Если прочитать статью, то становится понятно, что медаль выставленная мной является оригиналом 1730 года, а с кипарисами на реверсе, после 1740. Наверное как-то связано с треснувшим аверсом тоже.
Антон, спасибо! Может кто-то сможет подкинуть эту статью?:
Сарычева М.А. Медали на смерть Петра II. Проблема заказчика // Нумизматические чтения ГИМ. Тезисы докладов и сообщений. М., 2011. С. 122–125
А пока выставляю интересную статью, по теме.
У.М. Волкова с.н.с. Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина Образ смерти в композициях медалей Российской империи (по материалам коллекции отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина) В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится довольно пред- ставительная коллекция памятных медалей XVIII–XXI вв. Среди этих предметов есть как «официальные», так и авторские произве- дения. В рамках настоящей темы нас интересуют медали, посвя- щенные смерти монархов и известных людей. Первыми памятниками с таким сюжетом стали медали, отчека- ненные к кончине императора Петра I (Лепехина Е.В. О значении медалей Петра I как памятников посмертного прославления деяний Царя-Преобразователя // XIII Всероссийская нумизматическая кон- ференция. Тезисы докладов и сообщений. М., 2005. С. 149–150). Композиция оборотной стороны в первую очередь воспевает дости- жения правителя: в центре изображена Вечность, уносящая импера- тора в небеса, сцена дополнена изображением символов искусств и наук, флота (корабли), а также побед (лавровое дерево). Такая ви- зуализация смерти была характерна еще для русского искусства пре- дыдущего столетия (Сукина Л.Б. «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть»: образ смерти в картине мира русского человека XVII в. // Вестник РУДН. Серия: История России. № 1, 2010. С. 12), однако автор, в первую очередь, пользовался языком аллегорий и символов, характерных для европейских медалей. Отметим, что одним из важ- ных элементов композиции является скорбящая женщина, которая олицетворяет собой либо страну, либо Екатерину I. Кем бы ни была эта фигура, ее европейский наряд иллюстрирует основной полити- ческий курс Петра I, направленный на сближение с западными стра- нами. Включение этой героини в композицию говорит и о решении проблем с наследованием трона, а также визуализирует чувство скорби. Исторические события XVIII в., в первую очередь дворцовые перевороты, оказали значительное влияние на медальерное искусст- во Российской империи. Не все монархи этого периода были удо- стоены посмертных памятников. Другим фактором можно назвать длительный процесс изготовления этих миниатюрных произведе- ний. Следующей стала медаль на кончину императора Петра II (Са- рычева М.А. Медали на смерть Петра II. Проблема заказчика // Ну- мизматические чтения ГИМ. Тезисы докладов и сообщений. М., 2011. С. 122–125). На ее оборотной стороне можно увидеть довольно нейтральную композицию – семь кипарисов, которые символизиру- ют как скорбь, так и вечную жизнь человеческой души. Эта медаль, как и предыдущая, была создана европейским мастером, что объяс- няет использование традиционного медального языка иносказаний при проектировании памятника. Композиции медалей, посвященных кончине императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны имеют много общего – они фо- кусируют внимание зрителя на проблеме престолонаследия, но не трагичности события. Так, на первой медали изображены персони- фикация Российской империи, держащая на руках преемника Иоан- на Антоновича, его венчает короной возносящаяся в небеса импе- ратрица. Центральное место в композиции памятника 1761 г. также занимает фигура правительницы, с небес указывающей скипетром на щит с монограммой наследника Петра Фёдоровича. Обращает на себя внимание изображение смерти, выраженное классическим спо- собом – души императриц, пребывающие на небесах. Эти произве- дения отсылают к медали, посвященной Петру I. Важным отличием здесь является то, что правительницы даже после смерти взаимодей- ствуют с земной жизнью, влияют на нее. Петр же, покидая мир жи- вых, лишь смотрит с небес на свои достижения. Схожие принципы построения композиций можно увидеть на медалях в память кончины императоров Александра I и Николая I (Сарычева М.А. К вопросу о стилистике медали на смерть импера- тора Александра I (1825 г.) Ф.П. Толстого // XVIII Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. М., 2015. С. 250–252). В собрании ГМИИ хранятся разные виды таких памятников. В их композиции включены религиозные символы – на первой Всевидящее око, а на другой крест. Медали лаконичны, лишены фигуративных и абстрактных образов смерти. В отличие от предыдущих произведений, на факте смерти монархов акценти- руют внимание скорее надписи, а не изображения. Именно благода- ря словам скупые изображения приобретают налет меланхолии и горечи. Таким образом, эти произведения лишь увековечивают свершившееся событие, но не воспевают заслуги почивших и не раскрывают иных тем, связанных со смертями этих правителей. Этим памятникам близка медаль в память кончины великого князя Николая Александровича (1865 г.), бывшего наследником престола; ее композиция также лаконична и сдержанна. Иначе выглядят композиции медалей на смерть императоров Александра II и Александра III. Основная идея здесь – скорбь и оплакивание. Оборотные стороны насыщены деталями, но основ- ной фигурой является олицетворение безутешной страны, стоящей на коленях перед гробом. Изображения дополнены цитатами из священных текстов. Эти медали акцентируют внимание на тра- гичности утраты и ее неотвратимости больше, чем на воспевании достижений правителей; они скорее призваны вызывать у зрителя чувства сопереживания и грусти. Кроме медалей на смерть правителей, в течение двух столетий чеканились и памятники, увековечивающие кончину представителей правящей династии. В собрании ГМИИ хранятся медали в память императриц Марии Фёдоровны (1828 г.), Александры Фёдоровны (1860 г.) и Марии Александровны (1880 г.). Несмотря на то, что соз- даны они были в разное время, композиции имеют много общего, включают религиозные символы и фигуры ангелов. Другой особен- ностью является акцент на благотворительной деятельности усоп- ших, выраженный либо изображением Красного креста, либо скор- бящих детей и женщин. Медали в честь государственных деятелей, ученых, коллекцио- неров и деятелей культуры отличаются от рассмотренных выше – большинство композиций включает лишь скупой текст. Таким образом, на медалях Российской империи, по сути, нет традиционных для отечественной культуры образов, символизи- рующих и визуализирующих смерть. Художественные средства вы- ражения, что использовались при создании этих памятников, были направлены в основном на то, чтобы констатировать и увековечить событие.
Семь лет прошло с последнего обновления в этой теме. Но вот мне впервые попалась редкая медаль, Дьяков 68.3. В память кончины Петра II. 30 января 1730 года. Работа Вестнера. В этой ветке представлены два других варианта медали на это событие.
В этом ауке Teutoburger продалась очень хорошая подборка редких медалей, в меди. К сожалению все были чищены. Происходили из знаменитой коллекции Horn, и где он их только взял. Многие экземпляры не встречались ни до, ни после.
Интересная история! Может золотая медаль и всплывет, если добралась до России. Судя по каталогам (ссылки в статье из Вики), существует два гибридбных новодела, и один новодел. Проходов в серебре не было. Встречаются только в меди, и довольно редки, судя по прооходам. PS Причина даты 1811 на аверсе не известна, а один из гибридных новоделов имеет дату 1810.
Обе серии медалей (портреты правителей и важные события) в 1768 году еще не были отчеканены.
Если бы дело было в 1868 году, то в серии портретов правителей уже было как раз 63 медали и цена была 11 рублей 30 копеек. Как я понял, каталог Пикте недоступен, а жалко.
Отличная коллекция! Тяжелая! Я значительно облегчился за последние годы, но кое что оставил, for fun. 1787 с гуртом сеткой. Фото образца начала 2000х. 1794 из Брекке.
На самом деле эта медаль работы Т. Иванова встречается, что нельзя сказать про медаль Е2. Вот еще один вариант, из Краснодарской коллекции - Дьяков 119.1 А:
[QUOTE]extant4cell пишет: К стати, если говорить об Анне, у неё есть прекрасный пример красивого рисунка на жетоне 1739 года, на мир с Турцией.
Добавляю его в коллекцию.
Портрет конечно заставляет желать лучшего, но сразу же чувствуется, если не рука мастера на обратной стороне, то его причастность к составлению рисунка Слава Империи! Интересно, кто был гравером?