцовой насадкой веретенообразной формы. Деревянная часть в большинстве случаев не сохранилась. Наконечник большинства найденных экземпляров имеет плоскую форму и треугольные очертания с широко разведенными в стороны боковыми зубцами; реже встречаются плоские наконечники лавролистной формы, массивные четырёхгранные и массивные трёхгранные с короткими направленными вниз зубцами. Стержень имеет четырёхгранную или округлую форму. В некоторых экземплярах нижняя часть стержня завита в виде спирали для обеспечения более надёжной сцепки со свинцовой муфтой грузила. Принципиальное отличие плюмбаты от «классического» дротика (например, пилума) заключалось в технике метания: воин брал древко пальцами за хвостовую часть и бросал его плечевым махом руки. Древко плюмбаты при этом становилось продолжением руки метателя и увеличивало рычаг броска, а свинцовое грузило сообщало снаряду дополнительную кинетическую энергию. Тем самым, при размерах меньших, чем у дротика, плюмбата получала больший начальный запас энергии, что позволяло бросать её на расстояние 50—60 м[5]. Причём если дротик на излёте практически полностью растрачивал сообщённую ему начальную энергию броска, то плюмбата даже на предельной дальности своего полёта сохраняла запас энергии, достаточный для того, чтобы поразить жертву.
Римские легионеры поздней империи использовали плюмбату как наступательное оружие при первом натиске и как оборонительное при нападении противника. Таким образом, воины сочетали в себе качества тяжёлой пехоты и стрелков. Бросив одну за другой в сторону атакующего противника пять плюмбат, они брались за копьё или меч. Результаты специально проведённых экспериментов показали, что тренированный солдат тратит на выполнение этих операций лишь несколько секунд.
[B]Lancea[/B]
Облегчённое копьё до 2,5 м длиной с небольшим листовидным наконечником, используемое как для метания, так и в рукопашном бою. Использовалось не только в коннице, но с I века н. э. и в римской пехоте, взамен тяжёлого пилума, поскольку необходимо было дать пехоте противоконное копьё, имеющее и метательные свойства.
[B]Gladius[/B]
Короткий меч (до 60 сантиметров). Был в вариациях стандартным оружием пехоты в римской армии до 3 века нашей эры.
Центр тяжести гладиусa был смещён к рукояти за счёт увеличенного шарообразного навершия (противовеса). Так принято считать, однако сохранившиеся навершия выполнены из дерева или кости — относительно лёгких материалов, и не способны существенно изменить положение центра тяжести; если бы действительно ставилась такая задача, навершие должно было бы быть, например, металлическим. Однако археологические находки это не подтверждают. Остриё имело довольно широкую режущую кромку для придания клинку большей пробивающей способности. Использовался для боя в строю. Рубить гладиусом было возможно, но рубящие удары считались предварительными, считалось, что убить противника можно только сильным колющим ударом, для которого гладиус и был предназначен.
Колющая форма гладиуса была обусловлена невозможностью наносить эффективные рубящие удары в сомкнутом римском строю (с техникой боя в сомкнутом строю связана и малая длина гладиуса). Вне сомкнутого пехотного строя гладиус по всем параметрам сильно уступал кельтским или германским мечам. Фактически спата, принятая римлянами в III веке для пехоты, была неким компромиссом между гладиусом и варварскими длинными спатами, причём таким удачным, что стала основным мечом Великого переселения народов и трансформировалась в мечи вендельского и каролингского типов.
Изготавливались гладиусы чаще всего из железа, но можно также встретить и упоминание о бронзовых мечах. Как показывают дошедшие до нас образцы римских мечей, с конца II века н. э. и особенно в III веке н. э. гладиусы изготавливались уже из кованой стали. Гладиус пользовался популярностью у легионеров — тяжёлой римской пехоты. Велиты (лёгкая пехота римлян) пользовалась гладиусами только как вспомогательным оружием. В руках умелых воинов им наносились быстрые и смертоносные удары, однако его длина позволяла вести бой с противником только вплотную. Также опытные легионеры умели им фехтовать с таким же мастерством, как и рубить, резать или колоть.
Весьма интересным является тот факт, что, по мнению ученых-историков, гладиус не является изначально римским изобретением и был, скорее всего, заимствован у племён, в свое время завоевавших Пиренейский полуостров. Приблизительно в III столетии до нашей эры древние римляне заимствовали у варварских племен (предположительно — галлов или же кельтов) прямой короткий меч, названный Gladius Hispaniensis (с лат. — «испанский меч»). Само же слово гладиус вполне возможно происходит от кельтского «kladyos» («меч»), хотя некоторые эксперты считают, что этот термин может происходить и от латинского clades («повреждение, рана») или же gladii («стебель»).
Но, так или иначе, именно римляне «обессмертили» этот короткий меч.
[B]Spatha[/B]
Прямой и длинный обоюдоострый меч, размером от 75 см до 1 м, использовавшийся на территории Римской империи c I по VI века нашей эры. Спата использовалась преимущественно как оружие пешего бойца, но спата стала применяться и конницей галлов, овладевших к тому моменту верховой ездой. А позже и римской конницей, что особенно понятно, если учесть, что с I века до нашей эры именно из галлов она и состояла. От римлян спата попала на вооружение франков, которыми сохранялась в неизменности вплоть до VIII века. Была популярна у германцев в V веке. Римские военные мастерские на Рейне массово выпускали спаты.
Первоначально спата была рубящим мечом с закруглённым или прямоугольным концом, с длиной клинка до метра. Кельты (галлы) использовали её в строю (Записки о Галльской войне). Галлы были восхищены колющими свойствами гладиуса и снабдили спату остриём (хотя эта версия представляется достаточно фантастичной, на самом деле спата в раннем средневековье могла иметь как заострённый, так и круглый конец, тогда как к XI веку мечи стали в основном рубящие из-за того, что доспехи того времени легко разрубались мечом). Колющая форма гладиуса была обусловлена невозможностью наносить эффективные рубящие удары в сомкнутом римском строю (с техникой боя в сомкнутом строю связана и малая длина гладиуса). Вне сомкнутого пехотного строя гладиус по всем параметрам сильно уступал кельтским или германским мечам. Фактически спата, принятая римлянами в III веке для пехоты, была неким компромиссом между гладиусом и варварскими длинными спатами, причём таким удачным, что стала основным мечом Великого Переселения Народов и трансформировалась в мечи вендельского и каролингского типов. В XIII—XIV веках из-за изобретения новых сортов стали и способов её обработки доспехи могли хорошо защищать от рубящих ударов и средневековые мечи стали делать в большей степени колющими, чем рубящими, в результате чего главным приёмом при бое на мечах стали колющие удары в сочленения доспехов.
Модифицированная спата представляла собой сравнительно компактный рубяще-колющий меч массой до 2 кг, с клинком шириной 4—5 см и длиной от 60 до 80 см. Для боя в сомкнутом строю спата годилась хуже гладиуса, но сочетала бо́льшие возможности ведения индивидуального боя с удобством ношения и могла, в принципе, ввиду своего относительно небольшого веса и низко расположенного центра тяжести, использоваться как всадником на седле со стременами, так и без стремени (особенно в рогатом римском седле). Поскольку главным (и часто единственным) строем Великого Переселения и Тёмных веков была стена щитов или клин, то неудобство спаты в строю было не важным — когда в дело шли мечи, строй был уже далеко не монолитен, а наличие острия помогало хоть и хуже, чем гладиусом, работать в строю.
[B]Parazonium[/B]
Обоюдоострый короткий меч. Использовался как личное оружие. Подобное оружие получило распространение в Древней Греции, где ему придали дополнительный религиозный смысл. Во времена Римской империи в легионах становится статусным оружием — его носили командный состав и высшие воинские начальники. Паразониум имел клинок длиной около 30 см широкой листообразной формы. Зачастую был богато оформлен.
[B]Pugio[/B]
Обоюдоострый широкий кинжал. Использовался как личное оружие легионеров, ауксилариев (солдат вспомогательных частей) и младшего командного состава римской армии (центурионов, опционов, знаменосцев).
Точная дата появления на вооружении римских легионеров пугио не установлена, самые ранние из известных науке экземпляров относятся к I веку до нашей эры. К I веку нашей эры пугио стал стандартной частью экипировки легионеров и ауксилариев. В тесноте рукопашной схватки он позволял наносить эффективные удары без замаха. Дополнительным преимуществом являлась возможность удерживать его не только прямым, но и обратным хватом, что позволяло наносить колющие удары сверху. Однако, скорее всего, пугио чаще использовался для хозяйственно-бытовых целей (приготовление пищи, хозяйственные работы в лагере и так далее).
Пугио имел стальной обоюдоострый клинок длиной 15—35 см широкой листообразной формы. Срединное ребро, шедшее вдоль всего клинка на ряде моделей, придавало прочность и жёсткость всему кинжалу. Рукоять имела Т-образную форму и могла быть богато украшена золотой и серебряной инкрустацией даже у рядовых солдат.
К III веку нашей эры пугио выходит из употребления в легионах, оставшись только во вспомогательных частях.
[SIZE=5][B]Экипировка[/B][/SIZE]
[B]Cingulum militare[/B]
римский военный пояс, был частью древней римской военной экипировки в виде ремня, украшенного металлическими деталями, который носился как знак ранга солдатами и чиновниками. Начиная с I в. н. э. спереди на ремне появился «фартук» из 4-8 кожаных ремней, усиленных заклёпками с подвесками на концах для защиты паха. Слева крепился кинжал пугио.
Многие фрагменты военных поясов были найдены в римской провинции Паннонии. Этот пояс был своего рода «удостоверением личности» солдата, когда он путешествовал без оружия и доспехов и только в тунике, плаще и сандалиях: кто носил этот пояс, был солдатом. Потеря пояса считалась для солдата позором или неприемлемой провокацией со стороны третьих лиц. В качестве наказания за должностные преступления ремень отбирался и мог быть возвращён только если солдат реабилитировал себя. Бесчестное увольнение с военной службы, помимо прочих юридических последствий, означало окончательную конфискацию этого ремня.
[B]Pteruges[/B]
Птеруги представляли собой своеобразную юбку, составленную из широких кожаных ремней и, как правило, являлись частью поддоспешника (дублета), одеваемого под доспехи. Они могли быть двойными: в этом случае верхние ремни прикрывали промежутки между ремнями заднего ряда. Для дополнительной защиты кожаные полосы могли усиливать металлическими пластинками. Птеруги линоторакса образовывались из нижней части льняного полотна-основы, разрезанного на полосы.
У римских легионеров, в первом десятилетии I в. н. э., на военном поясе (cingulum militare) появился своеобразный «фартук» из 4-8 кожаных ремней с подвесками на концах, усиленных металлическими заклёпками, выполнявший ту же функцию, что и птериги. Греки практиковали прорезы в своих доспехах-линотораксах, для большей свободы ног и рук. На протяжении веков с распространением металлических доспехов птериги стали лишь декоративной принадлежностью. Римляне сделали его фундаментальным эстетическим аксессуаром в военной моде. Это можно увидеть в бесчисленном количестве статуй римских императоров, которые носят их под мускульными доспехами, иногда богато украшенными, как в форме юбки, так и для украшения плеч.