Господа у меня возник такой вопрос к знатокам медальерного искусства: имеется ли информация на данный момент кто из медальеров резал штемпель рублёвика 1725 года "особый орёл" ? Заранее спасибо за любую информацию по этому поводу.
точной информации нет, известно лишь, что на тот момент было 2 основных резчика Готфрид Рейбиш и Антон Шульц-оба начали работу в середине 1724 года, но конкретики тут не будет, поскольку никаких отличительных особенностей исполнения не оставили, как и документации, можно лишь предполагать, что раз на момент середины 1726 года именно А.Шульц будет основным резного дела мастером и именно ему будут поручать изготовление лицевых штемпельных пар с этого года, то его талант и стиль работы был более оценен и принят в Берг-коллегии...
Там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости
Спасибо Антон, благодаря тебе нашёл кое какие цитаты форумчанина exkursant: Доподлино известно, что Рейбиш и Шульц делали первые рубли Е1; "почерк" и "разницу в кисти" можно искать здесь... Реверсы для них (Е1) резал Мединцев; Ф.Я. Мединцев - "специалист по орлу", его орлы украшают "траурный рубль", в моем скромном понятии самые красивые орлы первой половины 18 Века. Конец цитаты. П.С. если с аверсом мне всё более менее понятно, то вот с орлом пока не очень.Прикрепляю картинку на которой слева орел Ф.Я. Мединцева (картинка опять же exkursant ) а справа "особый орёл" . Как мне видится рука мастеров несколько различается или я ошибаюсь? Хотелось бы услышать комментарии по этому поводу.
из хроники чеканки "левосторонних" рублей 1726 года известно, что лицевую сторону этих рублевиков поручили изготовить Шульцу, а оборотную цитата: "кому-то из русских резчиков", то есть в штате монетного двора помимо Меды(и)нцо(е)ва были еще русские медальеры, специализирующиеся исключительно на изготовлении гербовых орлов, как только станут известны их имена, так появится некоторая ясность, а сейчас информации по крупицам...
Там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости
Спасибо, интересное примечание! Надо будет эту "руку мастера" поискать на других номиналах или на медалях, может быть откроется имя П.С. мне почему то стиль и пропорции орла напоминают вот эту руку мастера, правда между монетами 22 года разницы... http://www.m-dv.ru/catalog/id,3417/prohod.html
Уважаемые exkursant,IgorS,nazartst,Alex Dubovsky,kuban46 не проходите мимо темы, дайте свой комментарий пожалуйста:) П.С. вы были замечены в знаниях по медальерному искусству.
И вопрос у Вас интересный, и тема достойная. Документов архивных, к сожалению, либо нет, либо кто-нибудь - когда-нибудь их раскопает в запасниках. Была тема похожая про рубли Пётра II, и документы обсуждались, и почерки, даже до инструмента добрались. Думаю, тут exkursantа в.тему надо звать. С уважением.
Я тут забегался на Нью Йоркском слете. Жена считает, что я удовольствие получаю, а я просто бегаю, как собака, туда-сюда. Но это все лирика. Есть пару минут, решил написать. Есть монета с таким же орлом, но с другим аверсом. Она в каталогах отмечена ниже, чем монета ТС. Так вот - она мне никогда не встречалась. И судя по картинкам во всех каталогах - она в наше время никому не встречалась. Петрунин поднял редкость с Р1 Биткона до Р2. Но мне это кажется маловато.
Полистал книгу Петрунина. У него есть статья "Гербовый Орел На Рублевых Монетах Екатерины 1". Орел на "Траурном" рубле работы Федора Медынцева. В статье проиллюстроровано 18 разных орлов. В это время на монетных дворах работало 25 резчиков и подмастерьев. 5 резчиков иностранцы, остальные русские мастера. Трудно сказать кто конкретно вырезал все эти остальные орлики. Вот фотка орла с особым хвостом.
Да, хотел добавить еще одну цитату из статьи Петрунина упомянутой выше в П12: Видимо чиновники, отклонившие лицевую сторону, посчитали реверс "траурного" рубля удачным и поручили Ф. Медынцеву продолжить работу над орлом.
Не знаю что, конкретно, это значит, но результат продолжения работы - 18 разных орлов.
Даже с медальными аверсами - реверсами, иногда разобраться непросто, а к работе над медалями, избранные допускались.... что же о монетах говорить... любой резчик полуграмотный мог руку приложить.
"Сорочий хвост"- работа того же мастера. Характерно, что у него не было пунсона на арабскую единицу. Шлепнул вертикальную гасту от "Н.Ш.П.И. и т.д "... Корона - его собственное изобретение, похоже, как выглядел оригинал он даже не представлял. Интересны "загагулины" у короны и на скипетре... такое не под силу новичку. Пятёрка - явно западная, нигде больше, кмк, в таком виде не появляется. Думается, это кто-то из "залетных" западных, кто не специализиировался конкретно на монетных штемпелях, но дело знал. Бергколлегия платила, похоже за все штемпеля, кто бы не приволок. Иначе откуда такой разнобой в рисунке... о едином маточнике в тот промежуток времени и речи не может быть...
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Невыясненными остаются обстоятельства, по которым плодотворная деятельность мастера прервалась в начале второго десятилетия XVIII века. Кстати Готфрид Гаупт обучал и готовил российского медальера - Федора Медынцева.
Уважаемый exkursant посмотрите пожалуйста с точки зрения инструмента и стиля, у этого мастера стиль не похож? Обратите пожалуйста внимание на на подобие цифры 5 (S) и буквы М....
ЛЕФКЕН ИОАНН ТИМОФЕЕВИЧ * 1714–? ** Левкин; сын прибывшего в Россию по контракту "немчина" (Лефкен Тимофей - см.); в 1734-1737 обучался медальерному искусству за границей (в Швейцарии у Ж. А. Дасье), с 1737 – медальер Московского Монетного двора, с 1740 по 1746 – главный медальер Московского и СПб-МДв. Работы метил: Л. Ф.; И. Леффкен (латинским шрифтом) *** Смирнов,1994; Уздеников,1992.
ЛЕФКЕН ТИМОФЕЙ * ?–? ** Diterik Leeffkien; работал пробирером и минцмейстером на Московском Монетном дворе, минцмейстерский знак – «DL» (1711–1713) ** Иоанн 1714 * Смирнов,1994; Уздеников,1992.
Господа может кто подскажет Diterik Leeffkien штемпеля резать умел сам или нет? Если я правильно понял то он вроде стоял у истоков открытия Московского двора и роде как должен был всё уметь?
Уважаемый exkursant ваш "коллажик" из старой темы, мне показалось есть в нём что то общее с этой темой?....
П.С. Пока все молчат, выскажу свои мысли Судя по "коллажику" аверс точно принадлежит к работам А.Шульца и судя потому что знаки СПБ на аверсе/реверсе одинаковы по стилистике могу сделать вывод что реверс тоже его работа. Соответственно получаем что: А.Шульц самолично резал штемпеля аверса/реверса "особого орла" в 1724-1725 году(?) будучи "залётным" мастером не имеющим к началу работ полного комплекта инструментов что сказалось на цифре 1(в годе) которую он просто заменил на гасту . Так же его руке принадлежит работа не известного до селе резчика штемпелей пробного 2-х рублёвика 1726года Екатерины1,некоторые из монет "сорочий хвост" 1727 г., а так же как выразился уважаемый чебурашка67 "веерный" хвост 1725 года. Буду признателен если кто поправит или дополнит.
Уважаемые форумчане! Неужели ни у кого не возникает желания оспорить мой предыдущий коммент на принадлежность обоих штемпелей работе А.Шульца? Хочется дискуссии, мордобития с пеной у рта, а то так получается что я совершил маленькое открытие в мире нумизматики а никому до этого нет дела:) Не стесняйтесь в выражениях пожалуйста( в рамках приличия ) если что не так
Да, инструмент это интересно. Но, соглашусь с информацией от Altair777 (если я правильно понял по поводу лицевых штемпельных пар?) - "залетного" дорогого мастера заняли портретами, а орлики оставили другим. Выше цитировал Петрунина : "...поручили Ф. Медынцеву продолжить работу над орлом".
Надо бы отметить, что отпечатки того инструмента, вроде только на монетах до и в 1726 году встречаются... это к слову пришлось. Был там в Питере некто Рейбиш... знал кроме всего, судя по документам Бергколлегии и токарное дело. Задействован был на резке и штемпелей и пунсонов. Только вот не отличился он перед начальством усердием и усидчивостью, как следствие был к 1728 году уволен. Короче говоря, все поехали в Москву, а он домой в заграницу. Как предположение... это он мог участвовать в Меншиковском проекте по "новому серебру". Ну, а как Альсан Данилыч в опалу попали, так и плотву вокруг могли тоже почистить.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Altair777 пишет: Задачка со множеством неизвестных-истину, кмк, здесь уже не найти!
Антон тут тогда один вопрос остаётся: если пуансоны СПБ на аверсе одинаковы с теми что СПБ на реверсе то как они туда попали? Или они не принадлежали конкретному мастеру? Такие же кмк и на среднем рубле из "коллажика" уважаемого exkursant.
ИМХО, конечно, но литерные пуансоны не могли принадлежать конкретному гравёру, какие-то элементы набивки-аля крылья/хвост-вероятно, как, собственно, и работа над аверсными пуансонов-высоковероятно, а вот литерные-скорее как расходный материал, их было много и набивали первым, что под руку попадется и кому попадется; стилистика конкретного мастера-это работа над портретом и гербом государства Российского, легенда-это уже вторично, более того, я где-то встречал мнение, что гравер набивал портрет и орла, а вот мелкие детали проработки портрета,например и надписями занимались уже подмастерья...
Там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости
Уважаемый exkursant спасибо, пусть Шульц спит спокойно, на форуме СМ с вашей помощью ни одна мышь не проскочит:) Антон спасибо, господа в общем понятно что дело тёмное и видимо так и останется загадкой.
КМК аверс рублёвика "особый орёл" не принадлежит Шульцу по некоторым деталям. А вот реверс, судя по наглядным деталям, может принадлежать работе Шульца, так как имеет некоторые сходства с пробным двухрублёвиком 1726 года. Как здесь уже заметили, только на двухрублёвике, на рублёвике *хвост веером" и на рублёвике "особый орёл" в дате цифра 1 изготовлен инструментом в виде " I ". То что пробный двухрублёвик является работой Шульца, у меня не вызывает сомнений, так как штемпели к пробной монете могли поручить только главному медальеру (каковым и являлся на тот момент Шульц).. Контуры и детали гербового орла на пробном двухрублёвике и реверсе "особый орёл" имеют сходства. А вот короны отличаются существенно, и этот факт не даёт нам со стопроцентной уверенностью говорить, что автор у этих двух реверсов один и тот же мастер. Хотя, мне видится что Шульц, хоть и частично но прикладывал руку к реверсу "особый орёл" . КМК то, что на трёх реверсах вместо цифры "1" использовали пуасон " I " не может быть показателем того, что у мастера не было такого инструмента, тем более у главного медальера. И что ещё интересно, то что вместо цифры "1" поставили подобие римской цифры " I ", так же не может показателем того, что автором этого действия мог быть только иностранец. Так как и на квадратных платах, того же времени, цифру "1" также набивали пуансоном в виде римской цифры " I ". А готовил штемпели к ним Иван Андреев. Аверс вот этой монеты мне видится работой Шульца, а вот орёл при этом совсем иного рисунка.
Когда веру превратили в религию, тогда и чудо превратилось в чудовище.