Цитата |
---|
Avitus пишет: Хотя искал я не Камилла (полководца), а камиллов - юношей, подающих патеру |
Тут, как мне кажется, стоит сначала, хотя бы примерно, обозначить все этапы обычного, «стандартного» жертвоприношения. Позднее я нашёл целую кучу серьёзных научных публикаций на эту тему, но пока, думаю, можно обойтись и моим любительским обзором:
Перед совершением любого жертвоприношения у алтаря жрец начинал обряд предварительного освящения (immolatio). Под звуки флейты или лиры (заглушающих возможные посторонние звуки) голова животного поливалась смесью ключевой воды с вином, которую жрец пробовал сам и давал пробовать присутствующим при этом обряде (libatio) (Овидий. Фасты, II, 653; Лукан. Фарсалия, I, 609-610). На голову жертвы высыпалась священная мука с солью (mola salsa), а часть волос на лбу выстригалась и, в качестве символической жертвы (libamina prima), бросалась в огонь (Вергилий. Энеида, IV, 133; VI, 245; Сервий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия», VIII, 82; Гораций. Сатиры, II, 3, 200-201; Лукан. Фарсалия, I, 610; Фест, s.v. Immolare). Затем жрец взмахивал жертвенным ножом от головы к хвосту, условно изображая заклание, и словами «животное освящено» (macta est) обряд освящения заканчивался.
После этого к жрецу приближался особый служитель (cultrarius), который задавал вопрос: «начинать ли мне?» (agone?). Получив ответ «совершай это» (hoc age!), служитель топором или жертвенным молотом (malleo) убивал животное, а затем разрезал ему горло ножом (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XII, 120; Светоний. Калигула, 32, 58; Плутарх. Нума, 14). Кровь собиралась в чаши и, смешанная с вином и солью, выливалась на алтарь и вокруг него. После снятия шкуры, туша убитого животного возлагалась на жертвенный стол (anclabris), поливалась вином и посыпалась священной мукой.
Внутренности (extra), разделяемые на печень (lecur), желчь (fel), сердце (cor) и лёгкие (pulmones), осторожно вынимались длинным остроконечным ножом (secespitae) (Светоний. Тиберий, 25, 3; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, IV, 262; Лукан. Фарсалия, I, 617-629; Фест, 348) и гаруспики (haruspices, extispices) их внимательно осматривали. Если внутренности были нормальными, без отклонений, то жертва считалась благоприятной (litare) и совершение обрядов продолжалось. При неблагоприятных толкованиях могло закалываться второе, и даже третье животное (succidanea hostia), всегда бывшие наготове – и так, до получения благоприятных указаний гаруспиков (Цицерон. О дивинации, II, 36; II, 38; Светоний. Божественный Юлий, 81, 4; Ливий, XXV, 16, 1-4; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, IV, 50; V, 95).
Пока гаруспики осматривали внутренности, жрец приносил благовония и жертвенный пирог (libum) (приготовленный из сыра, пшеничной муки, яиц, масла и мёда), которые сжигались на алтаре, где произошло заклание. В этот момент жрецу прислуживал юноша из почтенной семьи (camillus), держащий ларец с благовониями (accera) и маленький кувшин (urceus) (Варрон. О латинском языке, VII, 34; Макробий. Сатурналии, III, 8, 6-7; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XI, 543; Фест, s.v.v. Camillus, Cumera, Flaminius Camillus), и флейтист (tibicen, spondaules), непременно присутствующий при каждом жертвоприношении, в обязанности которого входило музыкальное сопровождение обряда – дабы придать ему торжественность и, одновременно, заглушить посторонние, мирские звуки.

Бескровные жертвы на алтаре
(в центре – камилл с ларцом благовоний)
Римский барельеф; мрамор, II-III вв.
Рим. Палаццо Массимо
Осмотренные и извлечённые в должном порядке внутренности клались в корзины, поливались вином, посыпались благовониями и обносились трижды вокруг алтаря, а затем сжигались на нём (Вергилий. Энеида, VI, 251-254; XII, 214-215). Из туши жертвенного животного вырезались желчный пузырь, жир и отдельные кости, снималась шкура. Желчный пузырь закапывался у алтаря и от каждого органа отрезались небольшие куски сырого мяса. Их вместе с жиром возлагали на бедренные кости и хвосты, сложенные на алтаре, символизируя таким образом цельность убитой жертвы, предназначенной для последующего поглощения очищающим огнем.
Жрец призывал богов к милостивому участию в жертвоприношении и, если дым поднимался столбом прямо кверху, то не было сомнения, что принесённая жертва угодна богам (Лукиан. О жертвоприношениях, 9, 13). Шкуры принесённых в жертву животных впоследствии использовали для храмовых нужд или продавали.
Священный обряд заканчивался поклонением (adoratio): жрец, обходя алтарь с поднятыми руками, прославлял богов и просил их об охране и помощи. При этом, он сперва обращался к Янусу как к богу всяческого начала, затем к богам, которым жертва приносилась, и, наконец, к Весте, покровительствующей благодетельному огню (Катон. Земледелие, 132, 134). По окончании молитвы жрец кланялся народу и, положив палец правой руки на уста (в знак священного молчания), садился. После небольших жертвенных возлияний (libatio) народ отпускался громким выкриком: «идите», «можно» (ilicet, ire licet).
Умилостивительные жертвы (hostiae piaculares) или целиком сжигались, или предоставлялись жрецам, а мясо животного (viscera) съедалось или раздавалось народу (visceratio) (Ливий, VIII, 22, 2; XXXI X, 46, 2; XLI, 28, 11; Светоний. Божественный Юлий, 38, 2; Фест , s. v.Aulae). Если жертвы предлагались богам рек или моря, то внутренности не сжигали, а бросали в воду (Ливий, XXIX, 27, 5; Вергилий. Энеида, V, 235-238; V, 774-776; Макробий. Сатурналии,III, 2, 3-5). Окончанием священнодействий был жертвенный пир (epulae sacrificales), который при общественных жертвоприношениях устраивался особыми жрецами (septemviri epulones), при частных – жертвоприносителем и его родными (Тертуллиан. К язычникам, I, 10; Апологетик, XXX, 5-6).
При жертвоприношениях в честь подземных богов сам обряд и некоторые его ритуалы были изменены: жрец и служители были одеты в чёрные одежды, а все жертвенные животные были чёрной масти. При заклании им держали головы, наклонив к земле, и горло вспарывали ножом снизу вверх (а не сверху вниз) – так, чтобы кровь сливалась не в чашу, а в яму или ров, вырытые около алтаря. Все внутренности и мясо обязательно сжигались – ничто не шло в пищу (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, VI, 244), причём, счастливыми при обряде считались зловещие знамения, «так как при этом жертвоприношении лучшим знаком считалось обратное» (Светоний. Отон, 8, 3). Во время проведения этих жертвенных ритуалов жрецы молились, опустив руки и топая ногой в землю, как бы призывая подземных богов.
Все описываемые жертвоприношения животных делались на больших алтарях, стоящих отдельно или находившихся перед храмом – обычно по оси главного входа или на ступенях. Меньшие алтари, на которых сжигался ладан, благовония и приносились бескровные жертвы (пироги и особые жертвенные лепёшки), могли стоять и внутри святилища, прежде всего, перед статуей божества, кому они были посвящены. Алтари этого типа (чаще прямоугольные, иногда круглые) делались из мрамора, но могли быть переносными или имели форму треножника, наполненного углями (Цицерон. О своём доме, 123, 124; Плутарх. Красс, 16).
Проводимые на них жертвы состояли из сжигания на алтаре первин урожая (primitiae, praemetium), священных пирогов (liba, placentae), кушаний (dapes), а также из возлияний на жертвенник вина (libatio) из особой чаши (patera), которое обычно смешивалось с мёдом, молоком и маслом, и из курений и возжиганий благовоний, ладана, ароматических пород деревьев (odores, tus). Священные пироги и лепёшки обычно были двух видов: пирог из ячменя, масла и мёда (fertum) и пирожки (strues), испечённые в форме руки (Фест, s.v.v. Strues, Strufertarii). В храмах вместо алтаря также мог использоваться «священный стол» (mensa dicata), на котором располагались кушанья, возлияния и пожертвования богам (Макробий. Сатурналии, III, 11, 5-6). Римское предание приписывает учреждение бескровных жертв царю Нуме Помпилию (715-673 гг. до н. э.) (Дионисий, II, 74, 4; Плиний, XVIII, 7; Плутарх. Нума, 8).
В 351 г., после окончательной победы христианства, были отменены ночные жертвоприношения (Кодекс Феодосия, XVI, 10, 5), а в 391 г. попали под запрет любые жертвоприношения в храмах и на алтарях (Кодекс Феодосия, XVI, 10, 10; XVI, 10, 11).