Последний раз я «давил ученическую скамью» в 2018. Семинар по повышению квалификации до «самой верхней». Сидит за столом доцент: 40 лет ведущий реставрационную мастерскую при одном аббатстве. Специализация - церковная утварь, от подсвечника до алтаря. Мы вокруг - 9 человек, все уже состоявшиеся мастера, половина - серебряных дел, вторая - золотых. Стаж работы от 20 лет. Моложе не набирали.
Идет разбор, что и как нужно реставрировать на объекте. Объект старый, лет 400. Трещина.
Доцент: -здесь вам нужно разобраться, что это такое. «Ist es Spannungsriss, oder Entspannungsriss.» Тогда у вас все получится. :crazy:
Типа, все просто… трещина возникла при внешнем напряжении материала, или материал лопнул, чтобы освободиться от внутреннего напряжения.
Щаз все объясню. Коротко и непонятно. 8-) Природа у дефектов аверса и реверса совершенно разная. Баста. Аверс - дефект, возникающий при литье т.н. «слойки» Реверс - трещины в результате изгиба.
Там и там, как бы, «трещины»… только природа их совершенно разная. В доказательство их внешний вид. Слойки - трещины, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Деформационные трещины - лежат вертикально… не слоятся.
[QUOTE]wwww1111 пишет: Тема, как дерево, ветвится. Какие бывают слойки, трещины, вздутия по происхождению и о чем говорят. Как появляется дефект штрихового серебра и почему он появился лишь по переходу на вертикальную изложницу. И т.д.[/QUOTE]
Не сочти за напускную важность… я «за верстаком» 45 + лет, и то, не все еще понято и прочувствовано. Обычно, с дефектом нужно столкнуться, проанализировать причины возникновения, для того, чтобы «два раза не наступать на одни и те же грабли». Честно говоря сам я со «штриховым серебром» у себя в мастерской не сталкивался. Искусственно создавать… нет времени и желания. Допустим, попробую… получится, распишу процесс, а вы меня потом проклянете и будет за что.
Относительно штрихового серебра… в литературе говорится, что это кристаллы меди, которые в процессе отжига оксидированы все тем же кислородом, который проникает в сплав при его отжиге. Оксид тверже металла, поэтому деформируется медленнее, чем основной металл заготовки. Таким образом оксид меди и серебро сплава деформируются с разной скоростью, происходит локальный разрыв. При отбеливании, в образовавшиеся пустоты в разрывах попадает травильный раствор. Оксид вымывается. Остаётся штриховая черточка. Где-то так. У любого фуфлодела на полке стоит томик Бреполя, Марченкова или Андрющенко. Там это все описано, ничего нового я этим для них не поведаю.
[QUOTE]wwww1111 пишет: Время перехода, получается, где-то 1741? Или еще раньше встречается?[/QUOTE]
Скорее, немного попозже. У меня была полтина 1747 ммд. Аверс был слойками обезображен. Я ее только из-за каталожной редкости придержал. Вид был у нее отвратительный.
Если конечно я правильно совместил, то получается, что воображаемая линия, вдоль которой ,,непонятно чего,, на аверсе проходит ровно над линией ,,непонятно чего,, на реверсе. Таки если они эти линии друг над другом, то может и природа ,,непонятно чего,, вдоль этих линий одинакова, не?[/QUOTE] Не. :pardon: Совмещай по изображениям «аверс» против «реверса». Тогда линии разойдутся.
Кстати при определении соосности по снимкам… «штриховое», оно же «дождь», оно же «Kommasilber» - в помощь. Там вектор штриха и вектор проката совпадают совершенно. Обусловлено происхождением дефекта.
[QUOTE](A.P) пишет: Чтобы понять что это, надо иметь некоторый опыт работы с вальцами + ещё такой момент: драг.металл очень капризен в работе при наличии в нём случайных загрязнений. [/QUOTE]
Совершенно верно. Например, о,8 % олова способны напрочь лишить сплав пластичности. Картина разрушения поката будет отличима от слоек. Такие вещи часто встречаются на талерах, что тиснуты в валцверках. Поперечные глубокие трещины и разрывы ближе к центру монеты.
[QUOTE]Гюнтер пишет: [QUOTE]exkursant пишет: [QUOTE]Altairus пишет:[/QUOTE] Пора бы научиться отличать слойки от трещин в прокате. Аверс - слойки. Реверс - другое. [/QUOTE]
извини, а разве линии ,,слоек,, идут не друг под другом на аверсе и реверсе?[/QUOTE]
У слоек есть характерная черта. Они рвутся в процессе прогона через вальцы. Линии разрыва пересекают почти перпендикулярно линии деформации. На аверсе все это есть. На реверсе: все линии параллельны. Это не слойки.
[QUOTE](A.P) пишет: Ничего удивительного, если учесть химический состав сплава монет СПБ 1725-27-х гг.[/QUOTE]
Продолжим о серебряном сплаве… и о его составе конкретно.
И снова к кислороду, который выжигает лигатуру. Оксид меди выводился плавильными флюсами в виде шлака. Это и называется «угар». Угар при плавке серебра был всегда. При каждой следующей плавке добавлялась «свежая» медь, чтобы удержать пробу в указной норме. Вспомни: в Москву и Питер с Урала слали не только медные заготовки для чеканки, но и обрезь.
Следствие постоянного «долегирования» сплава - состав непостоянен. Постоянна только проба. Картинка же состава одинаковой не будет. Раз на раз практически приходится не может, медь шла с примесями в пределах, думаю, процентов в 5. А в тех пяти процентах… Палладий, никель, железо, вольфрам и пр.
Отвлекусь… в прошлом году притащили «наследство». Дядька собирал все подряд, юбилейку, медальки памятные. Просили оценить. Объяснил: все - цена металла. Поверили. Привез сдавать на аффинаж. Килограммов 5… Работник фирмы: -ну вот круг замкнулся. Я: - это как? Ответ: -лет 30 назад мы выпустили эти кружки для мондвора, они тиснули юбилейку. Теперь она вернулась к нам - мы снова сделаем из них заготовки для чеканки.
Я тогда подумал: «а ведь в каждой монетке есть один, два атома серебра, которые могли побывать в одной из тех 30 тетрадрахм»… сколько раз их уже переплавили и снова отчеканил в другом виде.
Нет, у Вас обычные слойки в сочетании с коррозиией низкопробного под слоем высокопробного. Черные точки - там, где агрессивная среда смогла проникнуть вглубь.
[QUOTE]Юра551 пишет: Он раньше называл это "штриховое серебро". Теперь дождь.[/QUOTE]
Я и сейчас это так называю. Просто от других чаще слышу «дождь». Счел это доходчивей. Немцы это называют „Kommasilber“ - серебро с запятыми. Техническое название «Tiefenoxydation“ оксидация глубин, если дословно.
С уклоном в нумизматику, естественно. Сейчас конкретно вступлюсь за тех, кто говорит "смотреть нужно в живую". :spite: Нас интересует сплав серебро-медь. Смотрим первую половину 18 столетия. Конкретно у 1720 проба - 729,16 От отливки до готового проката - сплав подвергался промежуточным отжигам. В старину - "пожиг". За пожигом обязательное отбеливание. Что такое пожиг, применительно к процессам, происходящим в полосе, выяснили. Коротко ещё раз: при нагреве идет массивное окисление меди сплава. Отбеливание: полосу почерневшую при пожиге, подвергают травлению, дабы получить снова "чисто белый" цвет... из оксидированной поверхности "вымывают" оксид меди. Проба поверхностного слоя становится близкой к чистому серебру. Что имеем?.. "слоеное тесто" - внутри 729,16, на поверхности 999. Разница в механических свойствах - пропасть. 729,16 - практически самая жесткая комбинация Ag/Cu, в ювелирке ее называют "пружинное серебро", из него делали пружины в портсигарах и пудренницах. 999 - твердость по Моосу 2...соответсвует твердости человеческого ногтя.
Следствие сего: при чеканке слой чистого серебра "срезается" при течении металла. Особенно по краю монеты, там где легенда. Не задавались воросом, почему буквы там такие корявые? Резчик тут практически "непричем"... он литеры поставил ровные. Просто штемпель очень быстро "засорялся" отслоившимся мягким (чистым) серебром. Потому и оттиски корявые. Дальше ещё интереснее... то, что не отвалилось от букв, осталось висеть, без особой связи с монетой.
Я к чему... снимки монет могут иногда приводить в заблуждение. Это 1727, но сплав такой же. Легенда может выглядеть так:
[QUOTE]wwww1111 пишет: Припоминаю всего парочку, один «Матрос» и Елизавета Петровна. Слойки с обеих сторон. А вот подобные ли - уже не скажешь.[/QUOTE]
Исключения служат подверждению правила. :hi: Нужна статистика, а это - не мое, честно говоря, сколько раз ею заниматься пришлось - "раз-два и обчелся". Из того, чем довелось таки, это рубль 1736 года, Питерской чеканки,привычно называемым "рубль Гедлингера".
снимок синконовский 2015
Из всего тиража (2671) до нас дошло около двух десятков (20). Из них, по фото, пригодным для изучения, не имеют односторонних слоек только 2 (!) В процентном отношении = 10% На синконовском все наглядно. Реверс отмечен массивными слойками, кстати, основновная масса рубликов выложены слойками на орловой штемпель. Дефект держали за "издержки техногонии", как могли к нему приспосабливались...
[QUOTE](A.P) пишет: [QUOTE]wwww1111 пишет: Если провести несколько плавок серебра, наструганного штихелем с ложки, без сплавки со свинцом, не получится получить чистый металл?[/QUOTE] Это так не работает в аффинаже.
[QUOTE]wwww1111 пишет: сколько видел рублевиков восемнашки, покрытых массивными слойками с обеих сторон.[/QUOTE] Нисколько!
Здесь описаны последствия сплавки металла в горизонтальную изложницу, так было весь 18 век [/QUOTE]
Не совсем верно. Ближе к середине восемнашки перешли на вертикальную изложницу. У той свои плюсы и минусы. В частности, растворенный кислород оставался в верхней части отливки, образуя еще большие поры, а литейная усадка вела к образованию усадочных каверн. Верхушку слитка ( н.з. «пустой» «беззвонный конец») после проката отрубали. Делалось «на глазок», как понимаю, поэтому участки со слоением запросто попадали дальше в процесс. А там уж, где отвалится. В принципе, по самим монетам можно определить, время перехода на вертикальную изложницу. Там и дефекты свои … к примеру «дождь».
1. Зачем сплавлять серебро со свинцом? 2. Почему именно со свинцом? 3. Если провести несколько плавок серебра, наструганного штихелем с ложки, без сплавки со свинцом, не получится получить чистый металл?[/QUOTE]
1. Расплавленный свинец быстро окисляется. 2. Свинец связывает примеси и вместе с ними в виде оксидов всасывается стенками тигля. 3. Теоретически, можно, наверное. Только длится будет в разы дольше, температура потребуется выше, а серебро при высоких температурах будет испаряться. Я так думаю :gogi:
Откуда такая уверенность, что лили в горизонтальную (плоскую) изложницу? У ВКГМ в томе по Петру 2 есть полная инвентаризация того, что было на Кадашевском монетном дворе в 1727 году, вплоть до метлы и последнего ушата. Так вот... для читателя, искушенного в технологии обработки драгметаллов, не составит большого труда составить картинку, всего там происходящего. Среди прочего, дай Бог памяти, есть такая позиция: "изложница, а к ней два донца". Может и не дословно, но смысл передал. Стенки изложницы после заливки в неё металла открывали, отливка оставалась на плоском "донце". В изложницу вставляли другое донце, и процесс отливки шел дальше.
Теперь о чеканке "на горячуюю". Время от времени, тот или иной автор пишут, что заготовку перед чеканкой нагревали. Бред. Серебро, действительно можно штамповать в горячем виде... но только высокопробное, 916. 925 и выше. Ниже этих - сплавы в горячем виде хрупки.
В инвентарном списке печатной палаты, там же у Великого Князя, есть печатный пресс для чеканки, но печь - только изразцовая, стало быть для обогрева. Пожигальная печь - в другой палате. Не бегали же мужички через весь двор с нагретой заготовкой :spite: Вообщем, советую о таком способе чеканки в 18 веке забыть.
Далее без картинок. У каждого их предостаточно, просто после этого "экскурса" будете на них смотреть немножко по другому.
После отливки следует проковка слитка. Делается это для того, чтобы "разбить зерно". Процедура сия делает сплав более пластичным. Далее отжиг. Технически "рекристаллизация". Раскаленный слиток бросают в воду. В те времена о защите поверхности от окисления при нагреве на открытом воздухе никто не заморачивался. Результат - поры, которые при нагреве расширялись, хватали в себя воду. Медь лигатуры окисляясь при нагреве без надлежащей защиты тоже окислялась. От проковки до готового проката в "указной" толщине, таких процедур было не менее дюжины. Проходя через вальцы, поверхностные поры удлинялись, тончали, рвались. Это те самые "слойки", которые с одной стороны портят оптику, а с другой - свидетельствуют о происхождении проката. Поскольку отливалось в плоскую изложницу, все поры находились на внешней поверхности слитка. Та сторона, которая была "дном" отливки, газовых пузырьков не имела. Разве, что тех, что случались от сгоревшей технологической смазки от прилипания слитка, пыли или других нечистот, случайно попавших на дно изложницы. Их количество несравнимо меньше. А теперь главное из вышесказанного... слойки, массивные разрывы металла, отваливающиеся пластами всегда будут находиться только на одной стороне монеты, металл которой отлит в плоскую изложницу. На противоположной будут только мелкие, только такие, которые образовались при многочисленных отжигах с последуюшим отбеливанием.
С кислородом в расплаве выяснили. Для нас важно следующее: при отливке расплава в из плавильного тигля в изложницу, не весь растворенный кислород успевает покинуть его. Чем выше температура отливки, тем больше кислорода "застрянет" в отливке в виде пор. Особенно этим будет грешить поверхностьный слой. Самый наглядный пример - литые гривны. В середине у них всегда "гнездо" из пор. Это и есть тот самый кислород. Кстати, там же остатки плавня (плавильного порошка, в который обязательно входила костная зола)
Такая гривна, практически не отличается от серебряной отливки на монетном дворе начала 18 века. Разница лишь в том, что гривна отлита в "землю", а на монетном дворе... внимание(!) в[B] плоскую [/B]чугунную изложницу, котороя, естественно намного крупнее гривны. Остальное тоже самое... газовые поры с заключенным в них кислородом, естественно.
Продолжаем разговор. "Викторина" закрыта, но до "подведения итогов" есть еще пара дней.
Поскольку я слишком категорично отнес монету к фуфлу, мне с этим и разбираться до конца... насколько это картинки позволят.
Поразмышляв над мнениями, высказанными на страницах двух форумов и в приватных разговорах... пришел к заключению, что нужен ещё один "crash kurs" по технологиям. С балансирным (винтовым) прессом, как бы слегка, понимание достигнуто. Углублю и расширю, при случае. Вообщем, с механической составляющей процесса пока отложим.
Материаловедение. Серебро и его сплавы и их свойства. Часть первая. Серебро. Опускаем вводную часть. Атомный вес, плотность, температуру плавления, порядковый номер в Таблице Менделеева и пр. и др.... гугл вам в помощь. Здесь буду говорить только о тех свойствах, которые необходимо знать нумизмату. Из тех важных, выберу самые важные. Свойства, которые, если их не учитывать, можно понадумать и понаписать всяких глупостей. Данные по памяти, могу ошибаться в деталях. Здесь только принципиально важное.
1. Расплавленное серебро в большом количестве поглощает атмосферный кислород. Чем выше температура расплава, тем больше кислорода им поглощаеся. До 4-х кратного объема расплава. Поглощенный кислород, растворясь в расплаве, окисляет все примеси, ну разве что, кроме золота. Следствие: каждая плавка серебра повышает его пробу. Угарает не драгметалл, а лигатура сплава. В нашем случае - медь.
Свойство известное с глубокой древности человеку и используемое им при добыче и очищении этого металла. Цитата из Библии: Псалом 11:7 «Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.»
Для иллюстрации. Аффинаж, если в миниатюре - пробирный пробирный анализ методом купелирования. Купель - пористый тигель из костной золы. Современные - немножко другие, но принцип один и тот же. Серебро подлежащее очистке/опробированию (1)(2) снимается штихелем с изделия и сплавляется с удвоенным количеством свинца(3)(4)(5), полученный сплав помещается в плавильную печь(6), где тот самый кислород выжигает все "нечистоты". Будучи окисленными, они впитываются стенками купели. В купели остается т.н. "королек" чистого металла(7). на картинкe 8 вес чистого серебра. Вес чистого делится на вес испытуемого и умножается на 1000 ... результат - 750 проба
1.2. в данном случае ложка, тот, кто собирает старинное серебро, наверняка видел такие следы.
Совпадение с зачеканенным аверсом полное. Слабые остатки легенды с нижнего аверса тоже совпадают до мелочей. Зарубка на переносице - след от височного локона с нижнего оттиска.
Картинок ставить не буду. Имею право? ;)
Каюсь: размышляя о происхождении радиального разноса в легенде, вариант зачеканки отбросил... за "недоказуемостью", ибо, сунулся, было, на мондвор - поискать возможного "претендента" на нижний оттиск... и слился - времени пожалел, а для себя отметил, что вероятность зачеканки маловероятна. Виноват, осознал,[S] молод[/S] стар и ленив. Уже не исправить. :pardon:
ПС. А здорово я вас "встряхнул"? :yahoo: ПСПС. Надеюсь эта тема поможет отрезать целый пласт фуфла "с закосом" на двойной удар.
[QUOTE]Puschinka пишет: Спасибо, что услышали меня, обозначили приз и не стали тратить драгоценное время на запланированную изначально Вами целую неделю викторины.[/QUOTE]
Пожалуйста. Я не виноват, что wwww1111 своим ответом «влепил в яблочко» . Посему и закрыл. Это в свое оправдание.
Теперь, в качестве «разбора полетов»… я попросил назвать решающий аргумент, не так ли? Читаю:
[QUOTE]Puschinka пишет: "Это изделие не имеет никакого отношения к вырубленному монетному кружку, прошедшему тиснение на винтовом прессе""[/QUOTE]
Даже потянулся выставить плюсики … Приготовился прочитать тот самый «решающий аргУмент» в пользу сказанного, однако читаю про загадочное «это», которое все решает:
[QUOTE]Puschinka пишет: Для меня [SIZE=5][B]это[/B][/SIZE] изначально "решает" сразу все вопросы, а вовсе не то, что и с какой достоверностью "изображено" на нём. [/QUOTE]
[QUOTE]Puschinka пишет: Ну а почему бы и нет?[/QUOTE]
Я не настолько молод и богат, чтобы тратить драгоценное время на трындеж по отвлеченным темам. Ступайте, открывайте собственную тему и трясите там этим фуфлом. Здесь это уже флуд.
[QUOTE]ГУТЫЧ пишет: [QUOTE]exkursant пишет: бинго! пост #7: На двойной удар никак не катит. надпись не совпадает. если ее поворачивать, никак не совместится. Речь о том же в т.ч. Но я добрый и уживчивый. Уступаю первенство мэтрам....[/QUOTE]
Не спорю. :hi: Я внимательно прочел и отплюсовал то сообщение и указал, в какой части оно совершенно правильно. Прежде чем затеять эту "викторинку", я сделал вот эту картинку. Здесь наглядно показано радиальное смещение. Проворот на добрые 15-20 градусов.
[QUOTE]Puschinka пишет: Если уж фантазировать дальше в отношении "решающего" аргумента, то никак нельзя исключать, что между первым и вторым "ударом" была техническая процедура, нарушившая соосность штемпелей "первого удара". Один из штемпелей в ступке перезакрепили, например. Вот вам и объяснение несовпадения первого и второго "удара".[/QUOTE]
Желаете поспорить? Извольте. Только не нужно фантазировать. Это техника, она этого не любит. Ступка, что верхняя, что нижняя имели квадратную форму. Штемпеля, соответственно, были в основании, практически квадратными. Четыре крепежных болта, по одному на стенку ступки обеспечивали точную установку соосности. Такая конструкция полностью исключает радиальный поворот.
[QUOTE]wwww1111 пишет: [QUOTE]exkursant пишет:Заделаю, пожалуй, викторинку... назвавшему решающий аргумент - приз с меня.[/QUOTE] Попробую сыграть с маэстро
Несколько несуразиц
1. На аверсе второй удар повернут относительно первого примерно на 5 букв против часовой. А на реверсе второй удар повернут относительно первого всего на 1 букву.[/QUOTE]
[QUOTE]Puschinka пишет: Викторина? На неделю? С неизвестным призом? При уже известном вердикте по монете? Серьезно?[/QUOTE]
Вау, сколько экспрессии!!! :appl: Вердиктов два. Как обычно фуфло<->нефуфло, т.е. 50х50. Аргументация вердиктов - на уровне интуиции, нравится-не нравится. Тема уже в топике. 8-) Касаемо приза… Так получилось, что их у меня оказалось несколько. Эта даже не распаковывалась… Добавлю интриги. Автор прислал, возможно даже, автограф его там.
Если у победителя она уже есть, предложу альтернативу.
[QUOTE]ГУТЫЧ пишет: На двойной удар никак не катит. надпись не совпадает. если ее поворачивать, никак не совместится.[/QUOTE]
До точки правильно. Плюсики мои. А далее… Полного совмещения и не должно быть. «Нижняя» легенда от первого удара должна «расползтись» при ударе втором. С каждым ударом кружок становится больше. Разве не так?
Ночью наткнулся там на этот разговор… из контекста понятно, что начало на желтом форуме. Я туда ни ногой… боюсь стошнит. По ссылке снова прошелся… Питерская фракция по прежнему веселит.
[QUOTE]Егорка пишет: 9 февраля 1904 г. Сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской флотилией. [/QUOTE]
Реликвия из того боя.
К провенансу… Параллельно с Новиковым-Прибой был написан еще один роман «Цусима». В 1936 году балтийский немец Франк Тисс опубликовал его.
В 1931 году в процессе работы над романом он побывал в Одессе. Разговаривал с непосредственными участниками тех событий. Лента висела у него в рабочем кабинете.
Это кольцо сделано в чистейшем «арт-деко»... этот стиль набрал популярность в 20-30 годы прошлого столетия. В СССР практически не представлен. Не до того было.:no-no: