Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
       
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
             
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
                 
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
Часть предисловия к моей книжке: Люди Древнего Рима на монетах и в портретах. М., 2017.

             
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
     
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
       
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
         
К истории античного нумизматического портрета (для замечаний и дополнений)
 
Уважаемые члены Форума!

Рискну частично выложить три предисловия к некоторым своим самодельным книжкам, — где, в меру сил и знаний, излагаю своё представление об эволюции античного нумизматического портрета.

Буду очень признателен за дискуссию, а также за все замечания и любые дополнения по теме. Заранее благодарен.

Часть предисловия к моей книжке: Правители античного мира на монетах и в портретах (V в. до н.э. — VII в.). М., 2018. Т. I.  

       
Разное интересное, Древний Мир: история, археология, ссылки, тексты, фото, видео, отчеты.
 
[QUOTE]Avitus пишет:
В 491 году такая же марьяжная ситуация сложилась с вдовствующей императрицей Ариадной и придворным чиновником Анастасием. Монет по этому случаю сохранилось две (один в Думбартон-Оксе, один в частной коллекции). [/QUOTE]

Большое спасибо, интересно!

Иногда читаю публикации уважаемой Шакко. Не знал, что она и до нумизматики добралась....

Чисто для наглядности - могу дать более качественное изображение Христа на солиде Анастасия 491 г.  Здесь чётко видно, что это несомненное изображение Иисуса Христа - второе по времени, и первое несомненное.



Что же касается предполагаемого изображения на солиде Марциана 450 г., то тоже считаю, что изображён Христос, хотя есть и другая версия - что это Анатолий, патриарх Константинополя.


В принципе, порылся в кое-каких своих книжках и обнаружил, что в некоторых предисловиях я сделал попытку сбацать некие общие очерки по истории античного нумизматического портрета. Могу выложить, если любопытно.  

Но там довольно большой объём материала и эта ветка будет сильно перегружена. Имеет ли смысл открыть отдельную ветку на тему античного нумизматического портрета?
Греческие доспехи и оружие, в продолжение темы шлемов
 
Тут Вы немножко смешиваете эти предметы, а их следует разделять. Эгида – это, по разным версиям, либо шкура козы Амалфеи (вскормившей Зевса), либо содранная чешуйчатая кожа титана Палланта (убитого Афиной во время титаномахии), которую невозможно было пробить никаким оружием.

С головой Медузы тоже несколько вариантов: либо она была убита самой Афиной, либо – Персеем (наиболее распространённая версия). Есть и ещё пара легенд о смерти Медузы.

Повторюсь: в любом случае, надо разделять эти два предмета. Эгида имела волшебные свойства, накидывалась на плечо (и часть груди) или на щит и считалась мощнейшим средством защиты, – прежде всего, в бою.

Отрубленная голова горгоны Медузы (горгонейон) была апотропеем, т.е. сильнейшем средством, отпугивающим тёмных, враждебных духов и рассеивающим злые чары. Для этого её либо помещали на эгиду, либо – на щит. На показанной выше монете видим, что Афина опирается на классический щит с горгонейоном.

Таким образом, эгида имела чисто защитные «боевые» функции и считалась волшебной «бронёй», а вот голова Медузы была предназначена прежде всего для защиты от враждебной магии.
Cбор заявок на нумизматический конкурс "Любимое приобретение года", требования, сроки.
 
[QUOTE]scowl пишет:
Посему призываю всех Нумизматов поучаствовать в этом замечательном Мероприятии и тем самым дать отлуп всем невзгодам и трудностям, которые обрушились на нас в этом Году. [/QUOTE]

Да ужжж... В очередной раз живём в интересное время...  :)  

Cбор заявок на нумизматический конкурс "Любимое приобретение года", требования, сроки.
 
[QUOTE]Limon76 пишет:
Приведите примеры вашего участия.
В чем тогда объективность протестного голосования?
Так вот для того что бы потешить собственное самолюбие есть уже тема о любимых монетах, выставляйте сколько хотите, там тоже своего рода «конкурс» вроде как присутствовал.[/QUOTE]

Отвечаю по пунктам:

1. За свою недолгую жизнь нумизмата участвовал в нумизматических конкурсах на форуме «Античные монеты Андрея Пятыгина» — раз 30, на форуме «Античная нумизматика и история» — раз 10, на форуме «Старая Монета» — 3 раза. Можно я не буду точные ссылки давать?

2. Протестное голосование — абсолютно необъективно, так же, как и любое иное голосование на конкурсах. Иногда с призом «зрительских симпатий» к финишу приходят такие тощенькие, но в чём-то любопытные лошадки, а мускулистые породистые ахалтекинцы сходят на первых метрах дистанции. Именно это и интересно.

3. Тешение самолюбия — не единственная причина для конкурса. Ветка «Любимые монеты» — это хорошо, но, во-первых, там антика, да и раннее средневековье практически не присутствует, а, во-вторых, там, в общем-то, не предполагается любое комментирование и обсуждение. А в конкурсе это можно делать и даже нужно! И, да, в конкурсе, могут участвовать и совсем не идеальные монеты…

Так что, лично я вижу огромный плюс в том, что в этот серенький и не самый весёлый декабрь 2020 г. нашлись энтузиасты, которым интересно что-то организовать, показать и, в меру сил, устроить всем нам малюсенький, но приятный околонумизматический праздник. :)
Cбор заявок на нумизматический конкурс "Любимое приобретение года", требования, сроки.
 
[QUOTE]Limon76 пишет:
Кто победит в разделе антика,  ауреус за 20.000 евро или сестерций за 50 евро?


Не знаю конечно, но  по моему это не конкурс получится, а ярмарка тщеславия.[/QUOTE]

Не раз и участвовал, и наблюдал такие конкурсы. Практически никогда не выигрывали именно "кричаще дорогие" монеты, иногда против них было даже что-то вроде пролетарского антиголосования.

Кстати, хорошо сделанная фотография + интересный рассказик по теме часто становились той самой бабочкой, которая удачно садилась на правильную чашу весов.

А ярмарка тщеславия в нумизматики (да и вообще в коллекционировании) — на мой взгляд, дело нормальное. Какой смысл отказываться от возможности похвастаться и показать свою "прелесть" товарищам по заболеванию? ;)
Cбор заявок на нумизматический конкурс "Любимое приобретение года", требования, сроки.
 
Чтобы посильно поддержать конкурс, предлагаю приз для победителя раздела «Антика»:
Альманах античной нумизматики № 4.

Этот сборник, вышедший ещё в 2010 г., состоит из довольно любопытных статей и публикаций. Кроме собственно античной нумизматики, в альманахе рассматриваются различные вопросы реставрации, а также даётся обширный очерк, посвящённый портретным талерам Габсбургов.

Имеется только один экземпляр Альманаха, поэтому его может получить финалист конкурса по разделу «Антика» — занявший 1-е место. Если (ну, вдруг) книга не будет интересна финалисту, экземпляр переходит к конкурсанту, занявшему 2-е место в античном разделе.

Почтовая отправка, разумеется, за мой счёт.

Для большей информации привожу содержание Альманаха № 4:

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5

НУМИЗМАТИКА. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ.

Акопян А.В. «In memoriam magistri».

Памяти Аркадия Анатольевича Молчанова (1947 – 2010). . . . . . . . . . . . . . . .6

Молчанова О.В., Молчанов К.А.

Список печатных работ А.А.Молчанова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...10

Суханов В.И. Скифский лук и некоторые вопросы нумизматики

Северного Причерноморья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …42

Лойко А.А. Изображения животных и растений

на монетах городов Боспора конца VI в. до н.э. – I в. н.э. . . . . . . . . . . . . … .64

Терещенко А.Е. К находке свинцовых монетообразных слитков

на Семибратнем городище. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …90

Шостопал А.В. Фальшивые денарии на черняховских поселениях

Среднего Поднепровья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….95

Валленберг Евгений. Страницы Первой Иудейской войны:

вопросы уникальной чеканки восставшей Гамлы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..103

Валленберг Евгений. Кумранские монеты и их роль в кумранистике. . . . . 126

Егоров А.В., Григорьев О.В. Монеты и денежные суммы

в книгах Нового Завета.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….134

Плаксин С.Г. К истории сюжетов на римских медных слитках

со знаками магистратов (aes signatum). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….152


Рязанов В.В. «Подголосок Красса»:

по мотивам чеканки М. Аррия Секунда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …167

Плаксин С.Г. Географические персонификации на монетах Республики. ….177

Плаксин С.Г. Общественные здания Рима на монетах Республики

и Империи (Исторический обзор). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..217

Плаксин С.Г. «Ура! Триумф!» (К истории одной римской тессеры). . . . . . …295

Пятыгин А.А. Три римских портрета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….301

Латыш В.В. Аббревиатуры римских монетных дворов

на монетах III – V вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..309

Бабарин О. О. Портреты Императоров и Эрцгерцогов

Священной Римской Империи из рода Габсбургов

на талерах 1500–1700 годов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..318


НУМИЗМАТИКА. ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ.

Брацун Д.А., Жигулин О.В. К вопросу об античной технологии

механического копировании штемпеля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….403

Лойко А.А. Опыт механической очистки серебряных античных монет…….427


ПУБЛИКАЦИИ.

Любимова О.В., Таривердиева С.Э.

Дион Кассий и его «Римская история»: краткое введение. . . . . . . . . . . . . ….447

Дион Кассий. «Римская история».

Книга XXXVI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....459

Книга XXXVII. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … ..478

Книга XLVIII. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..498
Магн Максим, Информационная тема
 
Небольшое уточнение, если позволите. Воспроизведённый мраморный бюст из Капитолийских музеев (палаццо Нуово) считается изображением не Магна Максима, а Максима, сына императора Максимина Фракийца. Никаких изображений Магна Максима — за исключением монет — не известно.

И немножко античных источников, рассказывающих о смерти Магна Максима:

При этом уже ничто не препятствует быстрому развитию событий, и храбрейшие военачальники тотчас приступают к подготовке триумфа: с его головы сбрасывают диадему, с плеч срывают мантию, с ног стаскивают украшения и, наконец, человек полностью готов понести наказание. Расхититель всенародного достояния всенародно разоблачается; беглецу связывают жадные руки и обнажают голени и, наконец, он предстаёт перед твоими глазами таким, каким и надлежало привести к победителю пленника, к господину — раба, к императору — тирана (Латинские панегирики, XII, 43, 2–3).

Если кто-нибудь задумает облечь свои плечи в царский пурпур, перед его взором предстанет лишённый его Максим. Если какой-нибудь человек, будучи частным лицом, захочет украсить свои ноги золотом и драгоценными камнями, Максим покажет ему свои босые ступни. Если кто-нибудь замыслит увенчать свою голову диадемой — пусть посмотрит на снятую с плеч голову Максима и на его безымянное тело (Латинские панегирики, XII, 45, 1–2).

Тирана Максима, убившего Грациана и захватившего себе Галлию, он [Феодосий I Великий] уничтожил у Аквилеи, убил и сына его Виктора, которого отец его, Максим, объявил августом ещё в детские годы (Аврелий Виктор. О жизни и нравах римских императоров, XLVIII, 6).
Совсем не по теме форума, прошу прощения. Осторожно, много картинок., Живопись, акварель. Consecratio, в некотором смысле.
 
Большое спасибо!

Первая и последняя - особенно понравились. :good2:
Совсем не по теме форума, прошу прощения. Осторожно, много картинок., Живопись, акварель. Consecratio, в некотором смысле.
 
[QUOTE]Avitus пишет:
Отец четко обозначил какие из работ куда девать. Некоторые пойдут в подарок пушкинскому музею - у него много работ на тему Пушкина; другие должны быть проданы - чем больше народа порадуется, тем ведь лучше?
[/QUOTE]

Большое спасибо за возможность посмотреть работы Вашего отца!  :hi:

Если Вас не затруднит, не могли бы Вы когда-нибудь показать и "пушкинские" рисунки?
Изменено: Никто - 19.11.2020 13:46:24
Двуликий Янус с молниями, очередной вопрос
 
Янус был одним из древнейших богов римского пантеона. Ещё до появления у римлян культа Юпитера он почитался главным божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим Солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата.

Янус как бог Солнца был дополнен своей женской половиной – богиней Яной (Jana), также покровительствующей входам, проходам, аркам и являющейся божеством Луны, которую впоследствии отождествляли с Дианой.

Янус не имел соответствий в греческой мифологии, но уже к III в. греки его отождествляли с Зевсом-Юпитером. Изображение Януса с пучком молний, атрибутом Юпитера, указывает на его древнейшие функции как бога неба и всех атмосферных явлений – позднее переданные Юпитеру.

Появление изображения двуликого Януса на монетах Геты обычно связывают с надеждами императора Септимия Севера, который рассчитывал на то, что его сыновья Каракалла и Гета смогут стать в недалёком будущем примером равноправного «двойного» управления Империей. Не вышло… ;)
Кадр из сериала "Рим"
 
[QUOTE]Avitus пишет:
Мне там видятся две монетки с волчицей [/QUOTE]

Ну, если мы продолжаем "включать изображение", то это могло быть нечто, напоминающее денарий Сатриена 77 г. до н.э. :D

Кадр из сериала "Рим"
 
Если очень сильно напрячь воображение, то монетка на первом плане (слева) отдалённо напоминает драхму или дидрахму Родоса, с нераспустившейся розой на реверсе. Но воображение надо довольно сильно напрягать… ;)



Игральные кости в кадре фильма, кстати, неправильно изображены. Это были не шестигранные кубики, а четырёхгранные бруски или позвонки, обязательно с закруглёнными концами. Назывались астрагалами.

Число или точки (1, 3, 4, 6) нанесены были только на четыре грани астрагала. Общий вид астрагала можно увидеть, например, на римских литых унциях. Видимо очень известный, узнаваемый для римлян предмет был…



Одним броском выкидывались сразу четыре астрагала, побеждал тот, кто выкидывал выигрышную комбинацию = 1-3-4-6. Худшая комбинация = 1-1-1-1.

Никаких стаканчиков не использовалось, – это не пиратская таверна на Тортуге! Астрагалы либо выкидывались рукой, либо, чтобы не было мухлежа – использовалась затейливая конструкция: что-то вроде маленькой башенки с внутренними ступеньками, куда астрагалы загружались сверху, а выкатывались уже внизу, так что как-то повлиять на удачу было трудновато.

Внешний вид такой «башенки» для игры в кости можно видеть на рисунке XVII в. Это вольная копия с не сохранившегося античной миниатюры, из Хронографа 354 г. Изображены всякие праздники и атрибуты увеселений в декабре.  



Как раз в месяц декабрь римлянам были разрешены любые азартные игры, без ограничений. Поэтому на столе показаны кости и «башенка» для их выбрасывания.

Копия XVII в. была сделана не непосредственно с античного оригинала, а с ещё более ранней, средневековой копии миниатюры, поэтому несколько копиистов поэтапно внесли «изменения» в одежде, во внешнем виде костей и о кое в чём ещё. На эту тему несколько специальных монографий написано.

Но всё же примерное представление об игральной «башенке» этот рисунок даёт.  

Марк Аврелий, вопрос о венке
 
[QUOTE]Денис 23 пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
1. Не факт. Вот, например, ранний Каракалла. В юношеском (почти детском возрасте) и в ранге цезаря – но в венке. [/QUOTE] Эта монета 201 г. Каракалла - уже август. У Северов все точно: август в венке, цезарь - без.[/QUOTE]

Да, Вы правы, я лоханулся – поспешил. :oops: Спасибо за поправку.

В любом случае, в I в. отсутствие венка у цезаря было не очень уж обязательным условием, о чём свидетельствуют монеты Тита и Домициана как цезарей.





За первые два века Империи институт цезарей был наиболее развит в «родовых» династиях с достаточно большим общим сроком правления: у Флавиев, Антонинов, Северов. Как видим, Флавиям соблюдение каких-то обязательных норм изображений было почти до лампады, у Антонинов монеты Коммода, появившиеся на рубеже «цезарства» (176-177 гг.) как имеют венок, так и не имеют оный. Северы, согласен, в этом уже пожёстче были, но при них же был введён антониниан, который своим лучевым венком сильно поломал традиционное оформление римской монеты.
Марк Аврелий, вопрос о венке
 
[QUOTE]Akrosas пишет:
[QUOTE]bishep8011 пишет:
Драпировка или какие либо украшения пошли от монет Птолемеев, но насколько это правдиво, я не знаю.[/QUOTE]
В принципе, да. Началось всё с изображения Александра Македонского с драпировкой-эгидой, потом с четырехпортретников Птолемея II пошла обычная одежда.
[/QUOTE]

По-моему, драпировка на "портретных" монетах появилась чуток пораньше. Вот, к примеру, есть такой обол, который считается изображением киликийского сатрапа Мазея. Датируется примерно 360 г. до н.э.  

Марк Аврелий, вопрос о венке
 
[QUOTE]Akrosas пишет:
Выскажу некоторые свои наблюдения и подозрения.
1. Без венка обычно ранние, а также в ранге цезаря.
2. В случае с Домицианом как императором, Адрианом, Вителлием, Гальбой - у них многие имеющиеся безвенковые портреты весьма монументальны, крупные, рельефные и отличаются классным стилем (там и реверсы обычно классно сделаны) - скорее всего такие делали не с натуры, не по памяти как выглядит император, а с каких-то особенных скульптур.
3. В случае с Гальбой - венок почти во всех его монетах, но отсутствует лишь на некоторых римских выпусках, в основном на типе с венком на реверсе с SPQR OBCR (типа за спасение граждан). Хотя ранее у Клавдия на таком же типе венок на голове есть. У всех по-разному.
4. В целом, считаю, некоторая тенденция была, без венка вроде бы чаще изображались те императоры, которые считали себя мирными. Как тот же Адриан - у него пожалуй большинство портретов с непокрытой головой, он и не воевал толком. Философ Марк Аврелий шастал по войнам, но видимо считал себя мирным и тоже часто без венка. Мирный Отон без венка. Хотя каким-то мирным правителям видимо приходило столько венков в дар от всех и вся, что приходилось чаще носить, чтобы не обидеть благодарных.[/QUOTE]

1. Не факт. Вот, например, ранний Каракалла. В юношеском (почти детском возрасте) и в ранге цезаря – но в венке.  



4. Адриан постоянно посещал войска в провинциях, расставил гарнизоны и укрепил границы в Британии и Германии, ввёл жесточайшую железную дисциплину в войсках и даже выпустил на эту тему монетку (где, кстати, он опять без венка!). А уж какой он «мирный» был можно спросить у иудеев. «Мирный» Марк Аврелий из войн не вылезал и умер на войне. «Мирный» Отон пришёл к власти на крови старца Гальбы и неполные три месяца своего правления постоянно воевал и, можно сказать, с коня не слезал.  



Что же касается пунктов 2 и 3, то могу, для краткости, лишь опять процитировать себя, любимого:

«Тут мы все вступаем на минное поле всяких логических допущений, наших современных представлений и натяжек. На мой взгляд, стоит смириться с тем, что сам механизм принятия решений на монетном дворе мы не узнаем никогда.» :)
Марк Аврелий, вопрос о венке
 
[QUOTE]Akrosas пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
В римской нумизматике есть лишь один, религиозный смысл в изображении непокрытой головы императора – на посмертных, консекрационных монетах. Здесь просто нужно помнить, что умерший и обожествлённый император (если он не подвергся «проклятию памяти») сам становился богом. А Божественному Марку, или Божественному Пертинксу, или Божественному Антонину не нужны венки и прочие атрибуты ДРУГИХ богов.[/QUOTE] В основном да, но есть исключения, тот же ЮЦ и Веспасиан и на посмертниках в венке изображались.[/QUOTE]

А разве эти монет относятся именно к консекрационным?
Марк Аврелий, вопрос о венке
 
[QUOTE]Avitus пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
Дабы не умножать сущности без особой необходимости, хотел бы ещё добавить, что непокрытая голова императора никакого особенного символизма не имела.[/QUOTE] Можно вопрос? Означает ли это что покрытая или не покрытая голова на монетах равны? Ну, как точнее сформулировать то.. что действительно в смысле послания без разницы, есть венок или нет его?
Я к тому, что типов денариев скажем, Марка Аврелия, без венка значительно меньше чем с ним. А если нет разницы, то логично было бы предположить что их должно быть примерно одинаково, нет?[/QUOTE]

Спасибо за вопрос. Тут мы все вступаем на минное поле всяких логических допущений, наших современных представлений и натяжек. На мой взгляд, стоит смириться с тем, что сам механизм принятия решений на монетном дворе мы не узнаем никогда.

Вот, к примеру, как обычно представляют монетный двор периода Римской республики. Не рассматриваем и сразу выносим «за скобки» весь технический персонал двора: художники-скульпторы, резчики, литейщики, чеканщики-исполнители и пр. Но вот есть чёткий центр принятия решений: монетные триумвиры (= монетарии) и консулы, избранные на данный конкретный год. Не всегда, но всё же наиболее часто, сюжет на аверсе прославлял деяния консула (или его предков), сюжет реверса – отдавался на «откуп» монетарию, который также продвигал «фамильные» сюжеты. Т.е. контроль за исполнением сюжетов и сама цепочка принятия решений были достаточно «короткие», да и сам выпуск монет обычно укладывался в один год.

Уже чеканка Августа стала «переходной», с сохранением старых республиканских традиций и с введением новых принципов. Судя по монетам, Август действительно очень большое значение уделял выбору сюжетов. Обычно считается, что он сам всё это контролировал. Тут лично у меня есть кое-какие сомнения, но не думаю, что стоит перегружать эту ветку всякими отвлечёнными (а уж тем более, недоказанными) умствованиями.

При этом Август достаточно долго (до 4 г. до н.э.) сохранял институт монетариев – в республиканском смысле: т.е. были у него триумвиры, сами выбирающие сюжеты (иногда прославляющие славу своего рода) для реверсов и всё ещё имеющие право ставить свои имена на монетах. Аверс таких монет уже почти всегда украшался изображением Августа, но, в отдельных случаях, всё же ещё могли какое-нибудь божество зафигачить.

Разумеется, и в дальнейшим на монетном дворе должны были остаться специальные люди, отвечающие за выбор сюжетов. Но нет вообще никаких конкретных данных, были ли это особые магистраты или все последующие императоры продолжали лично курировать этот процесс. Всё, что об этом говорится, пишется и т.д. – это просто некие логические выводы, при полном отсутствии хоть каких-то источников по теме.

Лично мне кажется неправильным представлять в воображении такие сцены, где, допустим, к Траяну или Адриану регулярно приносят образцы монет, а они их «визируют» или «поправляют», делая конкретные замечания по сюжетам и самому внешнему оформлению. Пожалуй, немногие примеры такого контроля и участия принцепса можно увидеть в малотиражной «реставрационной» серии при Траяне или в серии «хороших императоров» при Тране Деции. И то совершенно не факт, что это была инициатива именно правящего императора, а не специально обученного магистрата, отвечающего, так сказать, за «идеологию» правления.

Представить обратное мне так же трудно, как представить Николая II, с жаром обсуждающего с чиновником какого-нибудь монетного департамента дизайн собственных рублей к 300-летию Дома Романовых. Ну, не царское это дело…

При этом я совершенно не исключаю, что какие-то общие указания всё же могли даваться и лично. Типа, вызывает Антонин Пий к себе такого магистрата монетного двора и говорит: «Голубчик! Тут у нас 900-летие Рима на носу! Хотелось бы выпустить серию монет и медальонов к этой знаменательной дате!» Или Каракалла, проходя по монетному двору, впроброс говорит: «Я тут, кстати, Большой цирк отреставрировал, не забудьте отметить… А не то я вас…» ;)

Подводя итог своего многословному посту, я сформулировал бы своё представление о выборе сюжетов примерно так: если императору был пофиг на нумизматическую пропаганду, то обычно всё делалось по варианту light, т.е. делался набор портретов для аверса (вероятно, исполненных со скульптурных образцов, разосланных по монетным дворам), а для реверса использовались уже готовые наработки (назовём это «банком изображений» на каждом дворе) – божества и персонификации, как-то отражающие общую политику правления.

Ну, а если император более активно участвовал в такой пропаганде, то он, говоря современным языком, «формулировал смыслы», давая конкретные и одновременно самые общие указания по будущим сюжетам монет. Но уж точно он не выбирал, где себя изобразить в венке, где без венка, где это будет левосторонний портрет, а где правосторонний. Да и вряд большинство императоров вообще что-то понимали в античной иконографии, не на то учились... Для этого были специально обученные люди, которые хорошо знали весь набор символов и понятных аллегорий и, допустим, сами могли, когда надо, подчеркнуть воинственность императора – изобразив его в военном доспехе, или, указать на божественное покровительство, придавая принцепсу какие-то божественные атрибуты и т.п. А уж тиражи тех или иных типов – это точно не царское дело, и решение принималось не идеологически, а, к примеру, исходя из количества изготовленных штемпелей, т.е. случайно.

Логично допустить, что при неуклонном росте количества монетных дворов в Империи увеличивалось и количество таких магистратов, после чего принятие решений спускалось на всё более низовой уровень и можно было вообще не беспокоить императора и обходиться стандартными сюжетами, которые просто рассылались по всем дворам – где их практически штамповали местные мастера, иногда добавляющие в стандартную композицию какие-то «местные» дополнения и пр.

Всё изложенное – очень-очень ИМХО.

P.S. Перечитал Ваш вопрос и понял, что на него-то я как раз и не ответил. Если Вы спрашиваете моё мнение, то да, непокрытая или покрытая голова ничего не символизирует. Если это была бы какая-то аллегория, она была бы применима не только в нумизматике, но и в искусстве. Однако сохранилось огромное количество бюстов и статуй римских императоров и в венке, и без венка. Но они означают только одно: «император в венке (таком-то)» и «император без венка». Это не имеет никакого отношения к Сенату, не даёт каких-то скрытых смыслов и вообще означает ровно то, что мы видим.

В римской нумизматике есть лишь один, религиозный смысл в изображении непокрытой головы императора – на посмертных, консекрационных монетах. Здесь просто нужно помнить, что умерший и обожествлённый император (если он не подвергся «проклятию памяти») сам становился богом. А Божественному Марку, или Божественному Пертинксу, или Божественному Антонину не нужны венки и прочие атрибуты ДРУГИХ богов.
Марк Аврелий, вопрос о венке
 
Я также придерживаюсь высказанной здесь версии о том, что большинство римских монет полны аллегорий, символизма и т.п. Но всё же хотелось бы видеть и край этой поляны, а не натягивать лупоглазую ночную птичку на модель земной сферы. :)

Если мы говорим о монетах периода Республики или хотя бы правления Августа — то да, там всё довольно «многослойно», иногда даже с отсылкой к сиюминутным событиям или, наоборот, — к делам давно минувших дней.

Но вот позднее сюжеты монет Империи уже отходят от острой актуальности сегодняшней газеты, оперативно откликающейся на любые военные и политические события внутри государства. Да, войны, триумфы, путешествия, прославление своего рода и членов семьи, возведённые или восстановленные культовые здания, иногда воспоминания о былых победах, — всё это по-прежнему отражалось на монетах. Но искать абсолютно в любой детальке или финтифлюшке тайный скрытый смысл, как мне кажется, уже не стоит.  

То, что римские монеты были важным элементом наглядной пропаганды, уже почти ни у кого не вызывает сомнения. Но нужно и понимать, что такая пропаганда, — при всё ещё растущей территории Империи, получавшей всё больше новых «потребителей» и новых граждан (особенно после эдикта Каракаллы), — просто обязана была упрощаться, становиться более понятной для всех, более «прямолинейной», что ли…

Оно конечно, венок на голове императора — деталь заметная. Однако попытка объяснить любой факт наличия или отсутствия венка как какой-то этический выбор или как неукоснительное соблюдение чего-то вроде календаря «здесь носим — здесь не носим», предполагает, что ВСЕ в Империи это знали и легко «считывали» подобные заумные аллегории и «месседжи». Ох, сомневаюсь я…

Если говорить о венке как символе, то при Гае Юлии Цезаре он становится не только непременным атрибутом триумфа, но и вполне наглядным указанием на верховную власть. Однако обычно считают, что венок Цезаря (заодно удачно прикрывающий заметную плешь диктатора) восходил к этрусскому венку из золота и даже был сделан из золота. На мой взгляд, золотые венцы — штука красивая, но неудобная. Одно дело — на заседании Сената поприсутствовать или на церемонии пройтись в такой помпезной штуке, другое — весь день на себе таскать. А уж когда всё это по лысине елозит, вообще никакого удовольствия.

Рискну предположить, что именно после Августа появилась «мода» на более-менее постоянное (а не временное, в ходе триумфального шествия) ношение принцепсами «лёгкого» венка из листьев лавра. По указаниям разных античных авторов, сам лавр также стали неразрывно связывать с именем Августа: якобы пролетающая голубка обронила веточку на колени Ливии, жены Августа, и из этой веточки в имении Августа под Римом вырастили целую священную лавровую рощу, в которой во все последующие столетия обрывали ветви на триумфальные украшения и венки.

Как видим, на монетах самого Августа он изображался и в венке, и без венка, но делать из этого далеко идущие выводы я бы не стал. А вот последующие изображения императоров в лавровых венках вполне могли отсылать к Августу как к лучшему правителю Рима (что даже всегда проговаривалось в регулярных обетах римских императоров).

Не исключено, что изображая себя в венке из лавра (опять-таки связанного в народном сознании с именем Августа) очередной принцепс таким образом уподоблял себя Августу, так же как лучевой венок отождествлял его с Солем, дубовый венок — с Юпитером, тростниковый венок — с морским божеством, наброшенный на голову львиный скальп — с Геркулесом и т.п. Вполне допускаю, что всё это буйство и разнообразия венков и уборов весьма не часто применялось в реальных церемониях и, скорее, служило иконографическим материалом для сюжетов нумизматики или глиптики.

Дабы не умножать сущности без особой необходимости, хотел бы ещё добавить, что непокрытая голова императора никакого особенного символизма не имела. Как в анекдоте про Фрейда и его внучку: «Видишь ли, внученька, есть сны, ПРОСТО сны!» :)

Всё ИМХО, разумеется.
Птолемеиды совместное правление Клеопатра?, прошу подтвердить или опровергнуть версию.
 
[QUOTE]Evtanasivs пишет:
Парик Исиды также был атрибутом Клеопатры III.  На отдельных аукционах в характеристике лотов   так и пишут: Толи то, а то ли это.    [/QUOTE]

Любая из египетских цариц считалась земным воплощением Исиды.
Птолемеиды совместное правление Клеопатра?, прошу подтвердить или опровергнуть версию.
 
[QUOTE]Evtanasivs пишет:
Эта финтифлюшка, оказывается, называется "Isis Headdress", типа причёска Исиды?[/QUOTE]

Да, это головной убор Исиды, которая считалась одним из воплощений священной коровы Мехурт. Обычно это были вывернутые наружу коровьи рога, между которыми помещался  солнечный диск - символ Исиды как богини неба. На изображениях римского периода этот убор уже совсем упрощён и лишь слегка обозначен.

Выставка "Лук, колчан и стрелы в отблесках монет. Оружие и монеты Северного Причерноморья"., выставка в Государственном музее истории религии.
 
Раз пошла такая пьянка, тоже добавлю пару "луков" - из закромов. :)

Всё банально и стандартно...  

 

выходит книга "Гай Юлий Цезарь на монетах и в портретах"
 
9 экземпляров книги отложил (на оговоренные сроки). Остаток тиража полностью распродан, больше книг нет.

Продажи закончил, всем спасибо! :hi:
выходит книга "Гай Юлий Цезарь на монетах и в портретах"
 
Продан 31 экземпляр.
Всем добра, orbis terrarium
 
Этот денарий Августа относят к испанской чеканке и датируют примерно 18–16 гг. до н.э. (RIC I, 124).

Летящий мужик – это бог западного ветра Зефир, который в римской мифологии носит имя Фавоний. Этот ветер считался одним из символов начала весны, открывающей римский земледельческий сезон и сезон плаваний по морю.

Плат, развёрнутый над головой Фавония, указывает на направление. Нечто подобное (но в «женском» варианте) можно видеть на античных изображениях Аур – дочерей Борея и богинь восходящих и нисходящих воздушных потоков, которые также держат над головами развёрнутые покровы, наполненные ветрами.

На мой взгляд, сюжет реверса этого денария Августа представляет собой нумизматическое пожелание императору – благополучно вернуться из своих военных походов (вероятно, по морю), под покровительством попутного ветра Фавония.

Так как датировка этого денария довольно размыта, то поводами для сюжета могли стать:

– либо пышное возвращение Августа в Рим в 19 г. до н.э., после чего в честь этого события у Капенских ворот был посвящён алтарь Фортуны Возвращающей (Ara Fortunae Reducis ad portam Capenam). Тогда руль, находящийся под козерогом (одним из главных символов Августа) – мог быть одним из атрибутов именно Фортуны Возвращающей.

– либо более позднее (после 18 г. до н.э.) отбытие Августа в Испанию, а затем в Германию. Тогда, в русле этой версии, сюжет монеты лишь, так сказать, «авансом» призывает попутные ветры для будущего благополучного возвращения императора. В этом случае, руль под козерогом является как символом богини удачи, так и знаком грядущего плавания и возвращения Августа по морю в Рим.

Всё ИМХО.
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
[QUOTE]Никто пишет:
ВЕСЬ остаток тиража у меня был полностью выкуплен или чётко забронирован. Продажи закончил, книг больше нет. [/QUOTE]

Увы, книжка распродана, больше экземпляров не имею...
выходит книга "Гай Юлий Цезарь на монетах и в портретах"
 
Весь тираж книжки получил сегодня, продажи начал.

Стоимость 1 экземпляра – 2 500 руб.

Отправка заказной бандеролью по России составит + 300 руб.

Оплата: перевод на карту Сбербанка РФ, наличные при встрече в Москве.

Пожалуйста, сразу после перевода денег сообщайте мне об этом на почту или в «личку» – чтобы я не запутался в заказах.

Судя по количеству предварительных заказов, продажа книжки будет довольно быстрой.
выходит книга "Гай Юлий Цезарь на монетах и в портретах"
 
[QUOTE]Никто пишет:
Примерный срок выхода книги из печати — середина — конец июля с.г. [/QUOTE]

Добрый день!

Пока никак, книжка только-только сдана в типографию. Как тираж выйдет, сразу объявлю... :)
выходит книга "Гай Юлий Цезарь на монетах и в портретах"
 
 

 

 

 



 





Пока всё... О выходе тиража из печати сразу сообщу.
выходит книга "Гай Юлий Цезарь на монетах и в портретах"
 
Уважаемые члены Форума!

Сдал в печать новую, совсем небольшую по объёму книжку:



ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ НА МОНЕТАХ И В ПОРТРЕТАХ. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2020. — 132 с.: ил.; 70х100/16. — (Библиотека античной истории и нумизматики).


Книга представляет собой краткий иконографический и источниковедческий обзор, посвящённый диктатору Гаю Юлию Цезарю — выдающему полководцу, писателю, государственному и политическому деятелю Древнего Рима. В выходящем издании приводятся практически все нумизматические изображения Цезаря на монетах периода Республики и начала Империи, выстроенные в общей хронологии, а также даётся и другая его иконография — в произведениях античного искусства (статуи, бюсты, барельефы, глиптика и т.д.). В конце книги помещены краткие биографические сведения, избранный свод греческих и латинских источников, дающих описание внешности, характера и телесных болезней Юлия Цезаря, а также приложен предметный указатель, фиксирующий упоминания в античных текстах некоторых его изображений. Издание может быть полезно коллекционерам и нумизматам-исследователям, а также всем, кто интересуется искусством, историей и генеалогией Древнего Рима.

Воспроизведено:

— 72 монеты
— 23 бюста
— 11 статуй (в том числе, сохранившиеся во фрагментарном виде)
— 2 барельефа
— 6 гемм.


Тираж книги — 55 экземпляров.

Стоимость 1 экземпляра — 2 500 руб.

Стоимость почтовых расходов сообщу позднее.

Примерный срок выхода книги из печати — середина — конец июля с.г.

Привожу примеры некоторых страниц.
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
Удивительная штука получилась... За этот неполный день ВЕСЬ остаток тиража у меня был полностью выкуплен или чётко забронирован. Продажи закончил, книг больше нет. Всем спасибо! :hi:


Всем, кому обещал «отложить и придержать» — отложил и придержал.
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
Продан 41 экземпляр.
Глобус на римских монетах.
 
[QUOTE]k_igor пишет:
Видите ли в чем дело, в древнем мире, сфера (шар) воспринимался как магический предмет, ассоциировавшийся с реальной сферой ограничивающий весь мир, создавалось впечатление о  существовании куполообразного небесного свода, таким образом, в их представлении небесная сфера была важнейшим элементом Вселенной.
Вероятнее всего, мы видим такое большое количество предметов и изображений с шаром, но в истории, упоминания о том, что человечество считало землю круглой - отсутствует. [/QUOTE]

Пока мы окончательно не углубились в утраченные рецепты «греческого огня»…

Извиняюсь, буду краток, – спать уже хочется.

1) о том, что Земля имела форму шара или сферы – известно десятки, если не сотни упоминаний у античных и средневековых авторов (включая сохранившиеся раннесредневековые карты Земли в виде круга). Ранее я уже приводил имена некоторых философов, математиков, географов, физиков и астрономов, поддерживающих и развивающих теорию о шарообразности Земли. Даже на бытовом уровне этот образ не раз упоминается у некоторых античных писателей и поэтов (Апулей, Овидий, Лукиан).

2) античное искусство и античная нумизматика – штуки довольно конкретные. Я немножко интересовался изображениями богов в искусстве, так вот, ни одно из божеств на стоит, не сидит и не держит в руках непонятные или отвлечённые атрибуты, всё всегда точно, чётко, определённо и не имеет альтернативных толкований. Лично мне ни о какой отдельной значимости и символичности сферы «как магического предмета» в античности – неизвестно. Виктория, стоящая на корабельной проре указывает на морские победы, Виктория, стоящая на земной сфере – истолковывается как победы на суше. Если говорить шире – как олицетворение победоносной власти над морем и над всем обитаемым миром, понимаемым как земная сфера.

3) Виктория на сфере или шаре имеет конкретный скульптурный прототип – статую Нике, стоящую на земной сфере работы Никерата из Афин (III-II вв. до н.э.). Её копия или вариант в 29 г. до н.э. были привезены Августом из Тарента и установлены в Курии Юлия, где заседал Сенат Рима. Именно после этого этот тип изображения стал невероятно популярен и нашёл своё отражение в римской нумизматике, скульптуре, военной атрибутике и т.д., а впоследствии был усвоен и использовался в сюжетах западноевропейских монет и медалей.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●