Случай из жизни. Я думаю, что такие находки были у всех, кто увлекался мелаллопоиском. Даже если отстроиться от «чернухи», вместо катиного пятака как-нибудь обязательно поднимешь эту железяку. Косарь называется. Самый распространенный, крестьянский ножичек 18 – начала 20 века. Картошку там почистить, стол поскрести. Хотя не только. Один раз обнаружил заначку из трёх таких ножей в 15-20 метрах от места постоялого двора времен Елизаветы – Екатерины. Интересно то, что у них сохранились ручки, вернее остатки обмотки из веревки или кожаных ремешков. Рассыпались, конечно, тут же в серый волокнистый прах. Кто спрятал и зачем можно только догадываться, пошаливали мужички, похоже.
В очередной раз, перекладывая на балконе с места на место этот хлам, пришла в голову мысль – а не попробовать ли привести его в порядок и дать ему новую жизнь где-нибудь на кухне или на природе. Налил в обрезанную полторашку раствор щавелевой кислоты и закинул туда пару этих ножичков. Выбрал что получше, что бы загнутые хвостики были целые. Дней десять это хозяйство откисало на балконе. Ржавая короста после этой процедуры, конечно, отвалилась, но выглядеть принципиально лучше они не стали – рыжие, все в мелких каверночках. Попробовал сначала наждачкой и напильником снять до металла, но понял - что бы выравнить изъеденные края и провести заточку, нужен более серьёзный инструмент. Приятель у меня на рынке работает, ларек держит. Заточка инструмента, ключи, короче – «точу, лужу, паяю», к нему то я и заглянул. Вот, говорю, Василий, крестьянские ножи 18 века, если сможешь приведи в порядок – зачисти, заровняй, наточи. Что выйдет, то выйдет. Он повертел в руках, поржал, попросил меня погулять минут пятнадцать и, пробормотав «изи мани» проводил меня снисходительной улыбкой... Зря он улыбался. Когда я минут через сорок зашел забрать свой заказ, то обнаружил очень озадаченного и взмокшего Василия, который ещё пыхтел над вторым полотном. Если убрать ненормативную лексику, глупые вопросы типа «где ты отрыл эту хрень?» и жалобы на сточенный точильный круг стало понятно, что таких ножей затачивать ему ещё не приходилось. Металл оказался просто потрясающего качества! Один спец-металловед объяснил мне, что это углеродистая сталь, которая получалась при плавке на древесном угле. Умели наши предки делать настоящие вещи!
А дальше было все проще – ручка под обмотку, под старину. Медные гарда и тыльник. Работает, как новый. Картошку чистить им конечно неудобно, но покрошить чего на доске или мясо порезать это запросто.
У меня еще таких ржавых полотен штук пять лежит, целых, но Вася меня точно пошлёт.
