Думаю тут будет уместен сей вопрос - давно мне интересно, а как все же правильно: тетробол или тетрообол? И еще, номинал трите/гекте или трита/гекта? :aa-aa-aa:
Это сродни: Деметрий Полиоркет или Димитрий Полиоркет. На западе вовсе говорят Дэмэтрий. Но в 90% случаев по-русски везде пишется именно Деметрий. Да, есть два типа произношения, но используются они оба вместе. В реале все это на уровне более удобного восприятия в русском языке и не более. Как и ударения в греческих названиях. Тот же о. Эгина - по-русски обычно говорят с ударением на букву "И". На западе как и в античности же ударение на первую букву. Как и имя Антигон - по-русски привычнее и удобнее с ударением на "О", а правильнее и ближе к исходнику ударение на букву "И": АнтИгон, АнтИмах, АнтИген, АнтИох и т.п., только так никто у нас не говорит.
PS: кстати, в Афинах есть ст. м. Νομισματοκοπείο - переводится как "монетный двор". Любителям копеек стоит задуматься. Авось окажется, что номинал "копейка" не от "копья" произошел, а из греческого позаимствовали. Так еще окажется, что невежественное обзывание всех монет копейками не такое уж и невежественное. :D И замечу, что много версий возникновения название города Пантикапей. Вопрос археологам и эпиграфистам, а все же случаем не встречается ли греческое написание города через "О"? [B]А то мало ли окажется, что название города произошло от слов Παντι и κοπείο, т.е. наподобие "рыбный двор", а не "рыбный путь" или от названия реки.[/B]
[QUOTE]Scipio пишет: Говорят, что он вызывал на борьбу и валил на землю по пятнадцать человек, а груженую телегу мог притянуть к себе одной рукой. [/QUOTE] Всегда было интересно, кто бы победил в борьбе: Максимин Фракиец против Селевка Никатора.
[QUOTE]ARTU пишет: Добрый день, дополнительные фотографии о Фраату[/QUOTE] Спасибо за фото. Все же не очень нравится Фраат. Ни гурт, ни поверхность не нравится, и вес совсем низковат для такого качества. Я бы прошел мимо.
[QUOTE]Boris GodonEarth пишет: Чтоб у меня такие ладошки загребущие были, как на второй монете! [/QUOTE] Изначально это мечта любого грузина, который любит кушать плов. И уже со временем эту мечту позаимствовали нумизматы. :D
[QUOTE]ARTU пишет: Обязательно сделаю еще фотографию, вес и размер 3.08gm 20mm[/QUOTE] Нужна фотография, на которой будет видна фактура поля. А то так не ясно, что оно из себя представляет. То ли микросетка, то ли правильная выкрошка, то ли от чистки от такой, то ли самопальная выкрошка вроде этой:
В 323-310 гг до н.э. Финикией владели все диадохи кому не лень: и Пердикка, и Антигон с Полиоркетом, и Птолемей, и Селевк. Так как сию тетру однозначно датировать нереально, то в целом и неизвестно при ком она отчеканена. Также стоит учесть, что Арадом, Марафом, Сидоном и Библом правил один местный царь - это было как бы отдельное царство. По Арриану известно, что Стратон (сын царя этих городов) передал Александру все вышеперечисленные города (на эти города распространялась его власть). Потом Александр поставил царем этих городов Абдалонима. Ну и скорее всего Библ со временем утратил свое могущество и был отдан в подчинение Арадосу, как это произошло с городом Марафом. Так что не исключено, что монета отчеканена в Арадосе для Библа. Думается можно просто приписать сию тетру к чеканке Абдалонима в Библе или Арадосе. А уж какой там диадох мимо проезжал - это темный лес. А если учесть, что в это время Птолемей и Селевк были чуть ли не равноправными союзниками по отношению к этой местности, то лучше не стоит тревожить диадохов в данном вопросе)))
[QUOTE]Фагот пишет: Сестерций отчеканенный в правление Каракаллы,также крайне редкий, прошел на Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 59 Lot 1053 (04.04.2011), описывался как неописанный вариант очень редкого типа и несомненно, самый прекрасный его образец из всех известных, что по сути правда, монета великолепна. [/QUOTE] Реверсом напомнил некоторые талеры с панорамами городов.
[QUOTE]caracalla пишет: А вот здесь работа уже нашего соотечественника Евгения Края. Не Византия, но ближе к Крыму! [/QUOTE] Тут уже наверняка типичные гето-фракийцы.
И еще, современные реконструкции иногда и такое "нареконструируют", что может показаться, что мы собираем портреты каких-то пигмеев и инопланетян. Достаточно вспомнить современную реконструкцию портрета Филиппа II - даже приводить не буду, чучело какое-то.
И судя по скульптурам, все же иллирийцы, эпироты и македонцы внешне ближе всего к нашим современным славянам, нежели римляне и византийцы. Римляне и византийцы потом заселили территории иллирийцев, македонцев и эпиротов (и стали современными сербами), а иллирийцы, эпироты и македонцы переселились на северо-восток и смешались с фракийцами, кельтами и скифами. Короче говоря, легенды не врут - Рус, Чех и Лях как раз ведь были выходцами из античных иллирийцев, македонцев и эпиротов.
Но вот интересно откуда изначально появились сами иллирийцы, эпироты и македонцы - считается, что ведь пришли с севера, как и многие древние центральные греки, в т.ч. фессалийцы. А южные греки - потомки народов моря.
Скифы же изначально пришли из Азии. Этрусски в Италию пришли (и поныне там живут) из малоазиатских районов Лидии и Фригии. Фригийцы пришли из Фракии.
Все же интересно понаблюдать о расселении тех или иных народов.
Меня давно мучает вопрос, почему античные авторы особо не обращают внимание на Баальбек в АМовское время. Не думаю, что АМ обделил бы своим интересом такое чудо, если оно до него существовало в достойном удивления виде. А ведь считается, что уже только при Птолемеях сей комплекс стал важным храмом и торговым перекрестком. Так глядишь в честь взятия Тира АМ его и построил, чем черт не шутит. :ded: Я еще подозреваю, что в античных писаниях большая путаница между Гелиополем египетским и Гелиополем баальбекским. Фив тоже минимум два города было - в Греции и в Египте. Иной раз даже не ясно в какие Фивы тот или иной персонаж возвращался.
[QUOTE]rebus пишет: Был там не раз... Вот этот камень (830 тонн). Он начинается под колонной и идёт ещё на 5 метров вглубь стены и 4 метра вниз. [/QUOTE] Считают мол изначально комплекс не был достроен этими "камушками". А судя по древним описаниям, построен комплекс именно во время постройки египетских пирамид - единственная достоверная датировка. Потом землетрясение его разрушило, потом воздвигнут храм Атона, потом пришел АМ, потом Птолемей переименовал в Гелиополь, ну и потом все остальные. Последнее - Септимий Север построил круглый храм Дианы с куполом. Это все стандартное описание.
А никто не задумывался насчет того, что храм все же изначально был достроен из этих здоровенных мегалитов? Если комплекс первый раз разрушило землетрясением, то я вот что думаю было далее: после эти наверняка упавшие после землетрясения стотонные мегалиты просто на месте распиливали на более мелкие блоки и из последних уже построили все заново - думаю так бы сделал любой мало-мальски грамотный строитель или архитектор. А то нынче мы удивляемся, почему не хватает мегалитов, мол недостроили изначально и т.п. Вот может колонны для храма Юпитера из них и сделали, делов-то....
Да и вообще, что там эти позорные тысячетонные мегалиты - думаю для АМовского Динократа это было бы не проблемой, раз он хотел из горы Афон вырезать скульптуру)))
Тем не менее посмотрим на лотос на макушке скипетра Зевса:
И на так называемую розу (можно и на статерах к этим тетрам посмотреть ее):
И на розу родосскую:
Лотос был главным атрибутом Кипра и конкретно кипрской Афродиты, а Кипр к Египту имел гораздо большее отношение, чем Родос. И дифферент лотос - вполне знак некой кипрской мастерской или мастера, скорее всего г. Пафос. Кипрская школа была не менее значимой. А еще лотос - это главный герб Верхнего Египта - тут можно тоже сделать интересный вывод относительно предназначения египетских монет с этим цветком.
Лотос на монетах Киликии:
Лотос на статере Амастриды:
Лотос на скипетре киренском:
Лотос на кипрской древности:
Лотос на бронзе Птолемеев:
Такие дела... Роза в других землях была тоже символом Афродиты. Но самое интересное то, что лотос и роза в древние времена считались равноправными цветками, символично-синкретичными так сказать.
PS: Короче, Алексей, можешь уже тапками закидывать. Случайно возможный цветок с локтя денария Септимия Севера обсудили. :D Я вообще думаю, что исследование любой темы невозможно без использования других тем. Римские монеты очень помогают изучать ранний эллинизм, и думаю наоборот возможно тоже. Все это взаимосвязано. Всегда какие-то общие параллели найдутся.
[QUOTE]caracalla пишет: Да, эту монетку мы еще месяц назад увидели, и между собою обсуждали... Биги со львами, со слонами, с быками - видели, с бегемотами - уникальная монета... Особенно нравится бегемот, обернувшийся назад, и наблюдающий за Нилом. Динамика, монстр в красивом движении... Ну и то, что частично монета не описана... Портрет Юлии Мамеи - как на денарии! Известно, что имперские денарии для нее чеканились только в Риме. Но вот и местные граверы - тоже мастера![/QUOTE] Ага, я тоже балдею от Бобика с повернутой головой. Да и сам Нил - это лично для меня один из высших и красивейших античных образов. Вот интересно, что они там вечно буквы "L I" изображали на всех египетских монетах. Вроде как типа год, но они фигурируют во все римские времена. Что это за очередная египетская кодировка.
[QUOTE]Йохчи пишет: Стоит поглядеть на монеты Родоса. Там изображался ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ цветок. Или там, на Родосских монетах тоже лотос ?[/QUOTE]
Это да, на Родосе роза. А что роза делает в Египте - непонятно. Торговые связи были тесные, но не до такой степени, чтобы на египетских монетах розы изображать. Хотя тут может двойные стандарты - египтяне видели в ней свой родной лотос, а родосцы при торговле с Египтом розу. В целом же в Египте чеканили вещи с такими изображениями, чтобы они были узнаваемы самими египтянами. Как тот же Хнум. А лотос это такой же символ Египта во все древние времена. Как и Роза символ Родоса и по сей день.
Как только выставили CNG Triton, то после первого просмотра аукциона сразу поразила вот эта вещица. https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=324676 Это же надо какой мощнейший образ! Нил с рогом изобилия едет в бегемотовой биге. С ума сойти!!! :bomb:
[QUOTE]par1972 пишет: Вроде бы у нее лотос в руках (помимо змеи), но не в руках, а как-то на локте... [/QUOTE] И не исключено, что если змея в руке, то логичнее предположить, что на локте может и корзинка для змей (типа киста мистическая какая-нить).
Хотя вот на этой фотке по-моему явно чешуйчатая эгида. Вроде бы видны чешуйки на тряпке. Да и все же слоновый скальп и эгида со времен раннего эллинизма были неразлучными атрибутами.
[QUOTE]par1972 пишет: Вроде бы у нее лотос в руках (помимо змеи), но не в руках, а как-то на локте[/QUOTE] Вот это очень интересно. Так глядишь с помощью римских монет можно будет ответить на вопрос, что за цветок изображен на этих египетских АМовских тетрах, а то мол считается что Роза, которых в Египте отродясь не было, кроме скальных каменных)))
А вот лотос:
PS: но наверное у Африки в руке просто хламида на греческий манер. От шеи эдакий платок, свисающий с руки.
[QUOTE]caracalla пишет: С этой монеткой как раз было очень много вопросов. Теперь уже меньше! У меня есть похожий выпуск, но иная легенда реверса. Постараюсь за праздники сфотографировать, и выставить рядом с Вашей. Помимо различия в легенде существует еще и сидящая Африка. У нее в руке скорпион. А что касается идущей Африки, то тут было много версий, что она держит в руке - у одних авторов упоминается тот же скорпион, у других - змея. На моей монете - не очень понятно было - то ли удлиненный скорпион, то ли коротковатая змея. А здесь сомнений нет - змея. [/QUOTE] Интересно, когда вообще образ в скальпе слона переквалифицировался из греческих правителей в просто олицетворение Африки - при римлянах или раньше? При поздних Птолемеях все же всякие Береники с Клеопатрами носили слоников. Мавританские правители вроде тоже себя в слонике изображали, а не персонификацию местности. Видимо римляне всегда считали сей образ не культом отдельных личностей, а просто персонификацией. Или у римлян все же есть отдельные личности в скальпах слона?
Кстати, а образы идущих богов мечущих молнию, копье или трезубец - это как раз вероятно символы военной победы, наравне с Никой. Легко заметить, что у Птолемея I-го Афина мечущая - вероятно победа при Газе. Что у Полиоркета мечущая Афина на статере и мечущий Посейдон на тетре - победа при Саламине. У Гоната мечущая Афина - победа при Лисимахии. Вообще, гляжу, что Септимий тот еще геноцидник, как парфян порезал, похлеще Каракаллы в Александрии. Хуже только Аврелиан, "любимец" тианских собак. :evil:
[QUOTE]caracalla пишет: Во-первых, абсолютно каждый из денариев - абсолютно точно посвящен какому-то событию . [/QUOTE] Вот бы еще и в раннем эллинизме этот момент разобрать, правда там часто просто один тип монет, но скорее всего по дифферентам определяется причина чеканки. Но в эллинизме часто бывало как и в Риме в данном случае. Я всегда задумывался, зачем тому или иному диадоху одновременно выпускать несколько типов тетрадрахм одинакового веса. Зачем тому же Полиоркету и тетра с сидящим Посейдоном и тетра со стоящим Посейдоном (нам-то нумизматам понятно зачем, но ему-то на кой черт? :D ). Или Птолемею I-му одновременно "АМ в слонике / Зевс" и "Геракл в львином скальпе / Зевс" - тетры одинакового веса выпускаются одновременно. По-любому тоже для каких-то целей чеканились. Вообще, в последнее время заинтересовали типы наградных монет - в античности ведь такие были. Как при Петре I-м какая-то наградная чешуя. В Риме-то наверняка монеты-медальоны всякие, например, зачем вот эти шедевры выпускались?
[QUOTE]caracalla пишет: У Северов есть достаточное количество монет, которые, во-первых, имеют интересные оборотки, а не только обычные для всех императоров персонификации,[/QUOTE] Это я согласен. Те же типы с Кибелой просто прекрасны и интереснейшие. Но их я хоть знаю, когда-то у самого давным давно был молодой Каракалла с таким реверсом, и Домна с Кибелой на львиной колеснице, разумеется денарий и антониниан. А вот такие вещи как денарии Септимия с аркой и его же аурей со стадионом - это лично для меня открытие. Такие типы совсем на глаза не попадаются даже на аукционах и в каталогах старых коллекций. Да и вообще, обожаю денарии не с персонификациями: архитектура, всякие якоря, орлы, кабанчики, слоники и пр. живность - люблю такие реверсы на денариях.
Дискуссия сродни сравнения методов Филиппа II, который брал города с помощью "осла груженого золотом" и Александра Македонского, который брал города силой и осадой. Главнее всего - эффективность. В спорте та же ситуация. Все относительно.....
[QUOTE]IgorK пишет: 473 год до н.э. и 470 (для Метапонта с барашком) - довольно точное попадание[/QUOTE] Но 470-й год - это начало их чеканки. И вплоть до 440-го года, а это уже не очень точное попадание. В целом же да, все датировки условны. Архаические и классические греческие монеты датированные с точностью до года - это явление вообще эксклюзивное.
Походу эти штемпеля с АМ в слонике ввиду своей эксклюзивности использовали на порядок дольше, чем штемпеля для обычных тетр АМ, но тоже единичных штемпелей. Даже изношенные штемпеля долгое время использовали. И в пользу этого и то, что у тетр по ссылкам выше на один аверс приходится больше штемпелей реверса, чем у обычных тетр АМ. Но не исключено, что у этих монет штемпеля из-за своих более сложных рельефных фактур изнашивались намного быстрее штемпелей обычных тетр АМ, однако это маловероятно, т.к. реверсы у типов по ссылкам абсолютно изношены, и при этом типологически реверсы как у обычных египетских тетр АМ, у которых реверсы часто в сохране.
Даже нечастые египетские тетры АМ обычного типа c Гераклом в львином скальпе единичных штемпелей в основном в достойном сохране, и некоторые даже реже чем сии тетры по ссылкам выше. И даже более частые египетские тетры АМ - с дифферентом "баран в короне Изиды" (около 100 экз известно) и те же с дифферентом "роза" (ок. 250 известно) - они ж почти все в классном сохране. А тетр по ссылкам выше известно всего тоже порядка 100 экз, и 90 из них "ушатанные".
Короче говоря, на каждую версию найдется несколько противоречий и в итоге ничего толком не ясно. :aa-aa-aa: Вот думаю может примеры из других тем нумизматики раскроют эти проблемы.
[QUOTE]IgorK пишет: Как видно, критического отклонения веса номосов Сибариса от веса номосов Кротона и Метапонта нет, что можно расценивать как еще один аргумент в пользу того, что номосы Сибариса из клада были в обороте далеко не 40-70 лет до закрытия клада, по крайней мере номера 15,16.[/QUOTE] Да, покуда правдоподобнее, что номосы Сибариса просто отчеканены старыми изношенными штемпелями. А я еще так прикинул - само по себе малое количество зеркалок Сибариса в кладе тоже ведь может говорить об этом? Было бы в кладе много Сибариса, пусть и в плохом качестве - в этом случае уже наверняка была бы речь об износе на протяжении скажем полувека. А малое количество монет и говорит о том, что как раз не было массового их обихода на рынке в это время. Интересно то, что в целом же номосы Сибариса по общей встречаемости такие же, как и зеркалки Кротона и Каулонии, эмиссии были примерно одинаковые. Уже только это навевает на мысли, что зеркалки от имени Сибариса выпускались и после разрушения города. Да только в кладе зеркалок Кротона и Каулонии на порядок больше. Из этого всего может следовать то, что зеркалки Сибариса начали чеканить раньше других зеркалок, ну и закончили их выпуск тоже раньше других.
И вообще, если клад датируют 473-м годом, что тогда в нем делает зеркальный номос Метапонта с головой барашка - их вроде как датируют уже 470-440 гг до н.э.
[QUOTE]IgorK пишет: Артур, вот вес сибарийских номосов из клада по номерам: 15. 7.67 16. 7.78 17. 7.61 - не сфотографирован 18. 6.76 - не сфотографирован, фрагмент утрачен 19. 7.85[/QUOTE] Спасибо. А все же т.к. были тяжелые и легкие, то тут в одностороннем порядке не ясно что-либо с весом. Думаю надобно сравнить еще их вес с весом зеркальных номосов Метапонта, Каулонии, Кротона из этого же клада - если преобладают более тяжелые чем Сибарисы, то тогда последние наверняка утерты. А если все остальные зеркалки тоже в пределах 7,6-7,85 г, то тогда Сибарисы явно "подуставшими" штемпелями биты. Все же Каулония №30 и на фото клада выглядит отлично по сохрану, как и остальные Каулонии, Метапонты и Кротоны из клада - они все вроде люксовые, каждая черточка видна. А Сибарисы там явно с изношенными гривами, у одного быка и вся морда с телом слилась. Все же Сибарисы в кладе по качеству выглядят явно хуже всех остальных тамошних зеркалок. Они там похоже на уровне этих: Два такие: https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=318978 И один вовсе такой: https://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=67716
Не исключено, что мондвор Сибариса был перевезен в Посейдонию, ну или хотя бы штемпеля успели перевезти. Т.е. зеркальные типы Сибариса добивали в Посейдонии. [QUOTE]IgorK пишет: наиболее вероятно наличие монетных дворов в каждом полисе, поскольку южно-италийские греки часто между собой воевали, и ни о каких союзах речь не могла идти.[/QUOTE] Так что союзы между отдельными городами однозначно были.
К слову, а вес зеркальных номосов ведь изменялся. Редуцировался или наоборот возрастал? Насколько я понимаю, ранние зеркальные Сибарисы имеют вес 8,3 г и вплоть до 8,5 грамм, а самые поздние зеркальные аж 7,0-7,5 грамм. Но самые-самые поздние типы Сибариса, которые уже с быком на реверсе имеют вес опять же 8,0-8,2 грамма. Какой же вес был изначально? Все же обычно редукция происходит, что у тетр Птолемея, что у номосов Тарента 4-3 вв до н.э.
[QUOTE]IgorK пишет: наиболее вероятно наличие монетных дворов в каждом полисе, поскольку южно-италийские греки часто между собой воевали, и ни о каких союзах речь не могла идти.[/QUOTE]
Согласен. Это в Египте одно царство, один царь, там стабильность. Еще насчет номосов Сибариса - вот интересно, а какой вес у экземпляров из комплекса? Суть в том, что если вес занижен, то утерты. А вот если вес в порядке, то монеты отчеканены очень "уставшими" штемпелями, посему не исключено, что могли сохранить штемпеля зеркальных номосов Сибариса на будущее. Возобновили чеканку спустя много лет, так сказать добили штемпеля.
[QUOTE]Геннадий1904 пишет: Brothers In Arms одна из любимейших, как и много еще чего из Dire Straits и сольных альбомов Mark Knopfler [/QUOTE] Могу ее слушать целый день без перерыва. Как и [B]Michael Jackson - Earth Song[/B]:
Под эти шедевры особенно чахнуть над монетами приятно. :spite: