Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.
Глобус на римских монетах.
 
[QUOTE]k_igor пишет:
В теме, Вы высказали предположение, что государство изображало глобус на монетах. В моих постах я постарался Вам объяснить, что человечество тогда так не считало и тем более не могло изображать земной шар на монетах, это исключено, так этой истины еще не существовало.[/QUOTE]

Достаточно, кх-м, уверенное заявление.

Жалко, что об этом не знали ряд учёных, доказавших шарообразность земли не только умозрительными, философскими, но и математическими методами: Пифагор, Парменид, Филолай, Эвдокс, Дикеарх, Фалес, Платон, Аристотель, Архит, Арат, Филон, Гикет, Геркалид Понтийский, Эвдем, Архимед, Эратосфен. Кратет, Гиппарх, Посидоний, Гемин, Клеомед, Страбон, Плиний Старший, Варрон, Марин, Помпоний Мела, Сенека, Манилий, Овидий, Плутарх, Аристарх, Феон из Смирны, Марциан Капелла, Эвмений, Халкидий, Августин, Беда Достопочтенный, Анания Ширакаци и многие другие. Более подробно об этом, например, можно почитать в книжке Дж.О. Томсона. История древней географии. М., 1953. Или в пособии: А.А. Крубер. Общее землеведение. М., 1935. Хотя, конечно, на эту тему написано гораздо больше...

Если всё же допустить, что да, на монетах, статуях и барельефах изображена не сфера как модель Земли, то, к примеру, не могли бы Вы дать своё объяснение: на ЧЁМ стоит Виктория, показанная на этих картинках? Кстати, в двух случаях перед нами официальный изображения императоров Луция Вера и Гонория...



 



Или, что за круглый предмет находится между императором и коленопреклонённой богиней Ромой – на барельефе I в.?



Разумеется, в период античности и раннего средневековья теория о шарообразности Земли была не единственной, но уж точно – весьма известной и популярной. Да, действительно, после окончательной победы христианства «Земля как шар» плохо вписывалась в контекст ветхозаветных библейских текстов. Да и то, во многих средневековых рукописях Земля по-прежнему изображалась в виде шара. Примеров полно, вот парочка…



Ветры, обдувающие Землю
Из рукописи «О природе вещей» Исидора Севильского, VIII в.



Антиподы на земном шаре
Из рукописи «Образ мира» Готье Мецского, начало XIII в.

И это – помимо множества изображений византийских императоров и европейских монархов, демонстрирующих один из символов их власти над миром – в виде земной сферы, увенчанной крестом.

Т.е. Земля-шар – это не единственный, но очень даже известный образ как в античной, так и в средневековой европейской иконографии.
Глобус на римских монетах.
 
[QUOTE]Avitus пишет:
Шары, имеющие такое значение, встречаются уже на монете римского императора Августа: на одном из них имеются буквы EVR. (Европа), на другом — ASI. (Азия), на третьем — AFR. (Африка)[/QUOTE]

Пардон, не понял... А можно увидеть пример такой монеты Августа?
Глобус на римских монетах.
 
На мой взгляд, следует разделить представление о «глобусе» на два вида: на сферу небесную и сферу земную.

Небесная сфера, прежде всего, являлась одним из главных атрибутов музы астрономии Урании. На греческих картинах и фресках Урания изображалась с небесной сферой и указательным жезлом (радиусом) или циркулем в руках; считалась воплощением возвышенной, небесной любви.

Сам глобус, помещаемый обычно у ног Урании, скорей всего, можно считать символом небесной сферы, изображение которой связано с многовековой мифологической и научной традицией (Плиний, II, 5; II, 160). По греческим мифам, именно титан Атлант изобрёл небесную сферу со звёздами и научил Геракла астрологии (Диодор, IV, 27, 5; Гераклит. О невероятном, 4). Но, по наиболее распространённой версии, Атлант за участие в битве титанов против богов-олимпийцев в качестве наказания должен был держать небесный свод (Гесиод. Теогония, 517–520; Гигин. Мифы, 150).  



Атлант, держащий небесную сферу
(так называемый «Атлант Фарнезе»)
Римская копия с греческого оригинала II в. до н.э.; мрамор, II в.
Неаполь. Национальный археологический музей



Сфера небесная с гномоном
Фрагмент фрески с виллы Фанния Синистра, в Боскореале, 50–40 гг. до н.э.
Нью-Йорк. Музей Метрополитен


Само понятие «небесная сфера» восходит к существовавшим с глубокой древности представлениям о сфере (хрустальной или какой-либо другой), на которой закреплены звёзды. В Древней Греции впервые была также высказана идея о шарообразности Земли, и, по некоторым сведениям, «первый построил шар» Мусей, мифический поэт, который считался основателем религиозной поэзии (Диоген Лаэртский, Введение, 3).

Другие источники сообщают, что первым сделал «сферу» Фалес Милетский (около 624–548 гг. до н.э.), а затем Евдокс Книдский (1-я половина IV в. до н.э.) (Цицерон. О государстве, I, 22). Уже Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в своих работах доказывает, что и небесный свод, и все небесные светила шарообразны (Аристотель. О небе, II, 8, 290; II, 14, 297a).

По Аристотелевой системе мира считается, что Вселенная является сферически симметричной и состоит из вложенных друг в друга хрустальных сфер. Есть сведения, что Архимед (около 287–212 гг. до н.э.) также написал книгу «Об устройстве небесной сферы», где он рассказывал о «небесном глобусе», но онане сохранилась (Папп, VIII, 3, 1026, 9). Астрономическая сфера работы Архимеда, воспроизводившая движение небесных тел, долго хранилась в Риме, у потомков Марка Клавдия Марцелла (консул 222, 215, 214, 210, 208 гг. до н.э.), покорителя Сиракуз, а ещё один экземпляр такой сферы был посвящён самим Марцеллом в римский храм Гонора и Виртуты (Aedes Honori et Virtuti). Эта «сплошная сфера без пустот», по словам Цицерона, «была более известна в народе» (Секст Эмпирик. Против учёных, IX, 115; Цицерон. Против Верреса, IV, 121; О государстве, I, 21–22; Тускуланские беседы, I, 63; Овидий. Фасты, VI, 277–280; Лактанций. Божественные установления, II, 5, 18).

Создателем ещё одной модели небесной сферы Цицерон называет также стоика Посидония из Апамеи (2-я половина II в. до н.э. – середина I в. до н.э.) (Цицерон. О природе богов, II, 88).

Глобус (globus – лат. «шар»), как земная сфера или трёхмерная модель Земли, впервые был создан около 150 г. до н.э. Кратетом из Малла (II в. до н.э.) – грамматиком и комментатором Гомера и Гесиода, основателем Пергамской грамматической школы, который изготовил первый «глобус», чтобы наглядно показывать своим ученикам пути скитания по миру Одиссея и Менелая (Страбон, III, 4, 4). Около 169 (или 167) г. до н.э. Кратет участвовал в посольстве пергамского царя Аттала II в Рим (Светоний. О грамматиках, 2), после чего его изобретение и могло стать известным римлянам.

Эта модель Кратета была весьма популярна и уже у Страбона говорится, что для изображения Земли нужно сделать шар – «наподобие шара Кратета» (Страбон, II, 5, 10). Но при этом, как именно представлял себе Кратет очертания обитаемого мира, сведений почти не имеется.  



Зевс на троне, на которого Нике возлагает венок (у ног – земная сфера)
Фрагмент фрески из Дома Зефира и Флоры в Помпеях (VI.10.11), 45–79 гг.
Неаполь. Национальный археологический музей

По указаниям Макробия, вид такого земного шара представлял из себя «круг, разделённый двойным океаном на четыре части» (Макробий. Сон Сципиона, II, 9, 8). Это сильно отличалось от учения Эратосфена (около 275–195 гг. до н.э.), по которому земной шар делился «в полном согласии с природой» на две части: южную и северную (Варрон. Сельское хозяйство, I, 2, 3).

Вероятно, модель земного шара («изображение населённого мира») упоминают при описании триумфа Юлия Цезаря в 46 г. до н.э. (Дион Кассий, XLIII, 21, 2).

Предполагаю, что именно земной шар (исполненный по представлениям Кратета), иногда крестообразно пересечённый полосами (орнаментированными звёздами), изображал весь известный мир, разделённый Океаном. На фресках, картинах, статуях и римских монетах он помещался как символ власти и мирового господства. Впоследствии эта сфера, увенчанная христианским крестом или хризмой, по мнению некоторых исследователей, послужила прообразом «державы» византийских императоров – ставшей символом уже власти Христа над миром.  



Императрица Ариадна с земной сферой, увенчанной крестом
Створка диптиха; слоновая кость, около 500 г.
Вена. Художественно-исторический музей

В принципе, такое толкование подтверждает более позднее описание конного памятника Юстиниана I в Константинополе, о чём довольно подробно рассказывает историк Прокопий Кесарийский в VI в.: «Его лицо обращено к востоку, и, думаю, он правит конем, направляя его против персов. В левой руке он держит шар: художник хотел этим показать, что ему служат вся земля и море. У него нет ни меча, ни копья, никакого другого оружия; только крест у него поставлен над шаром в знак того, что им одним он получил и власть над империей и победу над врагами» (Прокопий. О постройках, II, 10–11).

Сочетание земной сферы и атрибутов, которые мы довольно часто видим на римских монетах, предположительно можно толковать так:

- орёл, сидящий на земной сфере – власть Юпитера над миром

- корабельный руль, опирающийся на земную сферу – сила Фортуны, управляющей миром

- птица Феникс, сидящая на земной сфере – вечная власть над всем миром Римской империи и правящего императора

- земная сфера, увенчанная хризмой или крестом – власть над миром христианнейшего императора

и т.д.

Всё ИМХО
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
Продано 32 экземпляра.
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
[QUOTE]Avitus пишет:
Мне было бы интересно собрать тут если не все, то большинство портретов. [/QUOTE]

В любом случае, советую всё же начать поиск картинок с сайта "История Древнего Рима". Сайт отличный, фотографии хорошего качества и большая часть их прокомментирована (на основании научных изданий или этикетажа музеев). Особенно это важно для сомнительных атрибуций, которые в огромном количестве бродят по просторам Интернета с устаревшими или вообще неверными определениями. К примеру. приведённый Вами Марк Антоний - не Марк Антоний...

Всё же предлагаю придумать для себя хоть какие-то критерии отбора материала (конкретные личности, династия, хронологический период, муж/жена т п.). Я извиняюсь, но всё равно без продуманной структуры поиска и отбора "собрать тут если не все, то большинство портретов" - будет весьма и весьма сложно.
Изменено: Никто - 08.06.2020 18:09:16
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
[QUOTE]androfagus пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
В любом случае, слона зараз нам не поднять, но если его вес "разделить" на стаю крупных собак - вполне может получиться.[/QUOTE] А еще проще , купить пару ваших книг и к этой теме больше не возвращаться .[/QUOTE]

Там было довольно ограничено количество картинок. На одного императора - максимум 6-8 картинок.

Сейчас как раз закончил иллюстрированную книженцию по изображениям (на монетах и в искусстве) Гая нашего Юльевича Цезаря...  :) Вот там картинок будет поболе... ;)
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
Как говаривал Козьма Прутков, "поистинне необъятен тот, кто может объять баобаб". :)

Как Вы поняли, есть замечательный сайт "История Древнего Рима", где существует большой раздел по античном искусству. Там есть поиск по изображениям: http://ancientrome.ru/art/artwork/art-search.htm

Если задачей является перепостить  в эту ветку многие сотни картинок с императорами Рима и членами их семьи - тогда прочесывания этого сайта даст не исчерпывающий, но весьма основательный (и весьма внушительный по объёму) результат по этой теме.

Но, может быть, для Вас лично эта задача стоит не так широко? Есть же у Вас любимые, так сказать, персонажи? Если ДА, то, может, с них и начать? Типа - "все портреты Августа", или "женщины Антонинов", или "династия Северов в портретах".

В любом случае, слона зараз нам не поднять, но если его вес "разделить" на стаю крупных собак - вполне может получиться.

Всё ИМХО.
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
Да ужж, Вы правы.Чё-то я разошёлся, а глазки уже в кучу... :)  Ничего не соображаю, пора спать. Спокойной ночи!

Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
[QUOTE]Avitus пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
 [QUOTE]Avitus пишет:
Октавия Младшая. Базальт. Париж. Лувр[/QUOTE] Это не Октавия, а Ливия.[/QUOTE] Я нашел что-то очень похожее, только другой материал и другое место:

Бюст Ливии. Копия 4 г. н. э. или позднее с оригинала 27-23 гг. до н. э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека[/QUOTE]

Увы, но это тоже Ливия. См. http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2229


Ссылка на Ливию из чёрного базанита (перевод этикетажа Лувра): http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=3426
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
[QUOTE]Avitus пишет:
Мессалина. Камея. Париж. Национальная библиотека[/QUOTE]

Кроме Мессалины здесь изображены детишки императора Клавдия: слева - Октавия (в будущем - первая жена Нерона), справа - Британник.
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
[QUOTE]Avitus пишет:
Октавия Младшая. Базальт. Париж. Лувр
[/QUOTE]

Это не Октавия, а Ливия.
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
Не-не, я не это имел в виду. Извините!

Просто вся эта императорская иконография - штука довольно зыбкая и часто требует дополнительного пояснения или оговорок. К примеру, воспроизведённый Вами "порочный" бюст Нерона - это результат очень большой и многоходовой реставрации XVII-XVIII вв. А подлинным там является буквально кусочек носа... При этом бюст считается античным, почему-то..


Желания Ваши самые благие и замечательные, но получается, что тут возможны два варианта:

- либо выкладывать всё без разбора, т.е. всё что болтается в Сети

- либо пытаться разобраться со спорными вопросами в иконографии правителей Рима. А их ох как до фига! А ещё всё это хотелось бы хоть как-то прокомментировать.

Второй вариант очень трудозаратен, а вот первый... ну, не знаю. Можно, конечно, попробовать создать именно такую ветку, но лично я бы не взялся планово наполнять её материалом - долго это, нужно указывать материал, датировку, место хранения.

Ещё раз извиняюсь, открытая Вами тема хорошая, но, если возможно, скажите: а Вы бы что хотели?
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
[QUOTE]Avitus пишет:
Максимин Даза (?)[/QUOTE]

Слева - не Максимин Дайя, а Аркадий (Стамбул. Археологический музей)..

- Нерва не из Эрмитажа, а из Палаццо Массимо в Риме.

- Элагабал - из Капитолийских музеев, палаццо Нуово

- позолоченный бюст из Городского музея Санта-Джулия в Брешии атрибутируют двояко: либо Аврелиан, либо Клавдий II Готский.

Я очень извиняюсь, а в чём смысл сваливать в одну ветку самые разные бюсты римских императоров? Их вообще-то сохранилось несколько сотен (вместе со статуями, барельефами и мозаиками) и по большинству из них довольно много вопросов. Если говорить только о "проверенных", то всё равно штук 300 наберётся.

Ещё раз извиняюсь, но, по моему мнению, лучше меньше - да лучше...
Как выглядели великие императоры Римской Империи
 
Спасибо за тему, интересно. Если позволите, чуть дополню.

Найти точно «прижизненный» бюст Гая Юлия Цезаря и не получится. Наиболее ранние варианты (тип Кьярамонти) обычно датируют периодом Августа. Так что, то, что мы видим и имеем сейчас – это, в лучшем случае, более поздние реплики, в античный период массово сделанные с прижизненных оригиналов, но не сами оригиналы, конечно.

Впрочем, иногда более близким по времени считают бюст Цезаря (тип Тускула), возможно, сделанный с прижизненной бронзовой статуи. Лучший вариант этого типа в мраморе выглядит примерно так:



Гай Юлий Цезарь
(тип Тускула; с бронзового оригинала?)
Фрагмент статуи (?); мрамор, 45–43 (?) гг. до н.э.
Турин. Археологический музей


Мраморные статуи и бюсты, вообще – вещь особая, т.к. уши и носы у них отбивали регулярно, а массовые реставрации XVII – XVIII вв. иногда делались почти наобум. Поэтому римские монетные изображения (особенно, сделанные до конца III в.) – самые бесспорные и вполне неплохо дают представление о характерных, устойчивых чертах лица, профиле изображаемого, да и о его внешности вообще.

Исходя из простой логики, провинциальные тетрадрахмы с изображениями императоров по своей «достоверности» сильно уступают римским монетам в золоте, серебре и бронзе (имею в виду крупные номиналы – прежде всего сестерции). Очень осторожно можно допустить, что на римских монетных дворах имелись живописные и скульптурные образцы (бюсты, статуи, фрески, картины), с которых и делались основные портретные типы. И дело не только в мастерстве резчика, но и в количестве и качестве исходного иконографического материала. Конечно, на дворе в Риме собрание или «банк» таких образцов, что логично, был гораздо больше, чем на каком-нибудь дальнем провинциальном монетном дворе.

Особую группу портретов императоров представляют их скульптурные изображения, исполненные в благородных металлах (золото, серебро). Их обычно делали из тонкого листового металла, почти фольги, а сами размеры, как правило, было весьма невелики: общая высота от 24 до 60 см.

До наших дней дошло совсем немного таких бюстов. Даю их более-менее полный список, с указанием места находки и сегодняшнего хранения.



01-Гальба из Дома Гальбы в Геркулануме. серебро, 68 г.
Неаполь. Национальный археологический музей



02-Марк Аврелий из Авентикума. золото, 176-180 гг.
Аванш. Римский музей  



03-Луций Вер из Маренго. серебро, 161-169 гг.
Турин. Археологический музей  



04-Септимий Север из Плотинополя. золото, 195-197 гг.
Комотини (Греция). Археологический Музей



05-Каракалла (или Требониан Галл?) из воен. лагеря Бригетио. серебро, 1-я пол. III в.
Будапешт. Национальный музей Венгрии

Если честно, тут мне ни одна атрибуция не кажется бесспорной. Я бы сказал более размыто – какой-нибудь «военный» император.



06-Галлиен из Лугдуна. серебро, 253-260 гг.
Лион. Музей галло-римской цивилизации



07-Лициний I. золото, 308-324 гг.
Женева. Частное собрание



08-Лициний I. серебро, 308-324 гг.
Мюнхен. Баварская государственная арх. коллекция



09-Лициний II. золото, 317-324 гг.
Хьюстон (США). Собрание Феррелла



10-Валентиниан I. золото, 364-375 гг. (вплавка в статую IX-XI вв.)
Конк (Франция). Аббаство Сент-Фуа

Тут вообще, голова и кусок лица императора были вплавлены в христианскую статую IX-XI вв. В «очищенной виде» это выглядит примерно так.



11-Валентиниан I. золото, 364-375 гг.
Конк (Франция). Аббаство Сент-Фуа


К изображениям императоров также относят два небольших бюста из серебра, атрибуция которых (из-за удручающего состояния), увы, пока невозможна. Поэтому их условно называют «тетрарх А» и «тетрарх B».



12-Тетрарх A из М. Азии. серебро, 1-я пол. IV в.
Майнц. Римско-германский центральный музей



13-Тетрарх B из М. Азии. серебро, 1-я пол. IV в.
Майнц. Римско-германский центральный музей

Других изображений римских императоров в золоте и серебре мне не известно. Если будут какие-то дополнения к этому списку – буду весьма благодарен. :)
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
Продано 24 экземпляра.
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
Продано 15 экземпляров.
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
Океюшки! Ты у меня вообще записан с список "маньяков"  :friends:, поэтому экземплярус будет ждать тебя сколько надо!
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
[B]«Сколько ни сиди, а драку начинать надо!»

                Из разговора пьяных мужиков на свадьбе[/B]


Уважаемые члены Форума!

Ещё примерно 1,5 месяца назад получил весь тираж книжки. Всё это время коробки с книжками выстаивались у меня в коридоре – как коньяк в дубовых бочках. Но сегодня сходил на почту, сделал несколько пробных отправок – процедура стала подлинней по времени, но вроде ничего, нормально. Потихоньку-полегоньку начинаю продажи.

Книжка толстая, тяжёлая, но по весу вполне соответствует бандероли.

Итак…

Тираж – 55 экземпляров.

Стоимость 1 экземпляра – 6 000 руб.

Отправка заказной бандеролью по России составит + 400 руб.

Отправка заказной бандеролью в страны СНГ и дальнее зарубежье + 1000 руб.

Оплата: перевод на карту Сбербанка РФ, Western Union.

Личную встречу в Москве пока обеспечить не могу. Поэтому для москвичей – либо отправка почтой, либо – встреча «в 6 часов вечера после войны», т.е. когда закончится вся эта вирусная бяка.

Пожалуйста, сразу после перевода денег сообщайте мне об этом на почту или в личку – чтобы я не запутался в заказах.

Продажи начал, сегодня продано 4 экземпляра.

В принципе, почти на весь тираж у меня в начале апреля были подтверждены конкретные заказы, но время идёт, у людей сейчас могут быть гораздо более насущные проблемы и желания, поэтому, если кому теперь не до книжек – без проблем, всё нормально. Покупать сейчас дорогую книжку просто ради соблюдения своих давних и весьма предварительных обещаний – точно не стоит…

С уважением.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
[QUOTE]СамыйПервый пишет:
Денарий Юлии Домны. На реверсе - Мать Богиня.[/QUOTE]

Красивая монетка, поздравлю! Маленькое дополнение. Более точно - это не Мать Богиня, а Мать Богов, т.е. фригийская богиня Кибела, которая довольно часто сравнивалась или даже отождествлялась с греческой Реей, матерью всех олимпийских богов. Отсюда и такой эпитет.

На Вашей монете Кибела изображена с почти полным "комплектом" своих основных атрибутов. Башенный венец на голове - символ защитницы и охранительницы городов, скипетр в руке - символ власти, тимпан в другой руке - символ земного шара (а значит, и мирового владычества) и один из главных атрибутов богини, используемый в шествиях и плясках с честь богини во время праздника Мегалезии.

Львёнок в ногах - одно из животных, посвящённых богине. По мифу, герой Гиппомен и царевна Аталанта возлегли в храме Кибелы, чтобы заняться любовью. Кибела, разумеется, разозлилась и превратила обоих святотатцев в пару львов, которых с тех пор навечно были запряжены в повозку богини. По античным представлениям, львы вообще не могли совокупляться друг с другом, а только с пантерами и барсами (плодами такой любви считались леопарды). Так что Гиппомен и Аталанта, превращённые во львов, были наказаны ещё и тем, что теперь им уже невозможно было заняться друг с другом "излишествами всякими нехорошими"...  ;)
Почему ценятся книги до 1946 года.
 
Если позволите, и мои 5 копеек…

Не скажу за всю мировую торговлю, но в книжной торговле России (когда у нас это стало реальным и массовым бизнесом, т.е. где-то с середины XIX в,) книжки всегда делились на две категории: «антиквариат» и «букинистика».

Антикварной считалась любая книжка, вышедшая ДО какого-то периода, букинистической – книжка, вышедшая ПОСЛЕ. «Точка отсчёта» время от времени менялась.

Скажем, в начале XX в. в России антикварной называлась ЛЮБАЯ книжка, изданная до 1800 г., а букинистической – ЛЮБАЯ книжка, изданная после 1801 г.

Практически весь советский период антикварной называли книжку до 1917 г., букинистической – после 1917 г. Сразу скажу, всегда это была очень условная градация, чисто для книгопродавцев, и все эти критерии ни к редкости, ни к значимости книжки никакого отношения не имели.

Кстати, весь советский период для книг на иностранных языках критерии оставались прежними: до 1800 г. – антиквариат, после 1800 г. – букинистика. У меня до сих пор стоит на полке 3-х томник Тацита на латыни 1837 г. – в хорошей полукоже, с двумя гравированными фронтисписами и экслибрисами графа Ламздорфа. В 1984 г. заплатил я за них в магазине 12 руб. 50 коп., но если бы такой экземпляр Тацита был на русском языке – пришлось бы отвалить рублей 200 (сумма тогда почти неподъёмная!). Впрочем, этот Тацит на латыни уже сейчас, в наши дни, стоит всего лишь 4-5 сегодняшних тысяч рублей. Знаю точно, так как недавно на одном из московских аукционов проходила целая библиотека античных классиков в изданиях 1820-х – 1830х- гг. – и, что интересно, в почти идентичных полукожанных переплётах. По старой памяти и из природной жадности, прикупил себе в отличном виде 6-ти томник Сенеки 1827 г. – за 10 тысяч полновесных российских рублей.

Извините за лирическое отступление, возвращаюсь к вопросу. Итак, в 1995 г. был принят то ли приказ, то ли подзаконный акт (сейчас уже не помню), по которому «антиквариатом» считалась уже любая вещь или книга, имеющая более 50 лет от роду. Водораздел сместился, теперь антиквариат относили к периоду до 1945 г., букинистика – после 1945 г. Многочисленные магазинчика кооператоров ещё и до этого уже были завалены казацкими шашками, кортиками, самоварами, посудой разной степени побитости, утюгами и прочей дребеденью. Хотя, конечно, встречались и очень достойные вещи. Короткий период даже можно было совершенно спокойно и сдать, и купить ордена и медали СССР.

С книжками всё было пожёстче – как и раньше барахло (любого года выпуска) просто не брали – ни на комиссию, ни в «твёрдый счёт». Покупали только интересные книжки, хотя тут очень многое зависело от профессиональных знаний товароведов, а они, знания, были, ох, разные! Думаю, что и сегодняшние объявления – «куплю до 1946 г.» – это продолжение той же логики: проще что-то отсматривать и выбирать вещицы «повкусней» из большого чемодана, а не из маленького железнодорожного вагона.


Разумеется, в годы Великой Отечественной войны никакие уничтожения, никаких тиражей не добавляли к оставшимся экземплярам никакой редкости. Говорю это как вполне себе книжный спекулянт со стажем, которой как раз с книжками этих периодов поработал немало лет – где-то с 1983 – по 2010 г. Сейчас это вообще – очень тухлый бизнес. Даже для реально антикварных, серьёзных изданий настали очень непростые времена. И это, совершенно точно, уже никогда не вернётся ни к былым ценам, ни и к былому спросу. Но, как говорится, это уже совсем другая история…  ;)
Плакированные античные монеты.
 
[QUOTE]Никто пишет:
[QUOTE]IgorK пишет:
 
По богам сориентирует господин Плаксин, если заглянет в тему. Знаю только, что на нижнем денарии по одной из гипотез изображена карфагенская богиня Танит.
По верхнему денарию чувствуется явное сходство с Юпитером. Но... Если карфагеняне отождествляли Юпитера с Баалом, который имел бычье обличье, или бычьи рога, то на верхнем денарии мы видим бараньи рога. Так вот здесь, вероятно, идет отсылка к Амону Ра, ведь Амона древние египтяне представляли в виде барана с рогами. В любом случае, изображено, скорее всего, верховное божество - Юпитер, но ассоциированный с какой-то африканской традицией.
Немного отвлеклись от темы.[/QUOTE]
Спасибо! На мой взгляд, показанные монеты Корнифиция - одни из красивейших в чеканке Римской республики.

По изображениям на аверсе и реверсе, если позволите, небольшой оффтоп.

На аверсе первой монеты Квинта Корнифиция  изображён Юпитер Аммон (Iuppiter Ammon)  – латинское аналог греческого культа Зевса Аммона (изначально имевшего египетское происхождение),  почитавшегося под этим именем в Ливии, в оазисе Сива, недалеко от Кирены (Северная Африка).

 

Поклонение Зевсу в обличье барана связывают  с греческим мифом, повествующем о том,  что в отместку за избиение олимпийскими богами своих детей-гигантов мать-земля Гея, разделив ложе с Тартаром, произвела от него  своего младшего сына Тифона, которого называли самым большим из когда-либо рожденных чудовищ.
    Когда Тифон бросился на Олимп, все боги в страхе поспешили спрятаться в Египте, приняв вид различных животных. Зевс превратился в барана, Аполлон - в ворона, Дионис - в козла, Гера - в белую корову, Артемида - в кошку, Афродита - в рыбу, Арес - в вепря, Гермес - в ибиса и т.д. (Гесиод. Теогония, 820; Пиндар. Пифийские оды,  I, 15; Аполлодор, I, 6, 3; Овидий. Метаморфозы, V, 325-331; Гигин. Мифы, 152; Астрономия, II, 28; II, 30; Антонин Либерал. Метаморфозы, XXVIII).    
    Античные мифографы сообщают, что культ Аммона был введён Дионисом, которому (во  время его скитаний в пустыне) баран указал источник с водой. В благодарность Дионис поместил Овна среди небесных созвездий, а также построил храм Зевса-Аммона, «установив в нём статую с бараньими рогами»; рядом с  храмом находился священный источник «Амона рогоносного» (Геродот, IV, 181; Лукреций, VI, 848-852; Овидий. Наука любви, V, 790; Метаморфозы, XV, 308-310; Гигин. Мифы, 133; Астрономия, II,  20, 3–4; Луций Ампелий, II, 1).
    Оракул Зевса-Аммона, находившийся в Ливии, в оазисе Сива,  пользовался известностью почти одинаковой с Додонским и Дельфийскими оракулами (Геродот, II, 54-58; Цицерон. О дивинации, I, 95; Ювенал, VI, 554-555). Собственно говоря, это не был греческий оракул, но  он имел огромное значение  для Греции и, по различным мифам, к оракулу обращались  мифологические герои Персей и Геракл. По преданию, Геракл, придя к оракулу,  просил своего отца Зевса явиться к нему для разговора. Зевс ободрал барана и, натянув на себя руно и держа баранью голову перед собой, показался Гераклу и дал ему несколько советов. «Вот поэтому-то  и изображают Зевса с ликом барана», - добавляет Геродот (Геродот, II, 42; Аполлодор, II, 4, 3; Овидий. Наука любви, III, 790; Тацит. История, V, 3-4; Лукан. Фарсалия, III, 293; IX, 511-525; Арнобий, VI, 12).  
    Греки достаточно рано отождествили Аммона со своим Зевсом и, если верить источникам, слава его оракула уже в VI в. до н.э. была так велика, что к нему обращался, в числе прочих греческих оракулов, лидийский царь Крез, спартанский полководец Лисандр, афинский стратег Кимон и Ганнибал. Но особенно прославился оракул  после его посещения Александром Македонским. Способ гадания состоял в том, что жрецы в торжественной процессии носили на плечах культовую статую божества и  по его колебанию и движениям на троне узнавали волю бога и сообщали её вопрошающим (Геродот, I, 46; III, 26; Павсаний, III, 18, 3; IV, 14, 8; VIII, 11, 11; X, 13, 5; Диодор, XVII, 50; Страбон, XVII, 1, 43; Лукиан. О сирийской богине, 36; Курций Руф, IV, 7, 24; Плутарх. Кимон, 18).  
    С культом Аммона римляне, возможно, могли познакомиться  во время посещения Египта Юлием Цезарем или во время Гражданской войны в этом регионе, а также его упоминает Цицерон (Цезарь. Гражданская война, III, 5; Цицерон. О природе богов, I, 82; О дивинации, I, 3).

– голова Зевса-Аммона на ауреях и денариях, выпущенных Квинтом Корнифицием в  42 г. до н.э., указывает на то, что монетарий был промагистратом провинции Африка в 44-42 гг. до н.э. Именно в этот период Цицерон ведёт оживлённую переписку с Корнифицием (Цицерон. К близким, XII, 17-30) и, возможно, тогда же  Корнифиций был вынужден начать чеканку собственных денариев и ауреев для оплаты своих легионов, стоявших в Северной Африке.

    Изображение рогатого Зевса-Аммона иногда соотносят с номеном монетария (Cornuficius), производя его от слова cornus (лат. «рог»).
Корнифиций, сын народного трибуна 69 г. до н.э., ещё в 48 г. до н.э. был квестором у Юлия Цезаря, который в 45 г. до н.э. сделал его наместником в провинции Сирия, а в 44 г. до н.э. наместником в провинция  Африка (Africa Vetus) (Александрийская война, 42-44, 47). В 46 г. до н.э. он был наместником в Киликии.
После убийства Цезаря Корнифиций был наместником в Африке и, как сторонник партии Сената, отказался передать её Луцию Кальвисию Сабину, посланному в Африку Марком Антонием. В этот период Корнифиций, поддержав партию Сената,  становится одним из лидеров республиканцев, наравне с Брутом, Кассием и Секстом Помпеем (Аппиан. Гражданские войны, III, 85).
    Корнифиций на своём походном монетном дворе отчеканил несколько типов денариев и один тип ауреев, аверсы которых дают недвусмысленное указание на африканское происхождение его монетных выпусков.

Кроме Юпитера Аммона на ауреях и денариях, другие, показанные здесь, типы денариев Корнифиция изображают:
- персонификацию провинции Африка (это указывает на то, что монетарий был промагистратом провинции Африка в 44-42 гг. до н.э., куда он был назначен Юлием Цезарем)
- Цереру (которая олицетворяет хлебные богатства провинции Африка, поставляющей зерно для Рима).

 

   

    Видимо, Корнифиций пошёл на то, чтобы самому оплачивать свои легионы в Африке, т.к. Сенат не смог выделить на это средства. Об этом свидетельствует письмо Цицерона, который в июне 43 г. до н.э. отвечает Корнифицию на его многочисленные просьбы: «Что касается расходов, которые ты, по твоим словам несёшь и понёс на военные цели, то я решительно ни в чём не могу помочь тебе, так как и сенат осиротел с утратой консулов, и невероятно скудны государственные средства, которые собираются отовсюду, чтобы выплатить обещанное наиболее заслуженным солдатам, что, мне думается, неосуществимо без введения налога» (Цицерон. К близким, XII, 30, 4).

 

    На реверсе всех монет Корнифиция изображена богиня Юнона Соспита (Iuno Sospita – лат. «спасительница») в накинутой на голову козьей шкуре (символ плодородия), которая возлагает венок на самого монетария – в  одежде авгура с литуусом в руках, что должно было подчеркнуть принадлежность Корнифиция  к коллегию авгуров (с 47 г. до н.э.) (Цицерон. К близким, XII, 17, 1; XII, 18, 1; XII, 25, 6). Образ богини Юноны Спасительницы, особо почитавшейся в Ланувии, видимо, указывает на  ланувийское происхождение рода монетария.
    Можно предположить, что Корнифиций, «который также стоял за демократию», изображён принимающим венок от Юноны Соспиты, имеющий охранительные функции, за то, что после убийства Юлия Цезаря он принимал под своё покровительство («спасал») в своей провинции Африка беженцев, объявленных вне закона (Аппиан. Гражданские войны, IV, 36).[/QUOTE]

Просто полюбоваться....

Копался тут по всяких фондам, выложенным в Интернете. В Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции напоролся на такой шедевр: монета Корнифиция с Юпитером Аммоном, но не в серебре, а в золоте!. Раньше видел только в прорисовке.

Монета уникальная, сохранность аурея - ну, вы и сами видите...

Конкурс Античных монет. Раздел Древняя Греция, Оцениваем, голосуем, комментируем
 
[QUOTE]ASilkin пишет:
22 Пантикапей. 393 — 389 год до н.э. Серебро
[/QUOTE]

Голосую за шедевральный диобол Пантикапея — № 22.

Монета с настроением. Как-то очень на душу легли и мудрый взгляд Сатира, и грустный взгляд барана…
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
Вчера получил сигнальный экземпляр. Книжка получилась толстенная, чёрно-белые иллюстрации пропечатались хорошо. Надеюсь, интересующимся темой будет любопытно не только почитать, но и просто посмотреть около 1000 весьма редких картинок.

Книжка пошла в печать. Не смотря на карантинные «каникулы», обещали выпустить весь тираж к концу апреля с.г.
выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
 

 

 





 

 

 

 

 

выходит книга "Мифологические сюжеты в римской нумизматике и искусстве"
 
[B]Пока в стране бушует вирус,
Всем людям точно не до книг.
Не нужен никому папирус
С картинками, когда лишь фиг
Суёт под нос Судьба со смехом
И с дéньгами зашит карман.
Но тупо вновь ползёт к успехам
И не сдаётся графоман! [/B]


Уважаемые члены Форума!

Кто про что, а вот я вчера опять отдал в печать новую книженцию:

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В РИМСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ И ИСКУССТВЕ: СЛОВАРЬ. М.: ООО «Сам Полиграфист», 2020. — 748 с.: ил.; 70х100/16. — (Библиотека античной истории и нумизматики).  



Привожу текст аннотации:

Книга является сокращенным вариантом уже изданного трёхтомного словаря «Боги, персонификации и мифологические герои на римских монетах» (М., 2019). Выходящий новый словарь, — оставаясь, по-прежнему, наиболее полным сводом всех персонажей античной мифологии (боги, герои, персонификации), изображённых на римских монетах периода Республики и Империи, — уже не даёт подробных и исчерпывающих ссылок на основные нумизматические каталоги, отсылая к предыдущему изданию. При этом была значительно расширена иллюстративная часть словаря, где изображения божеств и прочих мифологических персонажей приводятся уже не только на монетах, но и на примере множества произведений античного искусства (статуи, барельефы, фрески, мозаики, граффити, глиптика и пр.). В приложениях к словарю даётся целый ряд вспомогательных указателей, систематизирующих божественную иконографию по хронологии чеканки, а также помогающих соотнести между собой нумизматические изображения богов и приданные им различные атрибуты. Выходящее издание может быть полезно как коллекционерам и нумизматам-исследователям, так и всем, кто интересуется античной мифологией, религией и искусством.

    То есть, как вы поняли, в этом кратком варианте нумизматического словаря (270 персоналий) убраны все нумизматические ссылки, наиболее полно представленные в уже вышедшем трёхтомном издании (М., 2019).
    Каждая словарная статья заканчивается иллюстрациями, представляющими собой избранные примеры как монет периода Республики (со ссылкой на каталоги CRR и RRC), так и монет Империи (со ссылкой на каталог RIC — с указанием тома, страницы и №). Для большей наглядности воспроизводится только нужная сторона монеты (аверс или реверс).
    В конце каждой краткой статьи нумизматического словаря даётся ссылка на предшествующие книги автора, где ранее уже приводились более подробные сведения по мифологии, истории, географии, этимологии и нумизматике, — связанные с каждой представленной божественной персоналией (бог, герой, персонификация).

    Издание получилось довольно специфическое, но любопытных картинок вбухано в него много (1053). Поэтому, — если кому-то вдруг интересно, как выглядела, не только на монетах, но и в произведениях античного искусства персонификация Африки, или Германии, или Сицилии, или Транквиллитата, или Гений Легиона, или Диана Арицийская, или Рея Сильвия, или Телесфор и т.д., — вам эта книжка может пригодиться!  


    Так как время теперича трудное, очень сомневаюсь, что подобное издание будет сильно востребовано, поэтому тираж сделал, исходя из примерного количества уже известных мне постоянных покупателей-альтруистов.

О «массовом» тираже в 99 экземпляров даже и не мечтаю, поэтому пусть будет 55 экземпляров.

Стоимость 1 экземпляра — 6 000 руб.

Стоимость почтовых расходов сообщу позднее.

Примерный срок выхода книги из печати — конец апреля — середина мая с.г. НАДЕЮСЬ…

Привожу примеры некоторых страниц.
Предметы на античных монетах и в жизни
 
ТИМПАН (τύμπανον, tympanum) — ударный музыкальный инструмент.
    Представлял из себя круглый обруч, обтянутый с двух сторон мембраной из выделанной шкуры животных или кожи. При игре тимпан держали в руках, ударяя по нему пальцами, ладонью, кистями или даже особым жезлом (Исидор. Этимологии, III, 21, 10; Еврипид. Вакханки, 124; Лукреций. О природе вещей, II, 618; Овидий. Фасты, IV, 324; Метаморфозы, IV, 29; Катулл, LXIII, 10; LXIV, 261; Плиний, V, 7; IX, 54; Стаций. Фиваида, II, 78; IX, 800; Светоний. Божественный Август, 68; Федр. Басни, III, 20, 4).    
    Тимпан использовался при проведении оргиастических обрядов Великой Матери Кибелы или во время шествий в честь Вакха-Диониса, так как обоим богам приписывалось само изобретение этого ритуального бубна (Гомеровские гимны. К Матери Богов, 1–5; Пиндар. Дифирамб фиванцам, 8–9; Еврипид. Вакханки, 55–53, 58–59, 151–167; Киклоп, 63–70, 203–205; Елена, 1338–1352; Геракл, 895; Аристофан. Осы, 119–120; Лисистрата, 3, 388; Геродот, IV, 76; Гораций. Оды, I, 8, 13; III, 15, 10; Обсеквент, 65a; Афиней. Пир софистов, IV, 183f).  
    Не исключено, что громкий звук тимпана не только задавал определённый ритм религиозным шествиям, но и должен был заглушить звуки, издаваемые во время оскопления неофитов в честь Кибелы (Палатинская антология, VI, 51).  
    Кроме того, известно, что «сладострастный» тимпан, призывающий к веселью, звучал на пирах эллинистических правителей Египта, а парфяне и индийские племена подавали им сигнал к началу сражения (Юстин, XXX, 1, 9; XLI, 2, 8; Плутарх. Красс, 23; Курций Руф, VIII, 11, 20–21; VIII, 14, 10).
    В Риме тимпан также непременно использовался во время обрядов Исиды и Кибелы (Вергилий. Энеида, IX, 618–619; Катулл, LXIII, 8–9; LXIII, 29; LXIII, 32; Овидий. Фасты, IV, 342; Корнут. Греческое богословие, 6; Ювенал, III, 62; VI, 515; VIII, 176; IX, 63; Апулей. Метаморфозы, VIII, 30; Клавдиан. Консульство Стилихона, III, 364–365; Против Евтропия, I, 278; I, 281; I, 301).    
    Впоследствии тимпан считали наиболее наглядным примером громкого звука (Ливий, XXXIX, 8, 8; Овидий. Метаморфозы, XI, 17; Квинтилиан, V, 12, 21; Сенека. О природе, II, 29; Плиний. Предисловие, 25) и символом земного шара (Августин. О граде Божием, VII, 24).
   
Как атрибут Кибелы изображался на многих римских монетах:  

 

 



Кибела с тимпаном
Фрагмент греческого посвятительного барельефа; мрамор, 1-я половина IV в. до н.э.
Берлин. Государственные музеи, Пергамский музей



Кибела с тимпаном и Аттис
мрамор, 2-я половина II в. до н.э.
Венеция. Археологический музей
Предметы на античных монетах и в жизни
 
СИСТР (σεῖστρον, sistrum) — ударный музыкальный инструмент.
    Систр состоял из двух частей: металлической (чаще всего — из бронзы) рамки в форме подковы и ручки из фаянса или металла. В отверстия рамки горизонтально вставлялись металлические стержни (обычно — 3), на которые нанизывались маленькие колокольчики или круглые пластинки-«тарелочки».
    При постоянном встряхивании систра его металлические части ритмично бились друг о друга и издавали мелодичное бряцание и перезвон, которые должны были отпугнуть силы зла и тьмы. Само бряцание систром во время религиозных шествий и ритуальных танцев, скорей всего, задавало определённый ритм.
    Одним из наиболее ранних свидетельств о систре считается упоминание о нём в египетском рассказе «Странствия Синухета» (Среднее царство, XII династия, 2000–1785 гг. до н.э.). В Древнем Египте систр относили к культовым музыкальным инструментам, посвящённым богиням Хатхор, Исиде, Нефтиде и Бастет.
    В Элладу систр попал из Египта и считался символом «круговращения» всего мира (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 63). По рассказу Плутарха, богиня Исида звучанием систра отпугивала злобного Сета, которого греки отождествляли со змееногим гигантом Тифоном (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 63). Как полагают, иногда систр использовали и в качестве детской погремушки (Аристотель. Политика, VIII, 1340 b. 16–18; Поллукс. Ономастикон, IV, 127; Марциал, XIV, 54, 1–2). Впрочем, звук систра даже мог подавать сигнал к началу сражения (Вергилий. Энеида, VIII, 696; Проперций, III, 11, 43).
    В Риме бряцание систра непременно сопровождало все ритуалы и праздничные шествия в честь Исиды (Овидий. Любовные элегии, II, 13, 11; III, 9, 33; Наука любви, III, 635; Метаморфозы, IX, 783; Письма с Понта, I, 1, 38; I, 1, 45; Тибулл, I, 3, 24; Марциал, XII, 28, 19; Ювенал, XIII, 94; Апулей. Метаморфозы, II, 28; VIII, 24; XI, 6; XI, 10; XI, 12).  

Как атрибут Исиды систр изображался на многих римских монетах:  





Систр
бронза, II в.
Милан. Археологический музей



Систр
бронза, I–III вв.
Нью-Йорк. Музей Метрополитен



Служительница Исиды с систром
Фрагмент фрески, II–III вв.
Лондон. Британский музей
Предметы на античных монетах и в жизни
 
СИРИНГА (σῦριγξ, syrinx) — духовой музыкальный инструмент.
    Обычно представлял из себя многоствольную пастушью флейту из 7 трубок (arundo, fistula) различной длины и без пальцевых отверстий, которые были связаны между собой или скреплены воском. Вдувные отверстия сиринги устанавливались на одной верхней горизонтальной линии, а сами трубки из тростника разной длины образовывали нижний изгиб инструмента, подобный «крылу птицы» (Поллукс. Ономастикон, IV, 69; Гомер. Илиада, X, 13; XVIII, 526; Гесиод. Щит Геракла, 278; Феокрит, I, 128–129; VIII, 21; Вергилий. Буколики, I, 10; II, 36–37; III, 25–26; VI, 8; Тибулл, II, 5, 30–32; Овидий. Метаморфозы, VIII, 190–192; Плиний, V, 7).
    Сиринга изготавливалась из тонкого тростника особого сорта (Поллукс. Ономастикон, IV, 77; Афиней. Пир софистов, III, 90d) и каждая трубка (забитая разным количеством воска) могла воспроизводить лишь один звук. Кроме того, могло быть разное количество самих трубок: не только 7, но и 5, 9, 10 или даже 100 (Поллукс. Ономастикон, VIII, 72; Феокрит, VIII, 22; Святоградец, 95, 28–29; Овидий. Метаморфозы, XIII, 784).
    По наиболее распространённому мифу, изобретение многоствольной флейты приписывают козлоногому богу Пану, безответно влюблённому в наяду Сирингу. Спасаясь от домогательств Пана, наяда была превращена своими сёстрами в колеблемый тростник, который под порывами ветра издавал жалобные звуки. Именно из этого тростника Пан и создал сирингу (Гомеровские гимны. К Пану, 15; Аристофан. Лягушки, 230; Овидий. Метаморфозы, I, 689–713; Тибулл, II, 5, 30; Гораций. Оды, I, 17, 10; IV, 12, 10–11; Первый Ватиканский мифограф, I, 25, 6; Исидор. Этимологии, III, 21, 8).
    Иногда создателем сиринги называют Гермеса, сатира Марсия или Великую Мать Кибелу (Афиней. Пир софистов, IV, 184a; Диодор Сицилийский, III, 58, 2).

Сиринга как атрибут Пана единственный раз изображалась на римских монетах – на редчайшем денарии Августа (даю прорисовку, т.к. другой картинки так и не удалось найти):

 

 



Пан с сирингой
Мрамор, II в. до н.э. – II в.
Рим. Капитолийские музеи
Предметы на античных монетах и в жизни
 
ПЛЕКТР (πλῆκτρον, plectrum) — тонкая пластина из твёрдого дерева, кости, рога, копыта или металла.
    Плектром приводили в колебание струны, ударом или щипком извлекая звук из музыкальных инструментов. Впрочем, существовали струнные инструменты, звук из которых извлекался только пальцами, без помощи плектра.
    Судя по сохранившимся античным статуям, барельефам и образцам греческой вазописи, плектр имел удлинённую форму (иногда — с отверстием посередине, в которое удобно вставлялся палец), имел довольно большие размеры и держался в правой руке; лентой он привязывался к нижней части лиры (Платон. Законы, VII, 795a; Пиндар. Немейские оды, V, 24; Поллукс. Ономастикон, II, 199; IV, 60; Филострат Младший. Картины, 7, 3; Никомах. Руководство по гаромонике, 4; Цицерон. О природе богов, II, 149; Овидий. Метаморфозы, XI, 169; Героиды, XV, 198; Стаций. Ахиллея, II, 157; Апулей. Флориды, 12, 15; Клавдиан. Похищение Прозерпины, II, вступление, 16).
    Изобретение плектра приписывают богу Гермесу (Гомеровские гимны. К Гермесу, I, 53; I, 419; Аполлодор, III, 10, 2) либо поэтессе и музыканту Сапфо (Свида, s.v. Σαπφώ) и впоследствии он становится одним из символов поэтического творчества (Гораций. Оды, I, 26, 11; IV, 2, 33; Проперций, II, 3, 19; Овидий. Метаморфозы, X, 150; Марциал, VII, 23, 2; Стаций. Сильвы, I, 2, 2; I, 3, 101; III, 2, 132).

Аполлон с кифарой и плектром изображался на монетах Адриана:



 



Аполлон с кифарой и плектром
Статуя из Тускула; мрамор, I–II вв.
Мюнхен. Глиптотека
Предметы на античных монетах и в жизни
 
ЛИРА (λύϱα, lyra) — струнный щипковый музыкальный инструмент.
    Лира была распространена практически во всех цивилизациях Древнего Мира: в Междуречье, Древнем Египте, Сирии, Израиле, Палестине, Африке, греко-римском мире.      
    Полагают, что лира «классического» образца появилась в Древней Греции. По мифам, первую лиру изготовил Гермес из панциря черепахи и впоследствии он обучил игре на ней легендарных певцов Орфея и Амфиона, а сам музыкальный инструмент был отправлен на небо, став созвездием (Гомеровские Гимны. К Гермесу, I, 24–64; Аполлодор, III, 10, 2; Диодор Сицилийский, I, 16, 1; V, 75, 3; Овидий. Фасты, V, 105–106; Лукиан. Разговоры богов, 7; Павсаний, IX, 5, 8; Эратосфен, 24; Арат. Явления, 269–270, 674; Гигин. Астрономия, II, 7, 1–4; III, 6; Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия, IV, 464).
    По обобщённым представлениям, — основанным на античных источниках, скульптурах, барельефах, фресках, образцах вазописи и глиптики, — лира состояла из корпуса-резонатора округлой или четырёхугольной формы, соединённого поперечной планкой-ярмом с двумя ручками (из рога или дерева) (Геродот, IV, 192; Плиний, XI, 124), на которую, с помощью ремешков, натягивались струны из кишок или сухожилий животных (быков, баранов, козлов).  
    Все струны имели одинаковую длину, но разную толщину (Птолемей. Гармоника, I, 3, 35). При необходимости сильнее натянуть струну, её ремешок плотнее накручивался на ярмо; со временем ремешки были заменены специальными колками, установленными вдоль поперечной планки (Гомер. Одиссея, XXI, 405–406).
    Первоначально резонатором служил панцирь черепахи, но и впоследствии корпуса лиры, сделанные уже из дерева, всё ещё повторяли формы черепахового панциря с вогнутой поверхностью (Павсаний, VIII, 54, 7). В архаичных лирах над вогнутой поверхностью резонатора натягивалась вибрирующая мембрана из шкуры быка (Поллукс. Ономастикон, IV, 62).
    Практически всегда к лире крепился кожаный ремень или перевязь, с помощью которой инструмент подвешивался на груди исполнителя, после чего он сам, играя стоя, мог свободно пользоваться обеими руками; при игре сидя — лира опиралась на колени музыканта (Поллукс. Ономастикон, IV, 60; Апулей. Флориды, 15).
    Звук из лиры извлекался либо пальцами, либо плектром, изготовленным из рога, металла или твёрдых пород дерева (Платон. Законы, VII, 795a; Пиндар. Немейские оды, V, 24; Поллукс. Ономастикон, IV, 60). Все струны ударялись правой рукой, но и пальцы левой руки могли также использоваться для прекращения вибрации струн и приглушения звука (Овидий. Метаморфозы, XI, 168; Героиды, III, 118; Апулей. Флориды, 15).
    Число струн лиры в различные исторические периоды было неодинаковым, но само представление об эволюции струнного строя зачастую опирается на противоречивые сообщения источников. По древнейшей традиции, архаичная лира имела 3 струны (Диодор Сицилийский, I, 16, 1), лирой в 4 струны пользовались лидийцы (Павсаний, IX, 5, 7; Боэций. О музыкальном установлении, I, 20), лира в 5 струн — «изобретение скифов» (Поллукс. Ономастикон, IV, 60), 6 струну добавил легендарный авлет Гиагнис из Фригии (Боэций. О музыкальном установлении, I, 20).
    Примерно к началу VII в. до н.э. относят появление лиры с 7 струнами, а само нововведение приписывают музыканту Терпандру с Лесбоса (VII в. до н.э.) (Страбон, XIII, 3, 4; Псевдо-Аристотель. Проблемы, XIX, 32). Увеличение лирного строя до 8 струн считают изобретением философа Пифагора (VI в. до н.э.) или музыканта Ликаона с Самоса (конец VI — начало V вв. до н.э.), или поэта Симонида  (середина VI — середина V вв. до н.э.) (Никомах. Руководство по гармонике, 5; Боэций. О музыкальном установлении, I, 20; Свида, s.v. Σῐμωνίδης).
    Уже 9 струну добавил музыкант Профраст из Пиерии (V в. до н.э.) (Никомах. Выдержки, 4; Боэций. О музыкальном установлении, I, 20), 10 струну — мастер Гистиэй из Колофона (VI–V вв. до н.э.), 11 струну — музыкант и поэт Тимофей из Милета (середина V — середина IV вв. до н.э.) (Боэций. О музыкальном установлении, I, 20), 12 струну — Тимофей из Милета и музыкант Меланиппид с Милоса (середина V — середина IV вв. до н.э.) (Псевдо-Аристотель. О музыке, II, 41–42).
    Однако именно лира в 7 струн, — ставшая в период античности практически эталонным образцом этого музыкального инструмента, умягчающего сердца грозных богов (Пиндар. Пифийские оды, I, 1–12) и ставшего символом всех 7 планет (Макробий. Сатурналии, I, 19, 15), — была самой распространённой, а появление разновидностей лиры с бόльшим количеством струн встречало неприятие и даже сопротивление как слушателей, так и государства (Цицерон. О законах, II, 39; Квинтилиан, XII, 10, 66; Плутарх. Агид и Клеомен, 10; Афиней. Пир софистов, XIV, 636e-f; Боэций. О музыкальном установлении, I, 1).
    В античных источниках упоминаются многочисленные разновидности лиры: хелис, барбит, кифарис, спадикс, лирофойникс и др.  
    После падения Коринфа в 146 г. до н.э. лира (а также кифара и другие греческие музыкальные инструменты) была привезена в качестве трофея в Рим, однако, популярность среди римлян она завоевала не сразу (Макробий. Сатурналии, III, 14, 7; Гораций. Оды, III, 1, 3–6).  

Лира как атрибут Аполлона изображалась на многих римских монетах.  







Лира
инталия из карнелиана (оттиск), I–III вв.
Париж. Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей
Предметы на античных монетах и в жизни
 
КИФАРА (κιθάϱα, cithara) — струнный щипковый музыкальный инструмент.
    По своей конструкции кифара представляла собой усовершенствованную греческую лиру, которая теперь обладала более крупным и тяжёлым корпусом, имевшим внешнее сходство с шеей и грудью человека (Исидор. Этимологии, II, 3, 22) и издавала звук значительно большей силы.
    Сама техника игры на кифаре отличалась особой сложностью, поэтому она считалась инструментом профессионалов (Аристотель. Политика, VIII, 1341 a. 18–20), — в отличие от лиры, которую использовали, в основном, любители. Так же, как и на лире, на кифаре играли, перебирая струны пальцами или с помощью плектра. Играющий назывался кифаристом (κιθαριστής), а поющий — кифаредом (κιθαρωδός), который выступал в особых длинных одеждах, с венком на голове.
    Выдающие кифареды владели всеми видами кифары (барбитон, форминга, трипод, кинира и др.), которую, в большинстве источников, всё же именуют лирой. Самыми знаменитыми легендарными поэтами-певцами считают Орфея, Лина и Фамира (Аполлодор, I, 3, 2; Диодор Сицилийский, IV, 59, 6; Плутарх. О музыке, 1113a-f). По преданию, Фамир из Фракии был первым, кто играл на кифаре без пения (Плиний, VII, 57).
    Создателем кифародической поэзии называют мифического певца Амфиона, который, кроме того, добавил к 4 струнам кифары ещё 3 струны (Плутарх. О музыке, 1131f; Павсаний, II, 6, 4; IX, 5, 7–9). Дальнейшая эволюция внешнего вида и строя кифары напрямую была связана с изменениями, вносимыми в конструкцию греческой лиры.      
    Уже в классический период Древней Греции кифаристы создали сольную композицию (кифарный ном), в которой представлялась борьба Аполлона со змеем Пифоном (Страбон, IX, 3, 10), но не редки были случаи, когда солист-кифарист выступал в сопровождении авлета (Афиней. Пир софистов, IV, 183c; XIV, 637f; Поллукс. Ономастикон, IV, 64; IV, 83).

Как атрибут Аполлона Палатинского кифара довольно часто изображалась на римских монетах. Например, на ауреях Марка Аврелия:





Матрона с кифарой
Фрагмент фрески из Помпей, 30–40 гг.
Неаполь. Национальный археологический музей.
Предметы на античных монетах и в жизни
 
КАРНИКС (κάρνυξ, carnyx) — духовой музыкальный инструмент, распространённый у кельтских племён.
    Карникс представлял собой длинную трубу из бронзы, имевшую изогнутый раструб в форме раскрытой пасти животного (чаще всего — кабана или змея) и отогнутый мундштук; во время игры его держали в вертикальном положении. Галлы использовали карникс в бою, подавая сигнал к началу сражения и устрашая противника, которого пугали «боевым строем и шумом» (Полибий, II, 29, 6; Диодор Сицилийский, V, 30, 3; Силий Италик. Пуника, XIII, 146; Гораций. Оды, I, 1, 24; Стаций. Фиваида, VI, 227–230; Сенека. Фиест, 574; Евстафий. Комментарий к «Илиаде» Гомера, XVIII, 219).
    Предполагают, что эта труба использовалась не только в сражениях, но и при некоторых религиозных церемониях кельтов и иногда её связывают с галльскими культами: покровителя диких животных рогатого Кернуна (Cernunnos) и Тевтата (Toutatis, Teutatis), бога-защитника, связанного с подземным миром и отождествляемого с Меркурием и Марсом (CIL, III, 1182; III, 5320; XIII, 6122).
    Судя по барельефам на колонне Траяна в Риме, карникс (или иная боевая труба подобной формы) был известен и среди дакийских племён.

Карникс изображался на многих трофеях в честь победы над галльскими племенами – которые довольно часто изображались на монетах периода Римской республики.

К примеру: на денарии Фурия Фила 119 г. до н.э. или на денарии Гостилия Сасерны 48 г. до н.э. – прямо за головой персонификации Галлии









Кельтские воины, играющие на карниксах
Деталь барельефа котла из Гундеструпа,
пластина E; серебро, около I в. до н.э.
Копенгагаген. Национальный музей Дании



Галлия с карниксом
Деталь панциря на статуе Августа из Прима Порта; мрамор, 20-17 гг. до н.э.
Рим. Ватиканские музеи, музей Кьярамонти
Предметы на античных монетах и в жизни
 
Интересная и благодатная тема, большое спасибо! :hi:

В своё время тоже собирался сбацать небольшом иллюстрированный словарик по атрибутам на римских монетах. Пока что этот проект отложился на далёкое будущее, но кое-какие наброски статей всё же остались.

Если позволите, выложу в этой ветке «прототипы» нескольких своих статеек о музыкальных инструментах:


АВЛОС, АВЛ (αὐλός, aulos) — духовой музыкальный инструмент, напоминающий свирель.
    Изготавливался авлос (сначала — одинарный, несколько позднее — двойной) из стволов или стеблей сирени, кизила, плюща, бузины, камыша, лотоса, самшита и был особенно распространён во Фригии, Лидии, Карии, Сирии, Элладе.
    Изобретателем авлоса и музыкальных состязаний на этом инструменте считают Афину, или Аполлона, или легендарного царя Мидаса, или Гиагниса, отца и учителя сатира Марсия. Авлос стал принадлежностью сатиров и прочих спутников Вакха-Диониса. Играли на нём не только мужчины (авлеты), но и женщины (авлетистки или авлетриды) (Геродот, I, 17; Аристотель. Метафизика, 1093 b. 2; Политика, 1341 a. 21; Феофраст. О растениях, IV, 11, 2–6; IV, 11, 10; Аполлодор, I, 4, 2; Диодор, III, 58–59; Павсаний, I, 24, 1; Первый Ватиканский мифограф,  II, 23; Гигин. Мифы, 165; Плиний, VII, 204; XVI, 170–172; Марциал, XIV, 64, 1–2; Плутарх. О музыке, 1135 Е; Поллукс. Ономастикон, IV, 70–71; IV, 80; Афиней. Пир софистов, IV, 174f–175b; IV, 175e–182e; Апулей. Флориды, I, 3; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XI, 737).
    По некоторым мифам, двойной авлос также был создан Афиной — в подражание жалам горгоны Медузы, убитой богиней во время гигантомахии (Еврипид. Ион, 989–991; Гигин. Астрономия, II, 12, 2; Нонн. Деяния Диониса, XXIV, 36). В свою очередь, поэт Пиндар, описывая флейту, сообщает, что этот инструмент был изобретен Афиной, впечатлённой горестными криками сестёр Медузы в день её смерти (Пиндар. Пифийские оды, XII, 5–25).
    У римлян использовалась усовершенствованная конструкция авлоса, называвшаяся тибией (tibia), которая была двойной (tibias dextras, tibias sinistras) и имела 3 и более отверстий, позволявших разнообразить её тональность.  
    Римскую тибию использовали при священнодействиях (sacrificae), во время праздников Кибелы, когда брали двойную свирель, а также на свадьбах, пирах (ludicrae), похоронах, в театральных представлениях, во время различных ежегодных игр, празднеств и т.д. Тибией также сопровождали игру и пение на лире, задавали такт гребцам на кораблях, подавали войскам сигнал к наступлению, чтецам и ораторам отмечали правильный тон голоса и т.п. (Варрон. Сельское хозяйство, I, 2, 15; Вергилий. Энеида, IX, 618; XI, 737; Тибулл, II, 1, 86; Овидий. Метаморфозы, III, 533; Стаций. Фиваида, IV, 668; Поллукс. Ономастикон, IV, 74; Апулей. Флориды, I, 3; Метаморфозы, XI, 8; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XI, 618; Евсевий. Церковная история, IX, 8, 39–40; Жизнеописания августов. Кар, Карин, Нумериан, XIX, 2; Марий Викторин. Грамматика, I, 2478; Пасхальная хроника, P. 467; Никифор Григора. История ромеев, IX, 16).

Как атрибут Пана или сатира авлос изображался на некоторых монетах Августа:





Авлос в руке
Фрагмент фрески из римского военного лагеря, II в.
Бад-Дойч-Альтенбург. Археологический музей Карнунтум
Кто может рассказать про этот сестерций Нерона
 
Это сестерций не Нерона, а Веспасиана. Изображено святилище Исиды в Риме.



Главный  храм Исиды в Риме (Templum Isidis) располагался на Марсовом поле, за чертой померия, неподалёку от храма Сераписа (Templum Serapis), западнее «древней овчарни» (Saepta Iulia) – ограды  для предвыборных собраний комициев  (Апулей. Метаморфозы, XI, 26; Ювенал, VI, 528-529; Марциал, II, 14, 5-7). Предполагаемый участок храма на современном плане города ограничен Виа дель Семинарио (Via del Seminario), церковью Сан Игнацио (Sant Ignazio di Loyola a Campo Marzio), церковью дель Джезу (del Santissimo Nome di Gesù) и палаццо Альтиери (Palazzo Altieri) (Platner, 283).

В этом храме, расположенном на Марсовом поле, богине поклонялись как Полевой Исиде (Isis Campensis, Iseum Campense) (Апулей. Метаморфозы, XI, 26) и различные источники  упоминают его также как: «святилище» (sacraria, fanum) (Ювенал, VI, 489; IX, 23), «храм» (Isidis aede, templum, templa Isidis) (Овидий. Скорбные элегии, II, 297; Наука любви, I, 77; III, 464; Апулей. Метаморфозы, XI, 26; Иосиф Флавий. Иудейские древности, XVIII, 3, 4), «Мемфисские святилища» (Memphitica templa) (Марциал, II, 14, 7), «храм Исиде и Серапису» (Iseum et Serapeum) (Евтропий, VII, 23, 5; Жизнеописания августов. Александр Север, XXVI, 8; Хроника 146).
После правления Тиберия, но до 65 г. (Лукан. Фарсалия, VIII, 831) культ Исиды, наконец, получил в Риме официальное признание и её храм на Марсовом поле (если и не был построен до этого), вероятно, был возведён в этот период; предположительно – при императоре Калигуле; вполне вероятно, что Калигула установил почитание египетских богов не только как правнук Марка Антония, но и в память своего отца Германика, перед смертью посещавшего храмы Египта (Плиний, VIII, 46; Тацит. Анналы, II, 69; Аммиан Марцеллин, XXII, 14, 8).

Святилище на Марсовом поле сгорело в пожаре 80 г. (Дион Кассий,  LXVI, 24, 2), но было восстановлено, уже как храм Исиды и Сераписа (Templum Isidis et Serapidis in campo Martio), сначала Домицианом (Евтропий, VII, 23, 5), а затем и Александром Севером (Жизнеописания августов. Александр Север, XXVI, 8).

Исида особо почиталась как богиня моряков и купцов, изобретательница паруса, за что получила эпитет «Морская» (Pelagia) (Павсаний, II, 4, 6; Гигин. Мифы, 277; Кассиодор. Вариа, V, 17, 4; CIL, VI, 8707; Platner, 286). Известно, что в римском храме Исиды хранилось множество «обетных досок» (с посвятительными надписями и с живописными изображениями), которые спасшиеся на море посвящали богине (Тибулл, I, 3, 27-28; Овидий. Любовные элегии, II,  13, 24-26; Ювенал, XII, 27-28; Стаций. Сильвы, III, 2, 101).  

Как уже было сказано, храм Исиды на Марсовом поле представлен на сестерциях Веспасиана (RIC 453, 537), отчеканенных в 71 и 73 гг. – вероятно, в память о том, что Веспапсиан и Тит провели ночь в этом святилище перед празднованием их совместного триумфа по случаю взятия Иерусалима (Иосиф Флавий. Иудейская война, VII, 5, 4). На реверсе сестерциев изображён главный фасад большого строения с портиком из четырёх коринфских колонн, поддерживающих мощный антаблемент и фронтон полуциркульного очертания, довольно необычного для римской архитектуры.

Храм стоит на высоком подиуме с лестницей из пяти ступеней; между центральной парой колонн показан прямоугольный дверной проём, ведущий в целлу, оформленный в виде пышного портала с полуколонками и рельефами; в нижней части боковых интерколумниев установлены решётчатые ограждения. В проёме изображена культовая статуя стоящей Исиды на невысоком постаменте, с патерой в руке; другое изображение богини, скачущей на собаке (если более точно - на псе Сотис, одним из олицетворений звезды Сириус) вправо, помещено в центре фронтона.

Этот иконографический тип (богиня верхом на псе)  не только указывает на хтонический характер культа, но и связывает Исиду (Isis Sothis) с Сириусом, ярчайшей звездой, предрассветный восход которой знаменует разлив Нила и начало нового года в Египте: «души богов сияют в небе звёздами, и созвездие Исиды, которое у египтян зовётся Софис, греки называют Псом» (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 21).

Культ египетских богов был весьма популярен в семье Флавиев, что, видимо, можно связать с путешествием Веспасиана по Египту (зима-весна 70 г.), которому сопутствовал ряд чудесных знамений (Дион Кассий, LXVI, 8, 1-2), «доказывавших благоволение неба и приязнь богов к новому принцепсу». Тацит приводит рассказ о том, что Веспасиан захотел посетить древний храм Сераписа в Александрии, «дабы узнать о судьбах империи. Он приказал, чтобы в храм никого не пускали, но когда вошёл в святилище и с напряжённым вниманием ждал, что скажет оракул, заметил позади себя знатного египтянина по имени Басилид; Веспасиан знал, что этот Басилид лежит сейчас больной в нескольких днях пути от Александрии. Он спросил жрецов, приходил ли в тот день Басилид в храм, расспросил прохожих, видели ли его в городе, и, наконец, послал верховых к месту, где он находился. Вернувшись, всадники донесли, что в тот момент, когда Веспасиан видел его в храме, Басилид был в восьмидесяти милях от Александрии. Тогда Веспасиану стал ясен смысл божественного видения, и он понял, что само имя Басилида содержало ответ оракула на его вопрос» (Тацит. История, IV, 81-82).  

Поздравления с Новым Годом и Рождеством 2020 форумчан и гостей форума СМ., предлагаю присоединяться.
 
С наступающим Новым Годом!

Желаю всем здоровья и успехов во всех благих начинаниях.

Ну, и побольше этих... как его.... ну, вы поняли...

Денарии Л. Тория Бальба
 
[QUOTE]Sebastian37 пишет:
Ну вот, а мой вопрос остался неуслышанным в рёве мегаполиса)))[/QUOTE]

Привет, тёзка!

Извиняюсь, далеко не всегда сижу за компом, бывает и отбегу по мелким хозяйственным делам.... :)
Денарии Л. Тория Бальба
 
На аверсе изображена голова Юноны Соспиты в накинутой на голову козьей шкуре (символ плодовитости). Аббревиатура ISMR (Iuno Sispes Mater Regina) обозначает один из титулов этого отдельного культа Юноны из города Ланувия - Юнона Соспита Великая Владычица.

На реверсе изображён бык, который, как предполагают, является намёком на номен монетария Тория (taurus = Thorius). Буквы латинского алфавита над быком традиционно считаются контрольными символами, которыми могли отмечать либо партии металла для чеканки, либо смену очередного штемпеля на монетном дворе.
Мифологические персонажи на римских монетах (общий список)
 
[QUOTE]Денис 23 пишет:
Для меня существует небольшая путаница как следует переводить ORIENS и ORIENTIS - Восток или Восход. Например, у того же Аврелиана RESTITVT ORIENTIS с изображением уже Соль - непосредственно относится к восточным делам, или прославление "возрождения" в общем, или двойной смысл - не всегда ясно.[/QUOTE]

ORIENS – восток.  

ORIENTIS – востока, т.е. это то же слово, но в генетиве (родительном падеже).

На мой взгляд, легенда RESTITVT ORIENTIS (т.е. восстановитель Востока) далеко не всегда поясняет именно сюжет реверса. Иногда она просто является «нумизматическим девизом» правления того или иного императора.

Сам Соль как бог Солнца действительно связан с восходом на восточной оконечности обитаемого мира. Поэтому, в некоторых случаях, его можно считать мужским олицетворением восточной части Империи. Как мне кажется, это предположение подтверждают некоторые подписные римские мозаики с изображением Соля.



Всё ИМХО.
Мифологические персонажи на римских монетах (общий список)
 
[QUOTE]Денис 23 пишет:
Уважаемый Сергей Георгиевич, подскажите пожалуйста, что следует понимать под персонификацией Востока? В описаниях к выпускам Аврелиана, Валериана, Галлиена RESTITVT ORIENTIS в одних случаях пишут Восток венчает император, в других - Тихэ венчает императора, или просто - женщина.[/QUOTE]

Большое спасибо за вопрос.

Это моя самодеятельность. Полагаю, что «Восток» следует выделить в отдельную географическую персонификацию. Обязательно нужно  иметь в виду, что в римской нумизматике все персонификации городов, провинций, исторических областей и государств обычно изображались в виде женской фигуры (чаще всего — в башенном венце).

Здесь позволю себе заметить, что, хотя названия некоторых городов и исторических областей в русском языке обычно употребляются в мужском роде (Арелат, Константинополь, Медиолан и т.д.), всё же при словесных описаниях мифологических сюжетов, — с участием этих географических персонификаций, — используется женский род. Это правило относится и к персонификации Востока.

Таким образом, ВОСТОК (Oriens) — это географическая персонификация, женское олицетворение восточной части обитаемого мира, включающей в себя как римские провинции, так и
сопредельные с ними государства.

Вы совершенно правильно указали императоров, помещавших Восток на свои монеты: Валериан I, Галлиен, Аврелиан.

На мой взгляд, на «субъектность» Востока как персонификации указывает один из типов на монетах Аврелиана, — где Восток изображена перед императором коленопреклоненно, что отсылает нас к иконографическому типу «восстановление» (restitutio), известному ещё со времён чеканки Республики.
Мифологические персонажи на римских монетах (общий список)
 
[QUOTE]caracalla пишет:
Жаль, что многие тома RIC написаны были в 30-ые годы прошлого века. И потому "слегка устарели". А ошибки так и кочуют по современным работам. И около 20-30 процентов ныне описанных монет Северов - не попали в монументальный труд (и не попадают в твой список???). Ты просто переписал раздел RIC, переведя названия Богов и Персонификаций с латыни и английского на русский???   И опубликовал его здесь???
Тогда смысл твоего обращения здесь дополнить его??? Ведь закидают же дополнениями...  
Так дополнять или нет???
[/QUOTE]

Вообще-то, словарь (а в моём случае – «проект словаря») и должен опираться на уже законченные репертуары. Да, действительно, даже в такой разработанной теме, как римская нумизматика, и сейчас находят новые типы.

Несколько таких уникальных типов я всё же учёл (Каллиопа – у Проба, Капитолийская триада – у Септимия Севера, бог реки Тина – у Каракаллы и пр.). Но прям обязательно учесть все новейшие публикации и переатрибуции (иногда спорные), не вошедшие в RIC, я и не мечтал. Не по Хуану сомбреро…

Что же касается «устаревшего» каталога RIC, то он хотя бы закончен. Недавно его начали переиздавать в значительно расширенном и дополненном виде и уже вышел отдельный том по Флавиям, ….. лет 10 назад. Так что, когда к концу XXI века, – дай Бог, но не уверен! –  выйдут ВСЕ его тома, последующие собиратели римских монет тоже будут кривиться и говорить, что приведённые сведения и атрибуции безнадёжно «устарели».

Для меня же «старый» каталог RIC, в чём-то, сравним с многотомными немецкими мегапроектами: энциклопедией античности Паули-Виссова и мифологическим словарём Рошера. А ведь первые тома этих словарей выходили, страшно подумать, аж в середине XIX века! Разумеется, их и оспаривают, и дополняют, и исправляют, однако, и сейчас там аккумулировано 95 % всего материала по теме. Если совсем честно, то я не сильно верю в то, что когда-то выйдет «окончательный» вариант RIC. На мой взгляд, для этого нужен не англоязычный специалист узкого профиля (а это тренд современной римской нумизматики), а немец-трудяга, умеющий правильно организовать и систематизировать ВЕСЬ комплекс монет Империи, а не только «любимую» тему.

Нет, я не просто «переписал» и «перевёл» RIC (да и специальных разделов по мифологии вообще-то там нет), хотя сам этап «перевода» и систематизации материала всё же был, но занял он всего года 3 – из 10. Что смог – выделил в отдельный тип или даже в отдельное божество, что смог – поправил, что смог – заново атрибутировал (исходя из определённой «типичности» стандартных поз того или иного божества). Всё, разумеется, в меру сил и знаний.  

Если хочешь закидать «дополнениями» именно к списку божеств, героев и персонификаций на римских монетах – буду только рад. :friends:
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●