Помню читал о том, как Петр III велел подновить старые штемпеля монет с изображениями предыдуших правителей и отчеканить монет. Но где вспомнить не могу - давно было дело, да и для чего тоже не помню - может и для своей коллекции...
Вообще я сам не был, но возможно что-то сохранилось в этом музее http://peterhofmuseum.ru/objects/oranienbaum/kartinniy_dom То что у Петра3 коллекция (точнее, "кунсткамера") хранилась в Картинном доме в Ораниенбауме известно достаточно широко. В каком состянии экспозиция музея сейчас я не знаю. Но возможно какая-то литература об этом музее поможет прояснить судьбу медалей. Монеты тогда были только для низших слоев, "чатлане" собирали исключительно медали - то есть кругляки с портретом монарха.
Ну это да - медали были частью библиотек богатых дядек. Попробую найти информацию которую я упомянул выше. Кажись всплывает на поверхность в каких нумизматических сборниках я это видел (20 лет назад).
Ну это да - медали были частью библиотек богатых дядек. Попробую найти информацию которую я упомянул выше. Кажись всплывает на поверхность в каких нумизматических сборниках я это видел (20 лет назад).
Приветствую! Об этом, в частности, писал Спасский в своей работе о новоделах. Что собственно и определяло спрос (особенно в конце 18 века) на эти изделия. Если нужно, могу указать точные реквизиты работы. С уважением...
IgorS пишет: Помню читал о том, как Петр III велел подновить старые штемпеля монет с изображениями предыдуших правителей и отчеканить монет. Но где вспомнить не могу - давно было дело, да и для чего тоже не помню - может и для своей коллекции...
Было дело, на мой взгляд, мог получиться отличный проект
Там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости
IgorS пишет: Помню читал о том, как Петр III велел подновить старые штемпеля монет с изображениями предыдуших правителей и отчеканить монет.
Да, первый указ Петра III по монетному делу, приведенный в "Сборнике указов..." Деммени, от 17 января 1762 включал распоряжение о "переделе и тиснении новыми хорошими штемпелями" "прежней ходячей серебряной монеты от 1700 года деланной". Целью было выпустить в обращение (не только для коллекционеров) серебряные монеты 1700-176.. годов, поскольку существовавшие монеты имели непрезентабельный вид - поцарапаны/потерты, изображения монархов стерлись и т.д.
Но началось это, как минимум, на год раньше при Елизавете, и к 1762 году уже успели провести ревизию в казне на предмет наличия монет прежних императоров, выяснили, чего не хватает, и даже дали распоряжение выкупить у население недостающие монеты. После Петра III эта идея существовала какое-то время при Екатерине II - пытались сделать/утвердить новые штемпели, максимально похожие на оригиналы, но так ни чем и не закончилась...
На всякий случай - И.Г.Спасский "Новоделы" Сборник статей "Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики" Изд. "Аврора", Ленинград, 1977. Очень познавательно о "показных медальных кабинетах" и методах их пополнения.
NewComer пишет: На всякий случай - И.Г.Спасский "Новоделы" Сборник статей "Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики" Изд. "Аврора", Ленинград, 1977. Очень познавательно о "показных медальных кабинетах" и методах их пополнения. С уважением ко всем...
Это хрестоматийная информация, должны знать все. Да и памятников увлечению знати полно - те же медали петровского времени, изготовленные "заново" резчиками времен Е2 (Иванов, Юдин, Шульц и т.д и т.п.) Но были ли изготовлены какие-то новоделы при Павле и могли ли они попасть в его кунсткамеру? Я не знаю, может кто-то подскажет: кто из резчиков-копиистов был активен до 1762 года?
IgorS пишет: Помню читал о том, как Петр III велел подновить старые штемпеля монет с изображениями предыдуших правителей и отчеканить монет. Но где вспомнить не могу - давно было дело, да и для чего тоже не помню - может и для своей коллекции...
Это неоднократно предлагалось сделать графом Петром Ивановичем Шуваловым в рамках денежной реформы, если не ошибаюсь, начиная с 1761 года. А читать об этом Вы могли, вероятно, у ВКГМ.
NewComer пишет: На всякий случай - И.Г.Спасский "Новоделы" Сборник статей "Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики" Изд. "Аврора", Ленинград, 1977. Очень познавательно о "показных медальных кабинетах" и методах их пополнения. С уважением ко всем...
Это хрестоматийная информация, должны знать все. Да и памятников увлечению знати полно - те же медали петровского времени, изготовленные "заново" резчиками времен Е2 (Иванов, Юдин, Шульц и т.д и т.п.) Но были ли изготовлены какие-то новоделы при Павле и могли ли они попасть в его кунсткамеру? Я не знаю, может кто-то подскажет: кто из резчиков-копиистов был активен до 1762 года?
Шульца вычеркиваем. Последнее упоминание о нем в 1735 году.
водолей пишет: Это неоднократно предлагалось сделать графом Петром Ивановичем Шуваловым в рамках денежной реформы, если не ошибаюсь, начиная с 1761 года.
Ошибся... начиная с 1760 года. То есть, ещё при Елизавете Петровне.
mcv пишет: Но началось это, как минимум, на год раньше при Елизавете, и к 1762 году уже успели провести ревизию в казне на предмет наличия монет прежних императоров, выяснили, чего не хватает, и даже дали распоряжение выкупить у население недостающие монеты. После Петра III эта идея существовала какое-то время при Екатерине II - пытались сделать/утвердить новые штемпели, максимально похожие на оригиналы, но так ни чем и не закончилась...
kuban46 пишет: Шульца вычеркиваем. Последнее упоминание о нем в 1735 году.
Да
В предисловии каталога библиотеки Петра III, выпущенном в прошлом году, было написано что Петр Федорович активно занимался пополнением коллекции до середины 1750-х. Вероятно так же собирались и экспонаты кунсткамеры, в тч монеты: пока был юн и молод, удовлетворял любопытство, увлекался всякими штуками. Возмужав, переключился на женщин )
Штелин, я полагаю, не просто знал о коллекции, он же сам ее и пополнял. Даже в википедии написано, что обучая истории России, Штелин показывал ему старинные монеты и медали Петра1.
Я погуглил и отыскал библиографический список работ по Ораниенбауму. Коллекция Петра3 описывалась и не раз, но это все о книгах, картинах; нумизматическая часть, возможно, была недостаточно обширной, чтобы оставить какой-то значимый след. Хотя, возможно, где-то и упоминался нумизматический раздел. Оставлю список здесь, может кому-то пригодится.
Скрытый текст
Горбатенко С.Б. Иконостас Пантелеймоновской церкви Большого дворца в Ораниенбауме // Памятники истории и культуры Петербурга: Исследования и материалы. СПб., 1994. С. 139–153. Горбатенко С.Б. Новое об ансамбле Большого дворца в Ораниенбауме // Памятники культуры. Новые открытия. 1985. М.: Наука, 1987. С. 461–480. Горбатенко С.Б. Усадьбы петровского времени в окрестностях Ораниенбаума // Петровское время в лицах: Краткое содержание докладов научных чтений памяти А.Д. Меншикова. СПб, 2005. С. 6 –11. Горбатенко С.Б. Формирование ансамбля Большого дворца в Ораниенбауме в первой четверти XVIII века // Памятники культуры. Новые открытия. 1993. М.: Наука, 1994. С. 405–424. История о двух дворцах и одной геотехнической проблеме // Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 2001, № 45 (май). С. 63. Коренцвит В.А. Последний дворец Меншикова «Монкураж» // Памятники культуры. Новые открытия. 1988. М.: Наука, 1989. С. 396–412. Павлова М.А. Интерьеры Большого Ораниенбаумского дворца XVIII – середины XIX века. История создания и опыт теоретической реконструкции. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб, 2002. 379 с. Синдаловский Н.А. Легенды пригородов. Ломоносов (Ораниенбаум). Подъездной канал// Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1996. С. 226–227.
Бенуа А. Китайский дворец в Ораниенбауме // Художественные сокровища России. 1901, №. 10. С. 195–210. Воинов В.С., Костарева И.А. Оригинальный вариант стиля рококо в России // Архитектура мира. Материалы конференции «Запад – Восток: Личность в истории архитектуы». Вып. 4. М.: Architectura, 1995. С. 60–64. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Ораниенбаумский театр при вел. кн. Петре Феодоровиче // Столица и усадьба. 1917, № 75. С. 12–13. Клементьев В.Г. Китайский дворец в Ораниенбауме. СПб.: Изд-во «Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ», 1998. 104 с. Клементьев В.Г. Коллекция живописи музея-заповедника Оранинбаум // Памятники культуры. Новые открытия. 1996. М.: Наука, 1998. С. 370–382. Клементьев В.Г. Паркеты Китайского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1985. М.: Наука, 1987. С. 378–391. Клементьев В.Г. Художник Федор Власов. Его произведения в Ораниенбауме // Памятники культуры. Новые открытия. 1994. М.: Наука, 1996. С. 241–248. Коренцвит В.А. Крепость Петерштадт в Ораниенбауме // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Сб. ст. СПб.: Политехника, 1994. С. 208–222. Лелина Е.И. Петровский Ораньибурх как символическая концепция Санкт-Петербурга // Петербургские чтения-97: Материалы Энцикл. б-ки “Санкт-Петербург-2003” /Ассоциация исследователей Санкт-Петербурга. СПб, 1997. С. 379–382. Лярская Е.И. Библиотека Петра III в Картинном доме (Ораниенбаум) // Русские билиотеки и их читатель: Из истории русской культуры эпохи феодализма. Л., 1983. Коренцвит В.А. Крепость Петерштадт (Археологические исследования в Ораниенбауме) // Памятники культуры. Новые открытия. 1993. М.: Наука, 1994. С. 516–532. Мыльников А.С. Малый двор в Ораниенбауме // Мыльников А.С. Петр III. Повествование в документах и версиях. М.: Молодая гвардия, 2002. С. 75 – 108. Мыльников А.С. Ораниенбаум времени Петра III как культурно-исторический источник (Музейный комплекс как культурологический текст) // Забытый император. Материалы научной конференции: Сб. ст. «Ораниенбаумские чтения». Выпуск 3. СПб.: «Историческая иллюстрация, 2002. С. 87–91. 9. Никифорова Л.В. Августейшая вышивальщица. (Об исторической ошибке и художественной правде) // «XVIII век: искусство жить и жизнь искусства». Сборник научных работ /Отв. ред. Н.Т. Пахсарьян. М.: Экон-информ, 2004. С. 197–204. 10. Никифорова Л. В. Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Сюжетная программа интерьера // Искусствознание. 2 / 06. М., 2006. С. 444–453. Китайский дворец и парк в г. Ломоносове (б. Ораниенбауме) [Справочник] / Сост. В. Скобликова, З.Л. Эльзенгер. Л.: Ленфотохудозник, 1948. 80 с. Успенский А.И. Катальная горка в Ораниенбауме // Художественные сокровища России. 1902, Т. 2., № 5. С. 93 – 106. Успенский А. Китайский дворец в Ораниенбауме // Художественные сокровища России. 1901, вып. 10. С. 183–195. Ю-Фаг. Большой Китайский кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме: (К вопросу о «шинуазри» в русской культуре XVIII века) //Study Group on Eigteen-Century Russia Newsletter. № 30. December 2002. P. 21–27.