Слева - не Максимин Дайя, а Аркадий (Стамбул. Археологический музей)..
- Нерва не из Эрмитажа, а из Палаццо Массимо в Риме.
- Элагабал - из Капитолийских музеев, палаццо Нуово
- позолоченный бюст из Городского музея Санта-Джулия в Брешии атрибутируют двояко: либо Аврелиан, либо Клавдий II Готский.
Я очень извиняюсь, а в чём смысл сваливать в одну ветку самые разные бюсты римских императоров? Их вообще-то сохранилось несколько сотен (вместе со статуями, барельефами и мозаиками) и по большинству из них довольно много вопросов. Если говорить только о "проверенных", то всё равно штук 300 наберётся.
Ещё раз извиняюсь, но, по моему мнению, лучше меньше - да лучше...
Просто вся эта императорская иконография - штука довольно зыбкая и часто требует дополнительного пояснения или оговорок. К примеру, воспроизведённый Вами "порочный" бюст Нерона - это результат очень большой и многоходовой реставрации XVII-XVIII вв. А подлинным там является буквально кусочек носа... При этом бюст считается античным, почему-то..
Желания Ваши самые благие и замечательные, но получается, что тут возможны два варианта:
- либо выкладывать всё без разбора, т.е. всё что болтается в Сети
- либо пытаться разобраться со спорными вопросами в иконографии правителей Рима. А их ох как до фига! А ещё всё это хотелось бы хоть как-то прокомментировать.
Второй вариант очень трудозаратен, а вот первый... ну, не знаю. Можно, конечно, попробовать создать именно такую ветку, но лично я бы не взялся планово наполнять её материалом - долго это, нужно указывать материал, датировку, место хранения.
Ещё раз извиняюсь, открытая Вами тема хорошая, но, если возможно, скажите: а Вы бы что хотели?
Никто пишет: открытая Вами тема хорошая, но, если возможно, скажите: а Вы бы что хотели?
Я могу искать портреты и помещать их сюда с той информацией, что будет ей сопутствовать. Даже возможно, регулярно. Но указывать материал, датировку, место хранения, если их рядом с фото нет, мне абсолютно не по силам. Но если информацией поделятся и другие форумчане, то все ещё может получиться красиво? Отвечая же прямо на Ваш вопрос - второй вариант, безусловно.
upd: хотя почему вариантов только два? Можно ведь скомбинировать нечто вроде картинки (заполнять пробелы в портретах) плюс информация, когда она есть? Ну и помощь ув. модераторов понадобится, ведь там уже куча неточностей. Беда какая)
Ув. Модераторы, мне очень неловко, я знаю что вам есть что делать и без этого, но если вас не затруднит, не могли бы вы внести поправки от ув. Никто в мои ответы? Заранее благодарен
Собственно, есть ещё и фрески. Думаю есть и античные, но эта вот "Святой равноапостольный Константин." Фреска Мануила Панселина в храме Протата на святой Горе Афон конец XIII — начало XIV веков
Император Константин Великий. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. "Константин Великий приносит Константинополь в дар Богородице" Конец X века.
Октавия Младшая была родной старшей сестрой Октавиана Августа. Она называлась младшей в отличие от ее сводной сестры Октавии Старшей (у римлян не было личных женских имен, и женщины носили имя рода, к которому принадлежали; поэтому все женщины рода Октавиев назывались Октавиями, все женщины рода Юлиев были Юлиями и т. д.; иногда имя женщины могло быть образовано от третьего имени ее отца). Октавиан Август очень хорошо относился к Октавии Младшей, которая, как пишет Плутарх, «была настоящим чудом среди женщин» (Плут. Ант. XXXI)
"Марк Випсаний Агриппа, человек незнатного происхождения, был близким другом и верным соратником Октавиана Августа: они были почти ровесниками, и дружба их возникла еще в молодые годы. Агриппа был талантливым полководцем, и под его командованием одержаны почти все победы войск Октавиана. В 30 г. до н. э. Октавиан породнился с Агриппой, выдав за него замуж свою племянницу Марцел-лу, дочь Октавии. В 29 г. до н. э. после окончания гражданской войны Октавиан советовался с Агриппой и Меценатом о том, следует ли ему отказаться от власти или сохранить ее. Как передает Дион Кассий, в речи Агриппы были такие слова: «Не удивляйся, Цезарь, что я буду советовать тебе отказаться от единовластия, хотя лично я извлек из него множество благ, пока ты им владел. Я считаю, что надо заранее подумать не о моем личном благе, о котором я вообще не забочусь, а о твоем и об общем благе. Рассмотрим спокойно все, что связано с единовластием, и пойдем тем путем, какой укажет нам разум. Ведь никто не скажет, что нам надо любым способом схватить власть, даже в том случае, если она невыгодна. Если же мы поступим иначе, то есть будем держаться за власть во что бы то ни стало, то будет казаться, что мы или не смогли вынести счастливой судьбы и рехнулись от успехов, или что мы, давно пользуясь властью, прикрываемся именем народа и сената не для того, чтобы избавить их от злоумышленников, а чтобы обратить их в своих рабов."
"Агриппа Постум был младшим сыном Агриппы и Юлии Старшей; имя Постум указывало на то, что он родился после смерти своего отца. В 4 г. Агриппа Постум был усыновлен своим дедом Августом, однако, обладая жестоким и буйным нравом, он не смог завоевать его любовь. Август счел его непригодным к государственной деятельности и в 7 г. выслал из Рима в Суррент (совр. Сорренто около Неаполя). «Впоследствии Агриппу Постума, который не становился мягче и с каждым днем все более терял рассудок, Август приказал переправить на остров и, сверх того, заключить под стражу; особым сенатским постановлением он приказал держать его там пожизненно. А на всякое упоминание о нем или о двух Юлиях Август только восклицал со стоном: Лучше бы мне и безбрачному жить и бездетному сгинуть! – и называл их не иначе, как тремя своими болячками и язвами» (Свет. Авг. 65). Противники Августа намеревались похитить с островов Юлию Старшую и Агриппу Постума, привезти их к войскам и произвести государственный переворот (см. Свет. Авг. 19). Но эти планы были раскрыты и не осуществились. Сразу после кончины Августа, когда о ней еще не объявили официально, Агриппа Постум был убит либо по приказу Тиберия, унаследовавшего власть, либо по приказу его матери Ливии (см. Свет. Тиб. 22)."
Агриппа Постум. Мрамор. Неаполь. Национальный музей
Несколько последних моих ответов с жуткими ч/б фото, это отрывки из книги "Императорский Рим в лицах", Елены Федоровой. Сейчас ещё один отрывок и все, буду искать другой источник.
"Друз Цезарь, или Друз Юлий Цезарь, вошедший в историю под именем Друза Младшего, был единственным сыном Тиберия и Випсании Агриппины, дочери Агриппы. Друз Младший по характеру заметно отличался от своего отца. Это был юноша энергичный, бесхитростный, податливый, общительный и большой любитель веселого образа жизни. Тацит пишет о нем: «Не вызывало осуждения в молодом человеке его легкомыслие: пусть уж лучше тешится своими забавами, наблюдая днем за возведением своих построек, а ночи проводя на пирах, чем, отгородившись ото всех и лишив себя каких бы то ни было развлечений, погрузится в угрюмость и будет вынашивать злобные замыслы» (Тац. Анн. III, 37)."
Друз Младший. Мрамор. Копенгаген. Глиптотека Новый Карлсберг
Валерия Мессалина, правнучка Октавии Младшей, третья жена Клавдия.
"Мессалина отличалась столь фантастически развратным поведением, что имя ее стало нарицательным Пресытившись роскошью императорского образа жизни, она испытывала особое пристрастие к грязным притонам Рима, к его «дну», о чем Ювенал упоминает в своих стихах: Взгляни же на равных богам, послушай, что было С Клавдием: как он заснет, жена его, предпочитая Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой Блудная Августа эта бежала от спящего мужа; Черные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась В теплый она лупанар, увешанный ветхою тканью, Лезла в каморку пустую… Ласки дарила входящим и плату за это просила.
(Ювенал. Сатиры, VI, 115—122, 125, пер. Д. Недовича и Ф. Петровского)"
Я и не спорю, так и написал, "Бюст Ливии. Копия 4 г. н. э. или позднее с оригинала 27-23 гг. до н. э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека" ) Теперь нужно найти "правильную" Октавию сюда )