Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.
Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
[QUOTE]bishep8011 пишет:
Прибрёл вот такой денарий Александра Севера, уж очень понравился!
  [/QUOTE]

Клёвая монетка и с весьма интересной историей, поздравляю!

Если позволите, небольшой комментарий.

Культовая статуя полуобнажённого Юпитера Мстителя, сидящего на троне, не раз помещалась на реверсах монет Александра Севера (RIC 142-145).

По наиболее распространённой версии, после убийства императора Элагабала именно храм Эль-Габала на Палатине, освобождённый от священного бетила (небесного камня, метеорита?) сирийского солнечного бога, в правление Александра Севера  был заново посвящён и получил новое культовое предназначение – как храм Юпитера Мстителя (Templum Iovis Ultoris) (Platner, 307). Этот культ Юпитера, связанный с предсказаниями «грядущего мщения», был учреждён Нероном в 65 г., после раскрытия заговора Пизона. Уже тогда обряды этого культа были связаны с «особыми почестями», оказанными Солю, римскому богу Солнца (Тацит. Анналы, XV, 74)

Храм Юпитера Мстителя известен лишь  по нумизматическим данным и изображён на денариях Александра Севера (RIC 146), выпущенных в 233-235 гг. (с легендой IOVI  VLTORI): как шестиколонное строение на трёхступенчатом подиуме, со статуей Юпитера внутри.

Весь этот храмовый комплекс Юпитера показан на редких сестерциях Александра Севера (RIC 412, 413), выпущенных в 224 г. с монетной легендой – IOVI  VLTORI  PM  TR  P  III  COS  PP SC, и на медальонах того же периода (Coh. Alexander Severus 102; Gnecchi II, Alexander Severus, 7. Тaf. 98, 7). На них шестиколонный храм Юпитера Мстителя изображён фронтально, между колоннами – культовая статуя сидящего Юпитера со скипетром в руке; треугольный фронтон увенчан квадригой. Портики, окружающие по периметру храмовый двор, даны в перспективе, с точкой зрения сверху. Они имеют колоннады со стороны двора и глухие наружные стены; замкнутое пространство имеет единственный вход в виде трёхпролётной арки, перед которой намечена лестница, ограждённая спереди невысокими решётками.



Римская империя. Александр Север, сестерций 224 г.



Римская империя. Александр Север, медальон 224 г.

По современным реконструкциям, большой храм на Палатине (70 х 40 м), где в период правления Элагабала находился бетил Эль-Габала и многие римские святыни, был периптером, со всех сторон окружённым колоннами, а весь храмовый участок, в свою очередь, был окружён портиками. Насыпную платформу под храмом датируют ещё временем правления Домициана (81-96 гг.); считается, что вначале она была местом поклонения Юпитеру; остатки этой искусственной прямоугольной террасы (110 х 150 м) до сих пор видны на северо-восточной стороне Палатина, выходящей на Колизей (Colosseum) и спускающейся к арке Тита (Arcus Titi).

Величественный храм Эль-Габала на Палатине, построенный по образцу огромных и великолепных святилищ Баала в Пальмире или Гелиополе, представлен на реверсе редкого асса Элагабала 222 г. (RIC 339). Перед храмом стоит император (в окружении трёх фигур) с патерой в руке; на переднем плане показаны два портика с двускатными крышами, охватывающие священный участок с обеих сторон. Глухие наружные стены портиков, по-видимому, изолировали территорию храма от окружающей застройки; колоннады были устроены только со стороны внутреннего двора. Между портиками помещено условное изображение монументальных ворот с несколькими арочными проёмами, а в самой нижней части поля монеты – решётчатая ограда (?).



Римская империя. Элагабал, асс 222 г.

После того, как в марте 222 г. Элгабал и его мать Юлия Соэмия был убиты преторианцами,  религиозные указы императора были отменены и культ Эль-Габала вернулся в Эмесу, куда, несомненно, перевезли и священный камень-бетил (Геродиан, VI, 1, 3). Как предполагают, именно тогда храм Эль-Габала был заново "переосвящён" - как храм Юпитера Мстителя.

С начала V в. начинается  разграбление и разрушение императорских дворцов на Палатине, а участок террасы, на котором ранее находился храм Эль-Габала (а позднее, вероятно, и заново посвящённый храм Юпитера Мстителя), используется в качестве мусорной свалки.  



Остатки фундамента храма Эль-Габала (слева) на Палатине. Гравюра А. Джованньоли 1615 г.

В VI в. начинается застройка холма средневековыми зданиями и в течение VIII-IX вв. здесь проводятся захоронения. С XVII в. на этой части Палатина разбит сад и находятся сельскохозяйственные угодья семейства Барберини.  



Остатки фундамента храма Эль-Габала перед церковью Сан Себастьяно. Рим. Палатинский холм



Остатки фундамента храма Эль-Габала на Палатинском холме. Вид сверху



Терраса храма Эль-Габала. Рим. Северо-восточный склон Палатинского холма

Сегодня от этого храма сохранились только части огромного фундамента, которые можно видеть перед церковью Сан Себастьяно (Chiesa di San Sebastiano al Palatino), основанной в X в.; она была реставрирована в 1624-1631 гг. папой Урбаном VIII.

По христианскому преданию, церковь Сан Себастьяно была построена на месте мученической смерти св. Себастьяна, но иногда местом казни святого называют не Палатинский холм, а Большой цирк (Circus Maximus). Возможно, существовала какая-то мифическая устная традиция о хранении Палладия Трои на церковной территории, что нашло отражение в одном из ранних названий церкви (Santa Maria in Pallara).
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
[QUOTE]Эдвик пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
Очень надеюсь до конца этого года выпустить ещё одну, весьма объёмную книжку, которая будет завершающей и более-менее "закроет" ВСЮ эту тему.[/QUOTE]
А название завершающего труда?

Каким персонажам будет посвящен последний том?   [/QUOTE]

Спасибо за вопрос.

Неблагодарное это дело - делить шкурку неубитого медведя, - но т.к. будущая книжка вчерне уже почти полностью готова (хотя в работу дизайнеру пока не отдавал), могу сказать, что готовящаяся книжка действительно будет "завершающей" и вместе с уже вышедшими тремя книжками, надеюсь, весьма неплохо закроет тему "морд" на античных монетах.

Называние будет неоригинальным: "Правители античного мира на монетах и в портретах (V в. до н.э. - VII в.)".

Сделана книжка будет абсолютно в том же стиле, что и предыдущие (монетки, бюстики, статуи, мозаики, глиптика, описательные античные тексты, ряд указателей и пр.) и посвящена всем НЕримским правителям в нумизматике: от царей Ахеменидов и сатрапов до шаханшахов Сасанидов и королей Италии.

Итого - 46 государств и государственных образований и около 450 персоналий.

Очень надеюсь уложиться в 2 тома. Если все звёзды сойдутся - сбацаю к концу этого года. :)
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
[QUOTE]Черномор пишет:
1 экз. плиз   [/QUOTE]

Без проблем, тёзка! :)

Как только книжка выйдет из печати - сразу сообщу.

Выходящая книжка продолжает условную тему "Морды на античных монетах". Очень надеюсь до конца этого года выпустить ещё одну, весьма объёмную книжку, которая будет завершающей и более-менее "закроет" ВСЮ эту тему.
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Для справки. Сдал в печать новую книжку - "Античные писатели и учёные на монетах и в портретах".

Более подробно об этом издании можно прочесть в профильной ветке:

http://www.staraya-moneta.ru/forum/messages/forum27/topic165587/message1708675/?result=reply#message1708675
Античные места
 
[QUOTE]Sandro пишет:
[QUOTE]Никто пишет:

При Калигуле:

Обо всём, что тогда творилось можно судить по одному примеру: Гай казнил за оскорбление величия человека, который продавал горячую воду (Дион Кассий. Римская история, LIX, 12, 6).

[/QUOTE]
Прошу прощения, но, во-первых, правильная ссылка LIX,11,6, и во-вторых, в этом случае речь шла о нарушении кабатчиком траурных ограничений после смерти Друзиллы, а в отношении почитания памяти близких родных Гай был весьма щепетилен. Так что, напрямую к торговле в тавернах этот случай не относится.

Ваше же мнение о том, что ограничения на продажу горячей пищи вызваны нежеланием терпеть сборища потенциальных заговорщиков, мне кажется, всецело основаны на комментарии к Диону А.Махлаюка, тогда как более убедительным представляется мнение о санитарной подоплеке запретов. Кабатчики пускали в дело продукты разной степени свежести, а поскольку римляне очень любили острые пряные приправы, то вкус испорченных рыбы или мяса с успехом маскировался, и догадаться о качестве еды можно было только по количеству пищевых отравлений и случаев дизентирии. Вообще, таверны больше использовались как публичные дома, нежели как клубы недовольных.

ИМХО, конечно.[/QUOTE]

Большое спасибо за уточнение ссылки по Диону Кассию, - печатал "на коленке", с номером раздела просто промахнулся. Конечно, LIX, 11, 6.

Да, я читал комментарии и А.В. Махлаюка и полностью с ними согласен. И Ваше объяснение тоже очень интересно и весьма логично. Логика против другой логики.

Жаль только, что во всех этих вариантах мы все всё равно вынуждены оперировать примерно одним и тем же набором цитат. Увы, не так уж много имеется вообще сохранившихся источников, поэтому их самая различная интерпретация и является давно уже самостоятельным предметом изучения. Впрочем, вряд ли вся эта распухшая в размерах дискуссия уместна в этой ветке :hi:
Античные места
 
[QUOTE]caracalla пишет:
Прекрасные примеры, уважаемый Никто!
Вот только ни один из них  НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ  о том, о чем Вы написали выше. А скорее наоборот! Где пример запрета на то, чтобы там устанавливались столы, чтобы люди там сидели, ели, пили??? Общались???
Где пример того, что Клавдий, Нерон или кто-то там еще ПРИКАЗАЛ наливать горячую воду в отверстия прилавка??? Ну и другие интересные факты в подтверждение вышеописанных Вами "версий"??? Не увидел ни одного...  
[/QUOTE]

Извини, Лёша, но, вероятно, ты невнимательно читал мои каракули. Или, скорее, я очень плохо изложил свои мыслишки, извиняюсь

Я не утверждал и не утверждаю, что в римских табернах середины 1 в. не было столов, что люди там не сидели, не выпивали и т.п... Я лишь говорю, что существует версия (а не "версия" :)) весьма уважаемых исследователей античности, что в этот период создавался и поддерживался "режим неблагоприятствования" для всяких харчевен и общественных забегаловок, - чтобы люди не засиживались там и, соответственно, значительно уменьшались шансы, что они начнут там собираться регулярно и плести интриги и заговоры против принцепса. Такие выводы делаются, в том числе. и из процитированных источников, тем более, что такими как бы мелкими вопросами занимались и интересовались, как видим, сами правящие императоры, а не какие-то местчковые магистраты.

А что касается "режима неблагоприятствования", то позволь личный пример. Представь себе, что ты приходишь в свой любимый ресторанчик "Сайгон", где ты любишь посидеть с друзьями часок-другой-третий, выпить-закусить, пообщаться. И вот ты приходишь, а там вместо разнообразных разносолов и прекрасной карты горячительных напитков тебе предлагают только кашу Геркулес, чай и один сорт водки (да и то, так себе). Ну, и что, будешь ты там сидеть три часа???

Что же касается "горячей воды в прилавке", то и этого я не говорил. Я лишь говорил о горшках-долиях с горячей водой, которые вставлялись в круглые отверстия прилавка, т.к. в большинстве таберн открытый огонь тогда не применялся, а горячая вода нужна была постоянно - прежде всего для разведения вина. Разумеется, это тоже версия, но двум немцам (написавшим 84-томную энциклопедию античности) и двум французам (написавшим 5-томную энциклопедию античного быта), я почему-то доверяю чуть больше, чем автором современных научно-популярных книг и  автором статей из Википедии. А прилавки и посетители в античных забегаловках, конечно, были... И большие выпивоны, пирушки и оргии - тоже были. Но чуть-чуть позже...

Удачной поездки, Лёша! :drinks:

.
Античные места
 
[QUOTE]caracalla пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
Видел там что-то вроде углублений или "кастрюль" в общей плите? туда заливали горячую воду для подогрева. .
[/QUOTE]Соглашусь здесь с Игорем!
А не с уважаемым Никто... Сорри!     Ну, никак, прости Георгич!!!
Обожаю разные "версии". Очень хотелось бы подтверждения хоть какими-то фактами... Просто представьте, это должен быть отдельный раб, который с утра до вечера в нескольких котлах на улице кипятит воду, чтобы раз в полчаса менять этот "обогреватель" для еды...   <...> На вскидку, я предложу коллегам найти в книжном магазине пару замечательных книг, которые раскрывают секреты жизни обычных людей... Основано на находках в городах Древнего Рима...    
[QUOTE]Никто пишет:
...
2. Альберто Анджело "Один день в Древнем Риме" - автор нескольких путеводителей по Риму, создатель нескольких фильмов о Древнем Риме для итальянского телевидения, на протяжении несколько лет он работал с археологами, занимавшимися раскопками в "Вечном" городе.

  "Другое крыло стойки уходит внутрь зала, и на его поверхности имеются широкие круглые отверстия: это горлышки встроенных в стойку больших круглых амфор (dolia). Что бы могло быть внутри? Работник, стоящий рядом с девушкой, невольно удовлетворяет наше любопытство. Из одного отверстия он достает оливки, из другого- полбу, раскладывает их на две разные тарелки и исчезает.
Несколько секунд спустя появляется другой официант и из третьего отверстия зачерпывает вино. Он наливает его в кастрюльку и ставит на маленькую жаровню, устроенную с краю прилавка... Вино нагреется и будет выпито горячим. Несколько капель вина упало на мрамор: они не пропадут, на них тотчас налетают другие посетители - мухи. их в этом заведении предостаточно".  

Опять же - к теме, поднятой уважаемым Никто, о том, что римляне быстро хватали еду в таберне и молча убегали из нее... И об устройстве "раздачи пищи" и мытье посуды здесь же...    

 "Просторное помещение, расставлены столы, за которыми обедают люди. Среди посетителей - и мужчины, и женщины. Своего рода "барьером", отделяющим помещение от улицы, служит длинная стойка в форме буквы "Г", облицованная белым с синими прожилками мрамором. Более короткая ее сторона выходит непосредственно на улицу. Девушка подает тарелки и стаканы выстроившимся в очередь клиентам. Она весьма миловидна, и хозяин это знает, оттого и поставил ее на раздачу, чтобы своим видом красавица привлекала в стены харчевни прохожих. Она обслуживает клиентов очень быстро и то и дело берет свежие стаканы или кувшины с подобия мраморной этажерки лесенки справа от прилавка, где тот примыкает к стене. Но клиентам-мужчинам, по правде говоря, больше нравится, когда красотка наклоняется под стол. Тогда у стоящих рядом есть возможность насладиться видом на щедрое декольте. Девушка это делает регулярно, но не для того, чтобы покрасоваться, а потому, что в нижней части прилавка имеется раковина для быстрого споласкивания тарелок. Из подведенной трубы в раковину струйкой течет вода, так что мытье вроде бы проходит в проточной воде. Однако, чего только не плавает на ее поверхности: остатки пищи, бобы, капли масла..."  

3. Коллеги, сейчас книги нет под рукой, поэтому имя автора не укажу... Называется "Как прожить за пять денариев в день в Древнем Риме"...
[QUOTE]Никто пишет: В табернах лишь подавали холодную и слегка подогретую и весьма непритязательную пищу. [/QUOTE]
Там, кстати, есть сохранившийся рецепт приготовления "котлеток" - 2-го -3-го века... Опровергает распространенное (и приведенное здесь уважаемым Никто) мнение, что еда римлян в табернах была ВСЕГДА "простой и дурной"...
Еще раз повторюсь, люблю читать "версии" различные... Жаль, что чаще всего эти очень красивые истории на различных форумах часто не соответствуют серьезным работам...   [/QUOTE]

Добрался наконец до компьютера и попробую ответить, в меру сил и знаний.

Мы ведь говорим не о всех римских табернах за весь период Империи, а о питейных заведениях и едальнях в Помпеях и Геркулануме, т.е. примерно до периода правления Веспасина? Ведь так?

Я не буду безапелляционно утверждать, что во ВСЕХ римских табернах вообще не подавались горячая еда и питьё, конечно, подавались. Но хочу особо отметить, что верховная власть (на уровне императора, на минуточку!) с этим постоянно боролась. Я не стал глубоко залезать в эту кулинарную катавасию, но пролистнул несколько античных источников и вот что получилось…

[B]При Тиберии:[/B]

Горько жалуясь на то, что коринфские вазы продаются по неслыханной цене, а за трёх краснобородок однажды было заплачено тридцать тысяч, он предложил ограничить расходы на утварь, а сенату поручил каждый год наводить порядок в рыночных ценах; за харчевнями и кабаками должны были строго следить эдилы, не позволяя в них даже печенья выставлять на продажу (Светоний. Тиберий, 34, 1).


[B]При Калигуле:[/B]

Обо всём, что тогда творилось можно судить по одному примеру: Гай казнил за оскорбление величия человека, который продавал горячую воду (Дион Кассий. Римская история, LIX, 12, 6).


[B]При Клавдии:[/B]

Одного писца из казначейства, а потом одного сенатора преторского звания он без вины и не слушая оправданий отправил в ссылку за то, что первый слишком ретиво выступал против него в суде, когда он ещё был частным человеком, а второй в бытность свою эдилом наказал съемщиков из его поместий за противозаконную продажу варёной пищи и прибил вступившегося за них старосту. За это он даже отнял у эдилов надзор за кабаками (Светоний. Божетвенный Клавдий, 38, 2).


Более того, видя, что бесполезно запрещать простонародью делать что-либо, если при этом не переустроить его повседневную жизнь, Клавдий запретил таверны, в которых люди собирались ради выпивки, и, кроме того, запретил продажу варёного мяса и горячей воды, а некоторых людей, которые не подчинились этому распоряжению, наказал (Дион Кассий. Римская история, LX, 6, 7).


[B]При Нероне:[/B]

Многие строгости и ограничения были при нём восстановлены, многие введены впервые: ограничена роскошь; всенародные угощения заменены раздачей закусок; в харчевнях запрещено продавать варёную пищу, кроме овощей и зелени — а раньше там торговали любыми кушаньями (Светоний. Нерон, 16, 2).


Из этой подборки античных тектов, думаю, всё же можно сделать вывод – ну, не поощрялось ЭТО (хотя на какое-то время были отдельные послабления) и даже наказывалось.

Что же касается ссылок на книгу Альберто Анджело «Один день в Древнем Риме» в качестве истины в последней инстанции, то могу лишь сказать, что книжка интересная, но повествует она уже о временах Траяна и в своих деталях тоже не безупречна. Скажем, рассказ про подогретое вино лично меня не убедил: вино всё же не подогревали, а разбавляли горячей водой со специями. Я, конечно, могу подтвердить это утверждение ссылкой на кусочки текстов их пьес Плавта или сатир Ювенала, но, если честно, специальное и целенаправленное «прочёсывание» античных текстов – работа большая и муторная.

Что касается «кастрюль» (т.е. амфор-долий) с горячей водой, которые ставились в углубления термополия, чтобы не использовать открытый огонь – что прочитал, то и пересказал, увы мне. Если кому-то эта узкая тема очень-очень интересна, могу сослаться на статью «Thermopolion» из вполне авторитетных энциклопедий Паули-Виссова и Дарамбера-Саглио – вполне возможно, что я что-то там неправильно понял.

Всё ИМХО, разумеется.  :)
Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
[QUOTE]Akrosas пишет:
Возможно Палладием позже могли называть подобные культовые статуи кого угодно в образе мечущего копье, раз такие образы Паллады и Афины Паллады называли Палладием.
А если копья нет, значит не Палладий - это как раз случай Артемиды Эфесской, Артемиды Киндиады и Афины Никефоры.
[/QUOTE]

Вряд ли. К примеру монетные типы Афины Итонии, Афины Алкидемы и Афины Магарсис имеют копьё, но Палладием я бы их не назвал, хотя, судя по стилю, они имели древние образцы и прототипы.
Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
[QUOTE]Akrosas пишет:
... применяют анфасную симметричную скульптуру эдакого дедалическо-архаического типа.
[/QUOTE]

Уважаемый Артур! на мой взгляд, весьма точная характеристика.

Всё-таки, Палладий, как мне кажется, это совершенно отдельный и конкретный тип культовой статуи. А другие, показанные Вами статуи, имеет некие общие (прежде всего по хронологии) и самые древние прототипы. Возможно, поэтому они и имеют некий общий стиль - архаичный и "дедаличный", т.е. восходящий к  временам легендарного Дедала, механика и скульптора.
Античные места
 
[QUOTE]Scipio пишет:
[QUOTE]caracalla пишет:
Римская "столовая" - потрясает. Был в Помпеях давно - фото, к сожалению, не сохранились. Ждал, пока ты их тут разместишь.
Понимаешь, что на самом деле - мы за два тысячелетия недалеко ушли от предков! Еще раз спасибо!!! [/QUOTE]Это точно Алексей. Жители древних Помпей часто заходили в такие заведения перекусить, местные таверны были очень популярны. Многие дома не готовили.[/QUOTE]

Не совсем так. Как раз в табернах почти ничего не готовили, а готовили в домах. В табернах лишь подавали холодную и слегка подогретую и весьма непритязательную пищу. Видел там что-то вроде углублений или "кастрюль" в общей плите? туда заливали горячую воду для подогрева. .

А подавать горячую и разнообразную пищу в табернах было просто запрещено специальными и весьма жёсткими указами. Многие императоры просто боялись, что люди будут подолгу засиживаться в таберне, пить, вкусно есть и.... плести заговоры и обсуждать перевороты. Правда-правда...  :)  

Спасибо огроменное, Игорь, за твой фотоотчёт. Очень красиво, интересно и познавательно...
Изменено: Никто - 04.06.2017 01:12:34
Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
И мои пять копеек...   :)

Я не говорил, что на монете Константина - это голова с культовой фигуры-Палладия. У Константина - прекрасная голова Минервы и всё.... Т.е. как в анекдоте про Фрейда и его внучку: "Видишь ли, внученька, есть сны, просто сны"... ;)

А вот на монетке уважаемого Сибарта, на мой взгляд, изображён именно Палладий Трои. Храм Весты не раз горел и погибал в пожарах, и в некоторых случаях особо отмечалось "явление" этой статуи-оберега простому народу - когда её выносили из огня. Предполагаю, что именно это событие и могло послужить поводом для сюжета на монете Септимия Севера.

Что же касается собственно истории обретения Палладия Трои и его дальнейшей судьбы, то позволю, как грится, себе процитировать себя, т.е. воспроизвести небольшой раздельчик из своей книжки про архитектуру Рима (Т. II. С. 432-450). В статье есть внутренние ссылки на источники, по ним можно "пройти" и узнать об истории Палладия более подробно.

[B]Палладий Трои[/B]

Палладий, палладиум, (παλλάδιον, palladium) – архаичная деревянная статуя-ксоанон (ξόανον; от ξέειν – греч. «обтёсывать»), изображавшую Афину Палладу и являвшаяся святыней, оберегавшей  город, в котором она хранилась (Овидий. Фасты, VI, 425-430). Более традиционно считается, что Палладий первоначально представлял Палладу, дочь Тритона и подругу Афины, в виде стоящей фигуры («величиной в три локтя») с поднятым копьём в правой руке и с веретеном и прялкой (или щитом) в левой, что должно было символизировать защиту и мирную жизнь (Аполлодор, III, 12, 3; Эпитома, V, 10; V, 13).

По мифу, Палладий упал с неба в ответ на молитвы Ила (или Дардана), основателя Трои (Аполлодор, III, 12, 3). Дардан изготовил несколько копий (Дионисий, I, 68, 3-4; Конон. Повествования, 34; Климент Александрийский. Протрептик, IV, 47, 6-7), а признаком подлинности считалась способность статуи вращать глазами (Вергилий. Энеида, II, 172-173; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, II, 166; Страбон, VI, 1, 14); согласно поздним легендам,  Палладий был сделан из костей Пелопа, сына Тантала (Климент Александрийский. Протрептик, IV, 47, 6).



Рис. 1421. Ника и воин перед Палладием Трои. Римская мраморная копия I в. с барельефа периода эллинизма. Париж. Лувр

Осаждаемая Троя не могла пасть, пока в её стенах хранился Палладий, поэтому данайцы Диомед и Одиссей (или один Одиссей) пробрались внутрь, проникнув в город через клоаку, и похитили святыню, чтобы приблизить конец войны (Аполлодор. Эпитома, V, 13;. Софокл. Лаконянки, фрагмент 276(367); Вергилий. Энеида, II 163-167; Овидий. Метаморфозы, XIII, 99; XIII, 334-351).

По самым разным сообщениям, после окончания Троянской войны Палладий хранился во многих греческих городах, каждый из которых претендовал на обладание подлинной святыней. В качестве одного из таких мест называют Аргос (Арголида) (Павсаний, II, 23, 6), откуда древний ксоанон был похищен и перевезён в Спарту (Плутарх. Греческие вопросы, 48). «Аргосская» версия мифа даже была отражена в сюжете некоторых монет Арголиды, изображавших Диомеда с Палладием в руке (BCD Peloponnesos 1067; SNG Berry 854; BMC 45 = Kraay & Hirmer 518; Jameson 1255 = Traité III 626; Рис. 1422).



Рис. 1422. Арголида. Аргос, драхма 370-350 гг. до н.э.

По ещё одной версии, царь Афин Демофонт, сын Тесея и Федры, взял троянскую святыню у Диомеда как залог (Климент Александрийский. Протрептик, IV, 47, 6), а затем отдал Агамемнону копию (Полиэн, I, 5); в некоторых рассказах, повествующих об этих событиях, Демофонт захватил Палладий в бою (Павсаний, I, 28, 8-9). В дальнейшем одно из мест в Афинах называлось Палладий (Плутарх. Тесей, 27), а на Акрополь посвящались позолоченные статуи богини – по образцу древней (Плутарх. Никий, 3).

В античных источниках упоминаются ещё несколько святилищ Греции, украшенных статуями Афины и находящихся в городах: Амфисса (Фокея) (Павсаний, X, 38, 5), Алалкомены (Беотия) (Павсаний, IX, 33, 5), Пеллена (Ахайя) (Павсаний, VII, 27, 2), Тегея (Аркадия) (Павсаний, VIII, 47, 5), а также в италийских городах – Гераклея, Лавиний и Лукерия (Страбон, VI, 1, 14); полагают, что некоторые из этих статуй происходили из Трои.

Но по наиболее распространённому, римскому преданию, Палладий Трои был увезён Энеем в Италию и позднее попал в Рим, где хранился в храме Весты (Aedes Vestae) в специальном глиняном сосуде; для безопасности святыни было сделано множество копий сосуда (Первый Ватиканский мифограф, II, 40, 2; Дионисий, I, 69, 4; Овидий. Фасты, VI, 424; VI, 431-436; Плутарх. Камилл, 20; Жизнеописания августов. Элагабал, VI, 8).

Кроме того, известно, что Минерва имела особое почитание в римском роду Навциев (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, II, 166; V, 704). В более поздней традиции, относящейся к I в. до н.э., когда стало престижно возводить своё происхождение к троянским родам, считалось, что основатель рода Навциев был одним из спутников Энея  и жрецом Минервы (Афины) Паллады. Именно первый Навций якобы и вывез из Трои деревянную статую богини Афины, полученную от Диомеда, и передал своим потомкам отправление этого культа в Риме (Дионисий, VI, 69, 1), т.е. речь может идти о Палладии Трои.

По другой легенде –  Палладий был спрятан троянцами в полой стене и найден легатом Гаем Флавием Фимбрией во время войны с Митридатом VI (Аппиан. Митридатовы войны, XII, 53; Первый Ватиканский мифограф, I, 40, 6-7; Обсеквент, 56b; Августин. О граде Божием, III, 7).

Существует ещё одно предание о том, что Палладий, хранившийся в Риме, очутился в Италии вместе со своим похитителем Диомедом, который основал город Беневент, а затем передал Палладий Энею (Прокопий. Война с готами, I, 15, 9-11).



Рис. 1423. Римская республика. Г. Юлий Цезарь, денарий 47-46 гг. до н.э.

На римских монетах изображение Палладия Трои впервые появляется на реверсе денария Гая Юлия Цезаря 47-46 гг. до н.э. (Craw. 458/1; Syd. 1013; Рис. 1423), представляющего важный сюжет Троянской войны: Эней выносит из города своего отца Анхиса, а в руке держит Палладий (Овидий. Фасты, IV, 37-38; Метаморфозы, XIII, 624-625).  Можно допустить, что Палладий на монете Цезаря, прославляющей мифического основателя рода Юлиев, в дальнейшем стал  образцом для большинства римских нумизматических изображений этой святыни Трои – в виде архаичной фигурки с копьём и круглым щитом в руках.  



Рис. 1424. Диомед с Палладием Трои и Одиссей. Гемма из сардоникса 40-20-х гг. до н.э. Оксфорд. Эшмоловский  музей искусства и археологии

Легко узнаваемое изображение Палладия – деревянная статуя Афины со щитом и копьём – кроме нескольких сохранившихся античных камей (Париж. Национальная библиотека; Флоренция. Национальный археологический музей; Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж; Оксфорд. Эшмоловский музей искусства и археологии; Рис. 1424) наиболее подробно показано на фреске из Помпей (сейчас - в Доме Меандра в Помпеях; Рис. 1425). Эта фреска представляет один из эпизодов взятия Трои, когда прорицательница Кассандра, дочь царя Приама, пытаясь спастись от ахейцев, обнимает статую Афины, исполненную, несомненно, по образу и подобию Палладия Трои (Ликофрон. Александра, 357-364); может быть, здесь показана древняя копия, исполненная Дарданом.

 

Рис. 1425. Насилие Аякса над Кассандрой у Палладия Трои. Фреска I в. Помпеи. Дома Менандра  

Описывая этот эпизод, когда прорицательницу оттащил от священной статуи Аякс Малый (более известный как Эант Оилид), мифограф Аполлодор добавляет: «Кассандра искала защиту, охватив деревянную статую Афины, но подверглась насилию локрийца Эанта. По этой причине, говорят, эта статуя имеет глаза, обращённые к небу» (Аполлодор. Эпитома, V, 22).  

Мифологический сюжет о насилии над Кассандрой, вызвавшем гнев богов (Страбон, VI, 1, 14; XIII, 1, 39), был хорошо известен в Риме и не раз описывался латинскими авторами (Вергилий. Энеида, II. 403-407; Овидий. Любовные элегии, I, 7, 17-18; Метаморфозы, XIV, 468-469; Гигин. Мифы, 116; Первый Ватиканский мифограф, II, 79, 1). Не исключено также, что фреска из Помпей является копией знаменитой картины «Кассандра» работы   греческого живописца Теора (или Теона) (конец IV - начало III вв. до н.э.), которая находилась в римском храме Конкордии (Templum Concordiae) ещё во времена Плиния Старшего (Плиний, XXXV, 144).



Рис. 1426. Римская империя. Сабина, аурей 126-138 гг.

В период Империи Палладий становится одним из главных атрибутов богини Весты, изображаемой на римских монетах (Рис. 1426), так как, по месту своего хранения, культовая статуя-ксоанон уже была связана с храмом Весты. Внутри этого древнего святилища находился тайник (penus Vestae), куда могли войти только весталки и Верховный понтифик (Pontifex Maximus) и где хранились символы Рима (Дионисий, II, 66, 3: Жизнеописания августов. Элагабал, VI, 7), которые, по легенде, Эней  привёз с собой из Трои, в том числе: Пенаты Трои  (Дионисий, I, 67, 3-4;  I, 68, 1-4) и Палладий (Дионисий, II, 66, 5; Овидий. Скорбные элегии, III, 1, 29; Фасты, VI, 434-435; Плутарх. Камилл, 20; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, III, 12).

Лишь служительницам Весты было позволено видеть и прикасаться к троянским святыням (Лукан. Фарсалия, I. 597-598; Плиний, VII, 141; Клавдиан. Против Евтропия, I, 328-329), а сама богиня у римских авторов получает эпитет «Троянская» (Troica Vesta) (Овидий Метаморфозы, XV, 731; Фасты, VI, 227; VI, 365) или «Илийская» (Vesta Iliacae, Iliaca Vesta) (Проперций, IV, 4, 69; Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, VII, 6).

Римляне видели в Палладии «залог владычества» (Ливий, V, 52, 7; XXVI, 27, 14) и были убеждены, что их государство будет существовать до тех пор, пока сохранятся семь священнейших предметов: камень из Пессинунта, которому поклонялись под именем Великой Матери Богов, терракотовая квадрига из Вей, прах Ореста, скипетр Приама, покрывало Илионы, священные щиты (ancilia) и Палладий Трои (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, VII, 188).



Рис. 1427. Римская империя. Септимий Север, денарий  195-196 гг.  



Рис. 1428. Римская империя. Септимий Север, сестерций  195 г.

Богиня с копьём и круглым щитом, представленная  на реверсе денариев, сестерциев, дупондиев и ассов Септимия Севера (RIC 49, 53, 61, 68, 71, 83, 350E, 685, 689, 695; Рис. 1427, 1428), никак не пояснена монетной легендой и в большинстве нумизматических каталогов она определяется как Минерва. Но, наш взгляд, здесь вновь показан Палладий Трои, зрительно узнаваемый в сравнении с уже известными образцами – как в античном искусстве, так и в римской нумизматике.  Появление Палладия на монетах Севера можно связать с восстановления храма Весты, полностью уничтоженного огнём – после большого пожара 191 г. (Геродиан, I, 14, 4; Дион Кассий. LXXII, 24, 1-3).

Скорей всего, на этих монетах 194-197 гг. отмечено не только начало работ по постройке нового святилища на Форуме, но и подобным образом зафиксировано редчайшее событие: когда из храма Весты во время пожара были вынесены древние святыни и жители Рима «увидели появившееся на свет изваяние Паллады, привезённое из Трои, почитаемое и скрываемое римлянами; тогда-то впервые после его прибытия из Илиона в Италию его увидели люди нашего времени» (Геродиан, I, 14, 4).

Геродиан сообщает уже о времени правления императора Элагабала (218–222 гг.), когда  «почитаемую римлянами скрытую и невидимую статую Паллады он перенёс в свою опочивальню; её, которую не сдвигали с тех пор, как она прибыла из Илиона, исключая тот случай, когда храм был истреблён огнем, он сдвинул и принёс во дворец для брака с богом. Сказав, что его бог недоволен ею как богиней войны, носящей полное вооружение, он послал за статуей Урании, которую чрезвычайно почитают карфагеняне и обитатели Ливии» (Геродиан, V, 6, 3).

    Известно также о намерении Элагабала перенести в построенный им храм солярного бога Эль-Габала (Templum Elagabali) «и лепное изображение Матери богов, и огонь Весты, и Палладий, и священные щиты, словом – всё, что глубоко чтят римляне» Вероятно, на какое-то время император всё же установил в храме Эль-Габала – «связав его золотыми цепями» – Палладий Трои, подменённый весталками на копию (Жизнеописания августов. Элагабал, III, 4; VI, 8-9).

Историк Прокопий Кесарийский (500–562 гг.) пишет, что при императоре Константине Великом (306–337 гг.) была сделана ещё одна каменная копия Палладия, которую описывает как «воительницу, поднявшую копьё как бы для сражения» (Прокопий. Война с готами, I, 25, 13). Оригинал древней статуи  был вывезен из Рима и зарыт в землю при основании города Константинополя (Прокопий. Война с готами, I, 15, 14; Мовсес Хоренаци. История Армении, II, 88; Иоанн Малала. Хронография, XIII, P. 320); видимо, этот символический акт должен был придать легитимность новой столице и указать на потерю главенства Рима.

Но нельзя исключить вероятность того, что и в этом случае служительницы Весты в очередной раз подменили Палладий Трои, отдав императору Константину не оригинал, а копию. По крайней мере, существует надпись середины IV в., всё ещё упоминающая троянскую святыню (praepositus palladii Palatini) (CIL, X, 6441), исходя из чего, можно допустить, что Палладий  всё же остался в Риме и хранился на Палатинском холме. Предполагают, что это место могло находиться перед церковью Сан Себастьяно (Chiesa di San Sebastiano al Palatino), основанной в X в. Возможно, существовало какое-то мифическое устное предание о хранении Палладия Трои на церковной территории, что нашло отражение в одном из ранних названий церкви на Палатине (Santa Maria in Pallara) (Platner, 165, 557).
Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
На мой взгляд, это именно Палладий Трои, который хранился в римском храме Весты.

Палладий хранился в тайном и  совершенно закрытом помещении и выносился оттуда только во время больших пожаров. Римляне были убеждены, что государство их будет существовать до тех пор, пока сохраняются семь священных предметов: камень из Пессинунта, которому поклонялись под именем Великой Матери Богов, терракотовая квадрига из Вей, прах Ореста, скипетр Приама, покрывало Илионы, священные щиты (ancilia) и Палладий Трои  - в виде архаичной статуи Афины Паллады, привезённой Энеем из Трои.

Вот так представлен Палладий (но в другом ракурсе) на одной из римских фресок в Помпеях.



Насилие Аякса над Кассандрой у Палладия Трои. Фреска I в. Помпеи. Дома Менандра  

Скорей всего, сюжет этих монет Септимия Севера был связан с очередным восстановлением (7-м по счёту) храма Весты, почти полностью сгоревшего во время большого пожара 191 г. Весьма вероятно, что при спасении святынь из храма был вынесен и вновь "явлен" народу Рима и сам Палладий Трои. Это восстановление храма Весты нашло также отражение в сюжетах монет и медальонов Юлии Домны и Каракаллы.

       
Бессмертный Полк Старой Монеты, фото героев
 
[QUOTE]Тимофей пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
О наградах знаю со слов мамы и бабушки[/QUOTE]Если помните вы не лично, а только со слов женщин, будьте готовы узнать много нового (в 100% случаев старые воспоминания о наградах неточные).
Вот здесь  https://pamyat-naroda.ru/  значится только КЗ и медаль за победу над Германией.

Формально в военкомат нужно было сдавать только ордена, многие их не сдавали.[/QUOTE]

Большое спасибо за ссылку - хороший сайт. Только, увы, там данных моего деда я не увидел.

Полный тёзка, который выпадает на ФИО моего деда - 1905 г. рождения, мой дед - 1904 г.

Тёзка - уроженец деревни Лазы Смоленской обл., мой дед - уроженец деревни Семерево Калужской области.
Бессмертный Полк Старой Монеты, фото героев
 
[QUOTE]vebik пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
Мой дед - Мишнов Борис Петрович, 1904 г. рождения. Умер в 1966 г.

Ушёл добровольцем 22 июня 1941 г., дембельнулся вскоре после 9 мая 1945 г.

Сапёр, старшина. В составе соединения участвовал во всех основных сражениях Великой Отечественной войны: битва за Москву, Курская дуга, Сталинград, форсирование Днепра, взятие Кенигсберга и Берлина, освобождение Праги.

   

Награждён орденами Красного Знамени, Красной звезды, Слава 3 степени, несколько медалей. О наградах знаю со слов мамы и бабушки, т.к. в середине 1970-х гг., когда я был совсем пацанёнком, у нас на одну ночь останавливался дальний родственник. После его отъезда все награды с удостоверениями и документы пропали, бабушка никуда заявлять не стала.

P.S. Забыл добавить - за всю войну у деда не было ни одного ранения, Бог упас...[/QUOTE]
Уважаемый, Никто! до 1978 года, после смерти награжденного , обезательно нужно было сдать награды в местный военкомат![/QUOTE]

Извините, но я о таком правиле слышу в первый раз.

Сам же я хорошо помню, как мы вместе с двоюродным братом втихушку надевали "медальки" деда и бабушки (не очень понимая, что это такое) и носились по квартире. Бывал в домах некоторых родственников и знакомых, где ветераны войны умерли ещё в 1950-х и 1960-х гг., так там все награды были на месте и иногда даже пришпилены на подушечку были. Как сейчас помню одну такую бархатную подушечку бабушки-ветерана (давно умершей) в комнате своего одноклассника - запомнился орден Ленина. Она, по-моему, была начальником санитарного поезда.
Бессмертный Полк Старой Монеты, фото героев
 
Мой дед - Мишнов Борис Петрович, 1904 г. рождения. Умер в 1966 г.

Ушёл добровольцем 22 июня 1941 г., дембельнулся вскоре после 9 мая 1945 г.

Сапёр, старшина. В составе соединения участвовал во всех основных сражениях Великой Отечественной войны: битва за Москву, Курская дуга, Сталинград, форсирование Днепра, взятие Кенигсберга и Берлина, освобождение Праги.



Награждён орденами Красного Знамени, Красной звезды, Слава 3 степени, несколько медалей. О наградах знаю со слов мамы и бабушки, т.к. в середине 1970-х гг., когда я был совсем пацанёнком, у нас на одну ночь останавливался дальний родственник. После его отъезда все награды с удостоверениями и документы пропали, бабушка никуда заявлять не стала.

P.S. Забыл добавить - за всю войну у деда не было ни одного ранения, Бог упас...
Изменено: Никто - 07.05.2017 15:05:46
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Осталось 7 экземпляров.
Есть ли у кого фото колонны Траяна
 
В конце XIX в. со всех регистров колонны были сделаны слепки (сейчас - в Риме, в музее Римской цивилизации), которые и используются в качестве иллюстраций в большинстве публикаций по Колонне Траяна.

Все слепки в приемлемом качестве выложены здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Trajan%27s_Column_-_Cichorius_Plates
Конкурс "Прекрасный образ на монетах"., Монеты нового времени
 
Все монетки прекрасны, но покорён образом Луизы Генриетты. За № 7!
Конкурс "Прекрасный образ на монетах"., Античные монеты.
 
Прекрасные монетки! ВСЕ!!!

Сначала глазки разбегались, а потом сфокусировались в одну точку - Афродита с тетрадрахмы Книда (№ 4). Просто класс!

Тем более, что на аверсе этой монетки изображена, скорей всего, голова известнейшей статуи - Афродиты Книдской работы великого Праксителя. Рассказывают, что в  качестве натурщицы Праксителю позировала знаменитая афинская гетера Фрина.

Сама статуя, разумеется не сохранилась, но имеется множество более поздних копий и античных женских голов, которые, как считается, восходят к великому Праксителю.  



Есть и варианты самой скульптурной композиции: обнажённая Афродита стоит перед омовением и ручкой стыдливо прикрывает свои причинно-следственные места. Этот тип Афродиты послужил прототипом и для римской композиции  "Венера Стыдливая".

Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
Скребу по сусекам, заметаю на совочек...

Нигриниан - то ли сын, то ли племянник Карина и Магнии Урбики.

О подлинном изображении Христа
 
Британские учёные и в этот раз не обманули ожиданий... ;)

Если говорить о наиболее раннем нумизматическом изображении Иисуса Христа, то таковым считается (с огромным количеством допущений и оговорок) реверс солида Валентиниана III, где якобы изображён Христос, благословляющий брак Валентиниана III и Лицинии Евдоксии.



Вроде бы, эта композиция "благословление брака" и далее разрабатывалась в ранневизантийском искусстве.

Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
Поддержу, чем могу...

Валериан I



Транквиллина, жена Гордиана III. АЕ 26  



Макриан  



Марий  



Лициний I



Ромул, сын Максенция  

 

Констанций Галл



Юлиан II Отступник  

 
Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
Гордиан I, денарий.

"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Продано 82 экземпляра.
Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
Чтобы два раза казённую машину не гонять...  :)

Плотина, жена Траяна



Матидия, дочь Маркианы, племянница Траяна, мать Сабины, тёща Адриана



Денарик Маркианы, сесетры Траяна, тоже имеется, только вот фотки не могу найти, задевалась куда-то...
Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
[QUOTE]Boris GodonEarth пишет:

Открылись следующие дырки:
- Диадумениан
- Аквилия Севера
- Анния Фаустина
- Орбиана

[/QUOTE]

Диадумениан



Аквилия Севера, вторая и четвёртая жена Элагабала



Орбиана, жена Александра Севера



Анния Фаустина как-то не попалась, да и почку продавать неохота...  :D
Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
[QUOTE]caracalla пишет:
... собрать в коллекцию ВСЕХ императоров (это несложно),  
[/QUOTE]

Тут ты, Лёша, загнул... Это задача невыполнимая, даже с огромным бюджетом. ;)
Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
[QUOTE]Boris GodonEarth пишет:

Бог с ними с дамами, я так понял, что по императрицам отдельную ветку сделаем...
/.../
Итак, у нас пока есть дырки:

- Антиной

[/QUOTE]

Т.е. дЭвушек пока не выставлять? Ну, ладно, выставлю любимую "полу-дЭвушку" императора Адриана:

Антиной
Египет. Александрия, АЕ обол (гемидрахма?)

Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
"Сей славный год..." :)

Пертинакс
денарий
 


Дидий Юлиан
денарий
 


Песценний Нигер
денарий  



Клодий Альбин
денарий, сестерций  

 
Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
Немножко Флавиев:

Веспасиан
сестерций, сестерций, денарий

   

Тит
асс  



Юлия Тити, дочь Тита, любовница Домициана
дупондий, денарий

 

Домициан
тетрадрахма



Домиция Лонгина, жена Домициана
денарий  

Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
Гальба
сестерций



Отон
денарий

Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
Друз Старший, брат Тиберия, муж Антонии Младшей  
сестерций



Антония Младшая, жена Друза Старшего, мать Германика и Клавдия
дупондий  



Германик, сын Друза Старшего и Антонии Младшей, брат Клавдия
асс  



Агриппина Старшая, жена Германика, мать Нерона Цезаря, Друза Цезаря и Калигулы
сестерций  



Нерон Цезарь  и Друз Цезарь, сыновья Агриппины Старшей и Германика, братья Калигулы
дупондий Калигулы  



Калигула (Гай)
денарий  



Цезония, четвёртая жена Калигулы  
Испания. Новый Карфаген, АЕ 29



Клавдий  
асс



Октавия, дочь Клавдия, первая жена Нерона
Лидия. Сарды, АЕ 20  



Нерон
дупондий, асс, денарий  

   
Галерея Римских императоров., "погодовка" Римских "морд"
 
Династия Юлиев-Клавдиев:

Август  (Октавиан)
денарий, денарий, асс

 

Октавия Младшая, сестра Августа  
Малая Азия. Эфес, кистофор Марка Антония



Ливия (Ливия Друзилла), жена Августа  
дупондий



Агриппа, близкий друг и зять Августа, муж его дочери Юлии Старшей
асс  



Юлия Старшая, дочь Августа, жена Агриппы  
денарий Августа



Гай Цезарь, сын Агриппы и Юлии Старшей, внук Августа
денарий  



Тиберий
денарий, асс  

 

Друз Младший, сын Тиберия  
асс  



Тиберий Гемелл  и Германик Цезарь, сыновья Друза Младшего, внуки Тиберия
сестерций Тиберия

Апекс древнеримского Великого Понтифика
 
Я не большой знаток темы, но, думаю, что грекам апекс и не был нужен – хватало либо жреческой накидки, либо края одежд, накрывающих голову. Тут немножко разные предназначения: апекс был нужен, чтобы верховные жрецы не оскорбляли своей непокрытостью римских богов, которые типа сидели на небе и за всем наблюдали.

А просто повязка, капюшон или накидка во время греческих и римских обрядов (кстати, этот обычай ввёл Геракл) были нужны лишь для того, чтобы прикрыть большую часть лица, сузить свой сектор обзора – чтобы не отвлекаться во время молитв и жертвоприношений и тем не нарушать сакральную чистоту обряда. Для этого же во время обрядов играли на всяких там сопелках, флейтах, лирах и пр.: чтобы этим заглушить какие-то «неправильные звуки», мешающие обряду или могущие его вообще отменить.

Некоторым прообразом апекса можно считать конусообразные шапки-тиары (как символ верховной власти) у древних царей негреческого Востока.  



А уже в христианстве своеобразным продолжением апекса – и по внешнему виду и по предназначению – можно считать тиару у римских пап.  



Но, как мне кажется, главная традиция, которую восприяли многие мировые религии – это само ведение обрядов, во время которых первосвященник стоит перед Богом с покрытой головой, показывая этим своё большое почтение.
Апекс древнеримского Великого Понтифика
 
Апекс был головным убором римским фламинов, среди которых главными считались фламины Юпитера, Марса и Квирина – важнейших богов древнего римского пантеона (до того, как возвысилась, уже в начале периода Республики, Капитолийская триада: Юпитер, Юнона, Минерва).

Все фламины были обязаны вести жертвоприношения и священнодействия только с покрытой головой и в двойных одеждах – дабы не оскорблять богов своей случайной наготой и непокрытостью. Фламин Юпитера как главный и верховный священнослужитель должен был ВСЕГДА носить апекс на башке и ни в коем случае не выходить «на воздух» (т.е. под очи Юпитера как бога неба) с непокрытой головой. В соблюдении фламинами этого и ещё многих других ограничений и запретов видели залог благополучия всего римского государства.

Введение апекса приписывают Асканию, сыну Энея. В конусообразной форме шапки видят символ небесного свода. Сама шапка сворачивалась (не шилась! узлы и швы на одежде и головных уборах также были для фламинов под строжайшим запретом!) из шкурки жертвенного ягнёнка, обязательно белого окраса, т.к. жертвенное животное белого цвета посвящалась именно богам мужескаго пола.

«Шпенёк» на верху апекса – это изначально веточка оливы (впоследствии стилизованная) как символ мира и благополучия римской общины. Этот «шпенёк» аккуратно обматывался (опять-таки нельзя было делать узлы и завязки!) белой шерстью – как символом очищения и отвращения злых сил.
Если во время жертвоприношения с фламина сваливался апекс – пиши пропало! – все предыдущие решения считались недействительными. Могли и выборы консулов отменить, и войска с войны отозвать.

Где-то так…  :)  



P.S. На фотке, показанной в первом посте, по-моему, какая-то путаница. Мужик с апексом на голове держит в руке литуус, кривую палку-жезл, которой «расчерчивались» сектора неба для птицегадания. Но литуус - это символ авгура, а не фламина. Авгуры же, занимавшиеся разными гаданиями на благо государства, не носили апексов, а, насколько знаю, просто покрывали голову краем одежд.  

P.P.S.  И ещё одна версия. Как видим, апекс представлял собой шлем, очень плотно "насаженный" на голову фламина. Да, ещё видим под подбородком "страховочные" верёвочки или жгуты из шерсти. Предполагаю, что это делалось, чтобы была полная гарантия, что апекс не упадёт с головы во время какого-нибудь важного священнодействия. А то потом проблем не оберёшься! ИМХО.
Изменено: Никто - 18.03.2017 16:10:20
"Рынок античной нумизматики в России", Реальность и перспективы
 
[QUOTE]bishep8011 пишет:
По моему мнению нормального рынка практически нет,( забывают момент, что Россия не античная страна и весь материал, за исключением наверно Боспора привозной),  
...
- Коллекционеров античной нумизматики у нас не будет массово, это ограниченный круг людей. Такие мысли...
[/QUOTE]

Увы, согласен.

Да и качественный коллекционный материал - почти весь ТАМ и он просто не может появиться ТУТ по "тамошним" ценам.

Единственное отличие,по моим скромным наблюдениям, состоит в том, что "наши" античники более глубоко изучают свой материал, пытаются делать какие-то интересные наблюдения и обобщения. "Тамошним" (из тех кого чуть-чуть знаю) - всё это как-то пофиг...
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Показанный «обложечный» (т.е. топовая монета аукциона, помещённая на обложку каталога) денарий Юлия Цезаря – пример нетипичный, да и по цене недостижимый. Он был ещё лет пять назад самовыкуплен самим Кюнкером за 40 000 евро и положен в дальние закрома. Нам, обычным нумизматам, о таком уровне цен мечтать не стоит. Больше реализма… :)

Если любопытно, могу показать, что возможно достичь в собирании «портретного» Цезаря лет за 10-12 лет вполне осмысленных поисков. Прекрасно вижу сам и не офигительное качество, и некоторые другие дефекты этих монет, но мне действительно было интересно подсобрать именно некоторое КОЛИЧЕСТВО «серебрушек» и «бронзюшек» в средней сохранности, но с интересной исторической составляющей, – по терпимой (на мой взгляд) цене. Хотя можно было бы все суммарно вложенные средства вбухать в единственный, но шикарный денарий Юлия нашего Цезаря.

Итак…  



Публий Сепуллий Макр, денарий, январь — февраль 44 г. до н.э.



Публий Сепуллий Макр, денарий, январь — февраль 44 г. до н.э.  



Марк Антоний, денарий, ноябрь 43 г. до н.э.



Луций Ливиней Регул, денарий, 42 г. до н.э.



Луций Муссидий Лонг, денарий, 42 г. до н.э.



Тиберий Семпроний Гракх, денарий, 40 г. до н.э.



Квинт Воконий Витул, денарий, 40 г. до н.э.



Октавиан, сестерций (или дупондий?), 38 г. до н.э.



Галлия. Виенна. Октавиан, АЕ 31, 36 (?) г. до н.э.



Македония. Фессалоники. Октавиан, АЕ 22, 28–27 гг. до н.э.

Извиняюсь за качество фоток, – других нет. :hi:
Античные места
 
[QUOTE]Никто пишет:
... здоровенная литая монета, отчеканенная в Этрурии.
[/QUOTE]

Это я клёво завернул..... :D
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Продано 74 экземпляра.
Античные места
 
И, чтобы завершить свой небольшой экскурс – ещё одна витрина, из Музей римской цивилизации в Риме. Сам музей является собрание слепков (что-то вроде Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве). Только тут, в Риме, собраны копии разных артефактов, относящихся именно к римской истории. Но есть там и подлинники. Среди них – всего одна витрина с монетами и медальонами. Никогда не доводилось не то что держать, а просто видеть многократные донативные (т.е. дарственные) медальоны из золота, а здесь увидел. Извиняюсь за снимок сбоку, – «прямолично» снять было невозможно из-за освещения. Чтобы понять относительную величину этих здоровенных золотых блях, нужно иметь в виду, что нижний ряд под ними – это римские сестерции и крупные медальоны из бронзы и серебра.  

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●