Навеяно темой про тесткаты. Давно замечал, что большинство плакированных монет по моей теме Римской Республики довольно качественно изготовлены и отчеканены качественными штемпелями. Мне как неофиту информация о плакировках известна плохо. Единственное, что встречал в сети - это то, что на республиканских монетных дворах делали это негласно, но почти официально. Согласитесь, наличие одноштемпельных плакировок и полноценных монет было бы весомым подтверждением официальности плакировок. Так вот собственно вопрос. Встречал ли кто-то что-то подобное?
Вот что по одноштемпельности точно известно, так это то, что плакировки чеканил в 44-42 г.г.до н.э. в провинции Старая Африка мятежный Марку Антонию Квинт Корнуфиций. Из-за скоротечности событий ему удалось изготовить ограниченное количество монет, и теперь они являются одними из самых редких монет античности. На сегодняшний день известно 25 экземпляров данных денариев с различными типами аверсов, а из них аж четыре являются плакированными. Традиционная нумизматика считает плакировки подделками в ущерб обращению вне монетных дворов. Но. Если эти редчайшие плакированные монеты действительно являются античными подделками — это почти невероятное соотношение. Они отчеканены двумя штемпелями аверса и двумя штемпелями реверса; так что гипотетический фальшивомонетчик должен был случайно получить как минимум два экземпляра чрезвычайно редкой монеты. В виду того, что эти денарии крайне редки, все известные штемпельные варианты досконально изучены, и одноштемпельность этих плакировок доказана. Но эта чеканка имела место вдали от Италии, к тому же производилась в условиях гражданской войны. Так делали такие суррогаты в мирное время на римском м.д.? Есть ли где-то одноштемпельные?
IgorK пишет: В виду того, что эти денарии крайне редки, все известные штемпельные варианты досконально изучены, и одноштемпельность этих плакировок доказана.
Интересно взглянуть на эти редкие денарии. Есть фото?
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Марсоход, без проблем. Вот один экземпляр из коллекции Британского Музея:
Считаю важным отметить, что здесь только один из вариантов Аверса. При выборе же богов для аверса, монетарий исходил не столько из римской традиции, сколько из карфагено-финикийской и даже древнеегипетской, поскольку предки его были из этих мест. Вот еще два варианта аверса:
По богам сориентирует господин Плаксин, если заглянет в тему. Знаю только, что на нижнем денарии по одной из гипотез изображена карфагенская богиня Танит. По верхнему денарию чувствуется явное сходство с Юпитером. Но... Если карфагеняне отождествляли Юпитера с Баалом, который имел бычье обличье, или бычьи рога, то на верхнем денарии мы видим бараньи рога. Так вот здесь, вероятно, идет отсылка к Амону Ра, ведь Амона древние египтяне представляли в виде барана с рогами. В любом случае, изображено, скорее всего, верховное божество - Юпитер, но ассоциированный с какой-то африканской традицией. Немного отвлеклись от темы.
IgorK пишет: По богам сориентирует господин Плаксин, если заглянет в тему. Знаю только, что на нижнем денарии по одной из гипотез изображена карфагенская богиня Танит.
Изучаю в данный момент с большим удовольствием недавно приобретенные у уважаемого Сергея Георгиевича три "толстенных" книги из серии "Библиотека античной истории и нумизматики". Спасибо коммент к фото редких монет.
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
По богам сориентирует господин Плаксин, если заглянет в тему. Знаю только, что на нижнем денарии по одной из гипотез изображена карфагенская богиня Танит. По верхнему денарию чувствуется явное сходство с Юпитером. Но... Если карфагеняне отождествляли Юпитера с Баалом, который имел бычье обличье, или бычьи рога, то на верхнем денарии мы видим бараньи рога. Так вот здесь, вероятно, идет отсылка к Амону Ра, ведь Амона древние египтяне представляли в виде барана с рогами. В любом случае, изображено, скорее всего, верховное божество - Юпитер, но ассоциированный с какой-то африканской традицией. Немного отвлеклись от темы.
Спасибо! На мой взгляд, показанные монеты Корнифиция - одни из красивейших в чеканке Римской республики.
По изображениям на аверсе и реверсе, если позволите, небольшой оффтоп.
На аверсе первой монеты Квинта Корнифиция изображён Юпитер Аммон (Iuppiter Ammon) – латинское аналог греческого культа Зевса Аммона (изначально имевшего египетское происхождение), почитавшегося под этим именем в Ливии, в оазисе Сива, недалеко от Кирены (Северная Африка).
Поклонение Зевсу в обличье барана связывают с греческим мифом, повествующем о том, что в отместку за избиение олимпийскими богами своих детей-гигантов мать-земля Гея, разделив ложе с Тартаром, произвела от него своего младшего сына Тифона, которого называли самым большим из когда-либо рожденных чудовищ. Когда Тифон бросился на Олимп, все боги в страхе поспешили спрятаться в Египте, приняв вид различных животных. Зевс превратился в барана, Аполлон - в ворона, Дионис - в козла, Гера - в белую корову, Артемида - в кошку, Афродита - в рыбу, Арес - в вепря, Гермес - в ибиса и т.д. (Гесиод. Теогония, 820; Пиндар. Пифийские оды, I, 15; Аполлодор, I, 6, 3; Овидий. Метаморфозы, V, 325-331; Гигин. Мифы, 152; Астрономия, II, 28; II, 30; Антонин Либерал. Метаморфозы, XXVIII). Античные мифографы сообщают, что культ Аммона был введён Дионисом, которому (во время его скитаний в пустыне) баран указал источник с водой. В благодарность Дионис поместил Овна среди небесных созвездий, а также построил храм Зевса-Аммона, «установив в нём статую с бараньими рогами»; рядом с храмом находился священный источник «Амона рогоносного» (Геродот, IV, 181; Лукреций, VI, 848-852; Овидий. Наука любви, V, 790; Метаморфозы, XV, 308-310; Гигин. Мифы, 133; Астрономия, II, 20, 3–4; Луций Ампелий, II, 1). Оракул Зевса-Аммона, находившийся в Ливии, в оазисе Сива, пользовался известностью почти одинаковой с Додонским и Дельфийскими оракулами (Геродот, II, 54-58; Цицерон. О дивинации, I, 95; Ювенал, VI, 554-555). Собственно говоря, это не был греческий оракул, но он имел огромное значение для Греции и, по различным мифам, к оракулу обращались мифологические герои Персей и Геракл. По преданию, Геракл, придя к оракулу, просил своего отца Зевса явиться к нему для разговора. Зевс ободрал барана и, натянув на себя руно и держа баранью голову перед собой, показался Гераклу и дал ему несколько советов. «Вот поэтому-то и изображают Зевса с ликом барана», - добавляет Геродот (Геродот, II, 42; Аполлодор, II, 4, 3; Овидий. Наука любви, III, 790; Тацит. История, V, 3-4; Лукан. Фарсалия, III, 293; IX, 511-525; Арнобий, VI, 12). Греки достаточно рано отождествили Аммона со своим Зевсом и, если верить источникам, слава его оракула уже в VI в. до н.э. была так велика, что к нему обращался, в числе прочих греческих оракулов, лидийский царь Крез, спартанский полководец Лисандр, афинский стратег Кимон и Ганнибал. Но особенно прославился оракул после его посещения Александром Македонским. Способ гадания состоял в том, что жрецы в торжественной процессии носили на плечах культовую статую божества и по его колебанию и движениям на троне узнавали волю бога и сообщали её вопрошающим (Геродот, I, 46; III, 26; Павсаний, III, 18, 3; IV, 14, 8; VIII, 11, 11; X, 13, 5; Диодор, XVII, 50; Страбон, XVII, 1, 43; Лукиан. О сирийской богине, 36; Курций Руф, IV, 7, 24; Плутарх. Кимон, 18). С культом Аммона римляне, возможно, могли познакомиться во время посещения Египта Юлием Цезарем или во время Гражданской войны в этом регионе, а также его упоминает Цицерон (Цезарь. Гражданская война, III, 5; Цицерон. О природе богов, I, 82; О дивинации, I, 3).
– голова Зевса-Аммона на ауреях и денариях, выпущенных Квинтом Корнифицием в 42 г. до н.э., указывает на то, что монетарий был промагистратом провинции Африка в 44-42 гг. до н.э. Именно в этот период Цицерон ведёт оживлённую переписку с Корнифицием (Цицерон. К близким, XII, 17-30) и, возможно, тогда же Корнифиций был вынужден начать чеканку собственных денариев и ауреев для оплаты своих легионов, стоявших в Северной Африке.
Изображение рогатого Зевса-Аммона иногда соотносят с номеном монетария (Cornuficius), производя его от слова cornus (лат. «рог»). Корнифиций, сын народного трибуна 69 г. до н.э., ещё в 48 г. до н.э. был квестором у Юлия Цезаря, который в 45 г. до н.э. сделал его наместником в провинции Сирия, а в 44 г. до н.э. наместником в провинция Африка (Africa Vetus) (Александрийская война, 42-44, 47). В 46 г. до н.э. он был наместником в Киликии. После убийства Цезаря Корнифиций был наместником в Африке и, как сторонник партии Сената, отказался передать её Луцию Кальвисию Сабину, посланному в Африку Марком Антонием. В этот период Корнифиций, поддержав партию Сената, становится одним из лидеров республиканцев, наравне с Брутом, Кассием и Секстом Помпеем (Аппиан. Гражданские войны, III, 85). Корнифиций на своём походном монетном дворе отчеканил несколько типов денариев и один тип ауреев, аверсы которых дают недвусмысленное указание на африканское происхождение его монетных выпусков.
Кроме Юпитера Аммона на ауреях и денариях, другие, показанные здесь, типы денариев Корнифиция изображают: - персонификацию провинции Африка (это указывает на то, что монетарий был промагистратом провинции Африка в 44-42 гг. до н.э., куда он был назначен Юлием Цезарем) - Цереру (которая олицетворяет хлебные богатства провинции Африка, поставляющей зерно для Рима).
Видимо, Корнифиций пошёл на то, чтобы самому оплачивать свои легионы в Африке, т.к. Сенат не смог выделить на это средства. Об этом свидетельствует письмо Цицерона, который в июне 43 г. до н.э. отвечает Корнифицию на его многочисленные просьбы: «Что касается расходов, которые ты, по твоим словам несёшь и понёс на военные цели, то я решительно ни в чём не могу помочь тебе, так как и сенат осиротел с утратой консулов, и невероятно скудны государственные средства, которые собираются отовсюду, чтобы выплатить обещанное наиболее заслуженным солдатам, что, мне думается, неосуществимо без введения налога» (Цицерон. К близким, XII, 30, 4).
На реверсе всех монет Корнифиция изображена богиня Юнона Соспита (Iuno Sospita – лат. «спасительница») в накинутой на голову козьей шкуре (символ плодородия), которая возлагает венок на самого монетария – в одежде авгура с литуусом в руках, что должно было подчеркнуть принадлежность Корнифиция к коллегию авгуров (с 47 г. до н.э.) (Цицерон. К близким, XII, 17, 1; XII, 18, 1; XII, 25, 6). Образ богини Юноны Спасительницы, особо почитавшейся в Ланувии, видимо, указывает на ланувийское происхождение рода монетария. Можно предположить, что Корнифиций, «который также стоял за демократию», изображён принимающим венок от Юноны Соспиты, имеющий охранительные функции, за то, что после убийства Юлия Цезаря он принимал под своё покровительство («спасал») в своей провинции Африка беженцев, объявленных вне закона (Аппиан. Гражданские войны, IV, 36).
Сергей Георгиевич, спасибо за комментарий по изображениям аверсов. Добавлю лишь, что с точки зрения проф. Крауфорда, автора основного на сегодняшний день каталога римских республиканских монет, на последнем типе из показанных денариев изображена Танит.
IgorK пишет: Сергей Георгиевич, спасибо за комментарий по изображениям аверсов. Добавлю лишь, что с точки зрения проф. Крауфорда, автора основного на сегодняшний день каталога римских республиканских монет, на последнем типе из показанных денариев изображена Танит.
И Вам спасибо за интересную тему. Уважаемый г-н Крауфорд для меня тоже является высочайшим авторитетом по самым различным вопросам республиканской чеканки. Просто, чисто субъективно, я вижу, что некоторые его атрибуции сюжетов - ну, скажем так, "шаг назад", если их сравнивать с атрибуциями не менее уважаемого Э. Сайденхэма. Так вот, Сайденхэм атрибутирует аверс рассматриваемой монеты не как "Танит", а как "Цереру". Эта атрибуция мне как-то больше импонирует.
Что касается плакировки. Если всё же развить версию о том, что Корнифиций на короткий срок наладил собственную "военно-походную" чеканку в Северной Африке, то мне это кажется вполне логичным. В местах его подвластной провинции находился (и, вероятно, ещё существовал) старинный монетный двор в Киренаке. Думаю, именно поэтому все изображения на монетах Корнифиция сделаны в столь благородной "эллинистической" стилистике. Т.е. грех был бы располагаться в Кирене и не воспользоваться трудами и художественным опытом МЕСТНЫХ резчиков.
Вот сравните: это, конечно, монеты Кирены более раннего периода, но связь и преемственность, как мне кажется, видна.
Но, при этом, - судя по переписке Корнифиция, - у него были весьма небольшие запасы собственного серебра и золота для чеканки. А своим войскам платить-то надо было...
Потому-то ауреи и денарии Корнифиция так редки: мастера-резчики были хорошие, а вот драгметалл для чеканки - с гулькин нос!
Думаю, именно потому для увеличения общего объёма монетной чеканки могла вполне официально делаться плакировка. Среди немногочисленных монет Корнифиция встречаются экземпляры, из которых прям лезет "инородное" (медное?) нутро.
Может "греки" что-нибудь знают об "официальных " плакировках? Что касается Римской Республики, то я заметил, что монеты, отчеканенные на плакированных заготовках чаще всего встречаются в период гражданских войн времен Юлия Цезаря и времен триумвиратов. Часто ещё встречаются плакированные походные денарии Гая Юлия Цезаря (имеется ввиду его легендарный гальский поход). Изредка встречаются анонимные денарии более ранних времен. Это все монеты массового чекана. Но я, все-таки, считаю, что "копать" надо редкие монеты в плане разоблачения негласной официальности чеканки на плакированных заготовках римскими монетными дворами. Есть ещё один очень редкий тип республиканского денария, я имею ввиду денарий Нуминуса Ваала, отчеканенный очень малым тиражом в 43 году до н.э. Вот такой денарий был продан на швейцарском аукционе Numismatica Ars Classica в 2012 году за 8000 франков+ комиссия аукциона:
Денарий не вызвал у устроителей аукциона ни малейших сомнений в подлинности, к тому же, у него солидный провенанс. Меня смутил его аномально низкий вес 3.03 грамма, характерный плакированным монетам. Какие будут мнения?
Касательно денария Ваала. Похоже, что мне повезло найти одноштемпельный "швейцарскому" денарий. Из щелей виден неблагородный металл, вес - 2.86 грамма что очень близко "швейцарскому". Похоже, что NAC не заметили подвоха... Вот ссылка на одноштемпельную плакировку: https://www.deamoneta.com/auctions/view/133/235 Жаль, что оба денария, по всей видимости, плакированные. Надеюсь, где-то есть одноштемпельные, отчеканенные на серебряной полноценной и на плакированной заготовках.
IgorK пишет: Может "греки" что-нибудь знают об "официальных " плакировках?
А "греки" вообще тему почти проигнорировали. Или сделали вид, что не заметили (перфекционисты какие-то и снобы от нумизматики). Подкину вот такой статер для размышлений:
Известно подражание египетское тетрадрахме типа "АМ в слонике / Зевс", причем плакированное.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
IgorK пишет: Может "греки" что-нибудь знают об "официальных " плакировках?
А "греки" вообще тему почти проигнорировали. Или сделали вид, что не заметили (перфекционисты какие-то и снобы от нумизматики). Подкину вот такой статер для размышлений:
Швейцарцы из NAC выставили на аукцион редчайший денарий с эстимейтом 7500 франков.
Этот денарий уникален своей литерой "Н", расположенной под Диоскурами, выпущенный, вероятно, непосредственно перед одной из решающих битв Рима с Карфагеном (в которой римляне потерпели сокрушительное поражение), городом Гадрия. Три других известных денария с такой же литерой являются плакированными. Данный денарий не просто крайне редкий и имеющий интереснейшую историческую составляющую, но в силу того, что является полноценно серебряным (вес 4.38 гр.), весьма научно важен, поскольку доказывает официальность выпуска Римом плакированных монет. Профессор Крауфорд еще в 1970-е годы считал, что все три известные плакировки этих денариев являются подделками в ущерб обращению и не включал данную разновидность в свой каталог, но вот всплыл полноценный серебряный экземпляр, который, правда, так и не имеет номера ни в одном из каталогов .
От лица «греков» (хотя моя тема – Сев. Причерноморье) замечу, что фраза «Традиционная нумизматика считает плакировки подделками в ущерб обращению вне монетных дворов» может быть дополнена замечанием, что ряд современных нумизматов признает серебрение поверхности (в том числе, и плакировку, как одну из разновидностей этого приёма) официальными денежными дворами в «трудные времена». В частности, Абрамзон М.Г. касательно Рима об этом пишет следующее «Начиная с 250 г. н.э. на поверхность римских монет целенаправленно наносили серебряное покрытие, призванное скрыть общее падение содержания серебра в сплаве. Апогей этого процесса отмечается посеребренными монетами Аврелиана и других императоров Центральной Империи, а также медными фоллисами Диоклетиана массой около 10 г, выпущенными после реформы 294 г. н.э., в сплав которых добавляли в определенных пропорциях серебро. ... В римской чеканке различные приемы серебрения поверхности монет использовали и в более раннее время для обеспечения устойчивости денежного обращения».
В Афинах после Пелопонесской войны вот так население "кинули", когда временно приравняли медную монету к серебряной: Ягоды я продал. Рот набил деньгами медными. И за мукою на торжок отправился. Но только-только развязать мешок успел, как заорал глашатай: «Никому не брать чеканки медной. Серебро одно в ходу! (Аристофан)
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
В целом, римляне стали более толерантные к принятию порченой монеты по номиналу. А вот средние и высшие слои греческого населения, как и войско, прекрасно понимали, что монета должна представлять ценность и в плане качества металла, и в плане качества чеканки. Либо давай качественный драгметалл, либо до свидания. Я представляю, как бы древние греки посмотрели на современные фантики - это была бы первая причина революции.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
nikos_new пишет: В частности, Абрамзон М.Г. касательно Рима об этом пишет следующее «Начиная с 250 г. н.э. на поверхность римских монет целенаправленно наносили серебряное покрытие, призванное скрыть общее падение содержания серебра в сплаве... В римской чеканке различные приемы серебрения поверхности монет использовали и в более раннее время для обеспечения устойчивости денежного обращения».
Загадку составляют плакированные монеты 10-х годов II века до н.э., когда серебра у римлян из одних только испанских рудников, не считая военной добычи, было как у дурака фантиков, и когда родилось само понятие римской роскоши и античной лакшери-индустрии. Их появление может объясняться только воровством на уровне монетариев, или их непосредственных подчиненных.
По богам сориентирует господин Плаксин, если заглянет в тему. Знаю только, что на нижнем денарии по одной из гипотез изображена карфагенская богиня Танит. По верхнему денарию чувствуется явное сходство с Юпитером. Но... Если карфагеняне отождествляли Юпитера с Баалом, который имел бычье обличье, или бычьи рога, то на верхнем денарии мы видим бараньи рога. Так вот здесь, вероятно, идет отсылка к Амону Ра, ведь Амона древние египтяне представляли в виде барана с рогами. В любом случае, изображено, скорее всего, верховное божество - Юпитер, но ассоциированный с какой-то африканской традицией. Немного отвлеклись от темы.
Спасибо! На мой взгляд, показанные монеты Корнифиция - одни из красивейших в чеканке Римской республики.
По изображениям на аверсе и реверсе, если позволите, небольшой оффтоп.
На аверсе первой монеты Квинта Корнифиция изображён Юпитер Аммон (Iuppiter Ammon) – латинское аналог греческого культа Зевса Аммона (изначально имевшего египетское происхождение), почитавшегося под этим именем в Ливии, в оазисе Сива, недалеко от Кирены (Северная Африка).
Поклонение Зевсу в обличье барана связывают с греческим мифом, повествующем о том, что в отместку за избиение олимпийскими богами своих детей-гигантов мать-земля Гея, разделив ложе с Тартаром, произвела от него своего младшего сына Тифона, которого называли самым большим из когда-либо рожденных чудовищ. Когда Тифон бросился на Олимп, все боги в страхе поспешили спрятаться в Египте, приняв вид различных животных. Зевс превратился в барана, Аполлон - в ворона, Дионис - в козла, Гера - в белую корову, Артемида - в кошку, Афродита - в рыбу, Арес - в вепря, Гермес - в ибиса и т.д. (Гесиод. Теогония, 820; Пиндар. Пифийские оды, I, 15; Аполлодор, I, 6, 3; Овидий. Метаморфозы, V, 325-331; Гигин. Мифы, 152; Астрономия, II, 28; II, 30; Антонин Либерал. Метаморфозы, XXVIII). Античные мифографы сообщают, что культ Аммона был введён Дионисом, которому (во время его скитаний в пустыне) баран указал источник с водой. В благодарность Дионис поместил Овна среди небесных созвездий, а также построил храм Зевса-Аммона, «установив в нём статую с бараньими рогами»; рядом с храмом находился священный источник «Амона рогоносного» (Геродот, IV, 181; Лукреций, VI, 848-852; Овидий. Наука любви, V, 790; Метаморфозы, XV, 308-310; Гигин. Мифы, 133; Астрономия, II, 20, 3–4; Луций Ампелий, II, 1). Оракул Зевса-Аммона, находившийся в Ливии, в оазисе Сива, пользовался известностью почти одинаковой с Додонским и Дельфийскими оракулами (Геродот, II, 54-58; Цицерон. О дивинации, I, 95; Ювенал, VI, 554-555). Собственно говоря, это не был греческий оракул, но он имел огромное значение для Греции и, по различным мифам, к оракулу обращались мифологические герои Персей и Геракл. По преданию, Геракл, придя к оракулу, просил своего отца Зевса явиться к нему для разговора. Зевс ободрал барана и, натянув на себя руно и держа баранью голову перед собой, показался Гераклу и дал ему несколько советов. «Вот поэтому-то и изображают Зевса с ликом барана», - добавляет Геродот (Геродот, II, 42; Аполлодор, II, 4, 3; Овидий. Наука любви, III, 790; Тацит. История, V, 3-4; Лукан. Фарсалия, III, 293; IX, 511-525; Арнобий, VI, 12). Греки достаточно рано отождествили Аммона со своим Зевсом и, если верить источникам, слава его оракула уже в VI в. до н.э. была так велика, что к нему обращался, в числе прочих греческих оракулов, лидийский царь Крез, спартанский полководец Лисандр, афинский стратег Кимон и Ганнибал. Но особенно прославился оракул после его посещения Александром Македонским. Способ гадания состоял в том, что жрецы в торжественной процессии носили на плечах культовую статую божества и по его колебанию и движениям на троне узнавали волю бога и сообщали её вопрошающим (Геродот, I, 46; III, 26; Павсаний, III, 18, 3; IV, 14, 8; VIII, 11, 11; X, 13, 5; Диодор, XVII, 50; Страбон, XVII, 1, 43; Лукиан. О сирийской богине, 36; Курций Руф, IV, 7, 24; Плутарх. Кимон, 18). С культом Аммона римляне, возможно, могли познакомиться во время посещения Египта Юлием Цезарем или во время Гражданской войны в этом регионе, а также его упоминает Цицерон (Цезарь. Гражданская война, III, 5; Цицерон. О природе богов, I, 82; О дивинации, I, 3).
– голова Зевса-Аммона на ауреях и денариях, выпущенных Квинтом Корнифицием в 42 г. до н.э., указывает на то, что монетарий был промагистратом провинции Африка в 44-42 гг. до н.э. Именно в этот период Цицерон ведёт оживлённую переписку с Корнифицием (Цицерон. К близким, XII, 17-30) и, возможно, тогда же Корнифиций был вынужден начать чеканку собственных денариев и ауреев для оплаты своих легионов, стоявших в Северной Африке.
Изображение рогатого Зевса-Аммона иногда соотносят с номеном монетария (Cornuficius), производя его от слова cornus (лат. «рог»). Корнифиций, сын народного трибуна 69 г. до н.э., ещё в 48 г. до н.э. был квестором у Юлия Цезаря, который в 45 г. до н.э. сделал его наместником в провинции Сирия, а в 44 г. до н.э. наместником в провинция Африка (Africa Vetus) (Александрийская война, 42-44, 47). В 46 г. до н.э. он был наместником в Киликии. После убийства Цезаря Корнифиций был наместником в Африке и, как сторонник партии Сената, отказался передать её Луцию Кальвисию Сабину, посланному в Африку Марком Антонием. В этот период Корнифиций, поддержав партию Сената, становится одним из лидеров республиканцев, наравне с Брутом, Кассием и Секстом Помпеем (Аппиан. Гражданские войны, III, 85). Корнифиций на своём походном монетном дворе отчеканил несколько типов денариев и один тип ауреев, аверсы которых дают недвусмысленное указание на африканское происхождение его монетных выпусков.
Кроме Юпитера Аммона на ауреях и денариях, другие, показанные здесь, типы денариев Корнифиция изображают: - персонификацию провинции Африка (это указывает на то, что монетарий был промагистратом провинции Африка в 44-42 гг. до н.э., куда он был назначен Юлием Цезарем) - Цереру (которая олицетворяет хлебные богатства провинции Африка, поставляющей зерно для Рима).
Видимо, Корнифиций пошёл на то, чтобы самому оплачивать свои легионы в Африке, т.к. Сенат не смог выделить на это средства. Об этом свидетельствует письмо Цицерона, который в июне 43 г. до н.э. отвечает Корнифицию на его многочисленные просьбы: «Что касается расходов, которые ты, по твоим словам несёшь и понёс на военные цели, то я решительно ни в чём не могу помочь тебе, так как и сенат осиротел с утратой консулов, и невероятно скудны государственные средства, которые собираются отовсюду, чтобы выплатить обещанное наиболее заслуженным солдатам, что, мне думается, неосуществимо без введения налога» (Цицерон. К близким, XII, 30, 4).
На реверсе всех монет Корнифиция изображена богиня Юнона Соспита (Iuno Sospita – лат. «спасительница») в накинутой на голову козьей шкуре (символ плодородия), которая возлагает венок на самого монетария – в одежде авгура с литуусом в руках, что должно было подчеркнуть принадлежность Корнифиция к коллегию авгуров (с 47 г. до н.э.) (Цицерон. К близким, XII, 17, 1; XII, 18, 1; XII, 25, 6). Образ богини Юноны Спасительницы, особо почитавшейся в Ланувии, видимо, указывает на ланувийское происхождение рода монетария. Можно предположить, что Корнифиций, «который также стоял за демократию», изображён принимающим венок от Юноны Соспиты, имеющий охранительные функции, за то, что после убийства Юлия Цезаря он принимал под своё покровительство («спасал») в своей провинции Африка беженцев, объявленных вне закона (Аппиан. Гражданские войны, IV, 36).
Просто полюбоваться....
Копался тут по всяких фондам, выложенным в Интернете. В Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции напоролся на такой шедевр: монета Корнифиция с Юпитером Аммоном, но не в серебре, а в золоте!. Раньше видел только в прорисовке.
Монета уникальная, сохранность аурея - ну, вы и сами видите...
nikos_new пишет: В частности, Абрамзон М.Г. касательно Рима об этом пишет следующее «Начиная с 250 г. н.э. на поверхность римских монет целенаправленно наносили серебряное покрытие, призванное скрыть общее падение содержания серебра в сплаве... В римской чеканке различные приемы серебрения поверхности монет использовали и в более раннее время для обеспечения устойчивости денежного обращения».
Загадку составляют плакированные монеты 10-х годов II века до н.э., когда серебра у римлян из одних только испанских рудников, не считая военной добычи, было как у дурака фантиков, и когда родилось само понятие римской роскоши и античной лакшери-индустрии. Их появление может объясняться только воровством на уровне монетариев, или их непосредственных подчиненных.
Не опровергая вышесказанного, предположу ещё несколько возможных причин. 1. Наличие огромного множества серебра не означает желание его отдавать, ведь вряд ли рудники принадлежали именно республике а не конкретным лицам. 2. Представьте сколько же серебра нужно тащить с собой в военный поход, что бы вовремя платить легионерам? Десятки тонн? 3. Если в самом Риме с этим, возможно, было более-менее строго, то в провинциях достаточно издать эдикт, сообщающий что отныне любая римская монета белого металла с мордой императора принимается по курсу серебряной. А если не примешь - пеняй на себя
И ещё одно предположение. Теория не хуже других) Что если плакированные монеты, это бумажные деньги того времени? Размер и цвет совпадает - значит денарий. Зачем тратить серебро если и так примут - весь мир без малого под Римом, кто им указ? Может даже курс был обмена между плакированными и настоящего металла, по аналогии с царскими монетами, где 10 руб золотом не равны 10 руб бумагой?
Avitus пишет: И ещё одно предположение. Теория не хуже других) Что если плакированные монеты, это бумажные деньги того времени? Размер и цвет совпадает - значит денарий. Зачем тратить серебро если и так примут - весь мир без малого под Римом, кто им указ? Может даже курс был обмена между плакированными и настоящего металла, по аналогии с царскими монетами, где 10 руб золотом не равны 10 руб бумагой?
Э нет если бы так было на кой чёрт менялы,Золото и серебро и взвешивали и пробу проверяли и налоги полноценной монетой выбивали -старой чеканки.
Avitus пишет: Представьте сколько же серебра нужно тащить с собой в военный поход, что бы вовремя платить легионерам?
Один умный император перед смертью сказал сыновьям .Платите хорошо солдатам а на остальных можете забить. Самое глупое что можно придумать это платить медью легионерам.
Avitus пишет: Если в самом Риме с этим, возможно, было более-менее строго, то в провинциях достаточно издать эдикт, сообщающий что отныне любая римская монета белого металла с мордой императора принимается по курсу серебряной. А если не примешь - пеняй на себя
Но ведь этими же монетами скоро начнут платить налоги Риму. Мне кажется , что плакировка либо частная инициатива монетариев или фалшивомонетчиков , либо монеты особых обстаятельств. Например надо рассчитатся с наемниками , а серебра в казне нет.
Avitus пишет: Представьте сколько же серебра нужно тащить с собой в военный поход, что бы вовремя платить легионерам?
Один умный император перед смертью сказал сыновьям .Платите хорошо солдатам а на остальных можете забить. Самое глупое что можно придумать это платить медью легионерам.
Не именно же медью. Монетами, выглядящими серебряными. В походе, где обеспечение лагеря замкнуто практически полностью на себя - все в обозе и большая часть этого принадлежит тому же человеку или людям, кому принадлежат и легионы - там хоть кожей с надписью "сто денариев" плати. А уж после похода, кто выживет - тот видимо может получить и полноценные монеты? В любом случае, примеров плакированных денариев именно времен походов и войн гораздо больше, чем времен мира, кажется.
Avitus пишет: Не именно же медью. Монетами, выглядящими серебряными. В походе, где обеспечение лагеря замкнуто практически полностью на себя - все в обозе и большая часть этого принадлежит тому же человеку или людям, кому принадлежат и легионы - там хоть кожей с надписью "сто денариев" плати. А уж после похода, кто выживет - тот видимо может получить и полноценные монеты? В любом случае, примеров плакированных денариев именно времен походов и войн гораздо больше, чем времен мира, кажется.
Солдаты особенно наёмные очень нервный народ. Это не воины времён республики которым можно было децимацию устроить.
Avitus пишет: И ещё одно предположение. Теория не хуже других) Что если плакированные монеты, это бумажные деньги того времени? Размер и цвет совпадает - значит денарий. Зачем тратить серебро если и так примут - весь мир без малого под Римом, кто им указ? Может даже курс был обмена между плакированными и настоящего металла, по аналогии с царскими монетами, где 10 руб золотом не равны 10 руб бумагой?
Э нет если бы так было на кой чёрт менялы,Золото и серебро и взвешивали и пробу проверяли и налоги полноценной монетой выбивали -старой чеканки.
По аналогии с современностью: есть не конвертируемые деньги, но для закупок за границей, требуются или таки конвертируемые или золото. Думаю, менялы как раз для этого. Перевод того, что есть в деньги для тех, кому император не указ, к примеру. Парфия и дальше по списку
Avitus пишет: Не именно же медью. Монетами, выглядящими серебряными. В походе, где обеспечение лагеря замкнуто практически полностью на себя - все в обозе и большая часть этого принадлежит тому же человеку или людям, кому принадлежат и легионы - там хоть кожей с надписью "сто денариев" плати. А уж после похода, кто выживет - тот видимо может получить и полноценные монеты? В любом случае, примеров плакированных денариев именно времен походов и войн гораздо больше, чем времен мира, кажется.
Солдаты особенно наёмные очень нервный народ. Это не воины времён республики которым можно было децимацию устроить.
И что? Ведь так в дальнейшем и случилось - антонинианы стали и посеребренными и просто медными.
Avitus пишет: Думаю, императоров, которым на все хватало денег, просто не существовало. Иначе хоть на одном мемориале значилась бы надпись "Ему хватило денег
Помнится в какой то русской былине князя упрекнули что он на стол дружинникам ставит посуду из золота хватит мол и оловянной.Князь ответил . С дружиной и злато добуду ,без дружины сам из деревянной посуды есть буду. Были императоры которым нужна была власть и правили они много лет .Были императоры которым было нужно злато и коротко было их правление.