Все же думаю, что предмет не подлинный, а изготовленный копийными штемпелями под прессом. Не бывает у подлинных монет буртика по краю. На втором фото реверса видна ручная обработка кромки кружка. Видимо снимали лишний металл. Плюс, как отмечал раньше, нехарактерно большое число трещин на гурте. Можно посравнивать с подлинными шекелями этих годов выпуска, нет там таких особенностей: https://rpc.ashmus.ox.ac.uk/search/browse?q=tyre+shekel
В данном случае это так легко не определяется. Монета похожа на подлинную, но обилие трещин на гурте мне не нравится. О поверхности поля и рельефа по таким фото судить невозможно. Искать одноштемпельные в базах лень. Дайте фото поверхности под микроскопом и трещин тоже. А ещё лучше - отнесите на оценку на один из аукционов, там специалисты посмотрят предмет вживую и дадут вердикт.
По всему это должна быть Акарнания. Но такой комбинации штемпелей "Афина вправо - Ахелой вправо" я не нашел ни в проходах, ни в каталоге HGC. А какие у монеты диаметр и вес?
Одна из самых желанных монет данной Сиро-Финикийской тематики вновь в продаже. Речь о тетрадрахме Каракаллы из Гиераполя, Prieur 925, всего известно пять монет этого типа. Продаваемая монета лучшая. Последний раз она была продана на Тритоне в 2019 за 14000 USD. Сейчас ее выставили на NAC со стартом 4000 CHF. Именно эта монета изображена на суперобложке каталога Мишеля Приера, вот она:
На реверсе культовые фигуры Хаддада, восседающего на быках, и Атаргатис, восседающей на львах, между которыми находится идол, увенчанный голубем, расположенные в Храме Гиераполя, описанного римским историком Лукианом.
"...Из всех этих храмов, а их действительно много, ни один не кажется мне более величественным, чем те, что находятся в священном городе. Ни одно святилище не кажется мне более святым, ни один регион не является более священным. В них есть великолепные шедевры, несколько почитаемых святынь, множество редких достопримечательностей, множество поразительных статуй, и боги дают о себе знать очень отчетливо. Статуи потеют и двигаются, произносят пророчества, и часто, когда храм был закрыт, поднимались крики. Об этом слышали многие. И это еще не все: этот храм является основным источником их богатства, как я могу подтвердить. Потому что много денег поступает к ним из Аравии, от финикийцев и вавилонян. Лекари и ассирийцы также приносят свою дань. Я собственными глазами видел сокровища, тайно хранящиеся в храме: множество одежд и других ценностей, которые обмениваются на серебро или золото. Нигде в мире не учреждено столько праздников и священных собраний, как у них. ... Храм расположен на холме. Он расположен почти в центре города и окружен двойной стеной. Из двух стен одна древняя, а вторая ненамного старше наших дней. Вход в храм обращен на север, и его высота составляет около ста саженей. Фаллосы, воздвигнутые Дионисом, стоят у этого входа, и их высота составляет тридцать саженей. На один из них мужчина взбирается дважды в год и остается на вершине фаллоса в течение семи дней. Причина этого восхождения объясняется следующим образом: люди верят, что человек, находящийся там, наверху, беседует с богами и молится об удаче для всей Сирии, и что боги, живущие по соседству, слышат его молитвы. Другие утверждают, что это происходит в память о великом бедствии времен Девкалиона, когда люди взбирались на горные вершины и на самые высокие деревья в ужасе от водяных масс. Мне все это кажется в высшей степени невероятным, и я думаю, что они соблюдают этот обычай в честь Диониса, и я предполагаю это на основании следующего факта: все, кто приносит фаллосы для Диониса, заботятся о том, чтобы насадить на фаллосы маленьких деревянных человечков. Я не могу сказать причину этого, но мне кажется, что подъем совершен в подражание маленькому деревянному человечку. ... По внешнему виду и качеству исполнения он похож на храмы, которые строят в Ионии. Фундамент возвышается над землей на две сажени, и на нем покоится храм. Подъем к храму деревянный и не особенно широкий. Когда вы поднимаетесь на платформу, даже большой зал, украшенный золотыми дверями, являет собой удивительное зрелище. Храм внутри сверкает золотом, а потолок полностью покрыт золотом. Вы ощущаете божественный аромат, характерный для региона Аравии, который освежает вас, когда вы поднимаетесь по длинным ступеням, и даже когда вы уходите, этот аромат остается с вами. Нет, сама ваша одежда надолго сохранит этот сладкий запах, и он навсегда останется в вашей памяти. Но храм внутри неоднороден. В нем есть специальная внутренняя камера. Подъем к ней также не крутой, и она не оборудована дверями, но полностью открыта, когда вы приближаетесь к ней. Великое святилище открыто для всех; внутренние покои - только для жрецов и даже не для всех жрецов, а только для тех, кто считается ближайшим к богам и кто отвечает за все отправление священных обрядов. В этом внутреннем зале установлены статуи, одна из которых - Гера [Атаргатис], другая - Зевс, хотя они называют его другим именем [то есть Хадад]. Оба они золотые, оба изображены сидящими. Геру поддерживают львы, Зевс восседает на быках. Изображение Зевса напоминает Зевса во всех деталях – его голова, одеяния, трон. Вы не смогли бы спутать его с другим божеством, даже если бы попытались. Однако Гера, когда вы смотрите на нее, предстает перед вами в самых разных обличьях. В целом, она, несомненно, Гера, но в ней есть что-то от атрибутов Афины, Афродиты, Селены, Реи, Артемиды, Немезиды и Судьбы. В одной руке она держит скипетр, в другой - веретено. На голове у нее лучи и башня, и на ней пояс, подобный тому, которым украшают только небесную Афродиту. Она покрыта золотом и украшена дорогими драгоценными камнями, одни из которых белые, другие цвета морской волны, третьи цвета темного вина, третьи сверкают, как огонь. Кроме того, здесь много ониксов с Сардинии, гиацинтов и изумрудов - подношений египтян и индийцев, эфиопов, мидийцев, армян и вавилонян. Но о самом большом чуде из всех, о которых я расскажу, я расскажу позже: у нее на голове драгоценный камень, называемый Лихнис. Он получил свое название из-за своего свойства. Этот камень излучает яркий свет в ночное время, так что весь храм сияет ярко, как при свете тысяч свечей, но днем яркость становится слабее. Драгоценный камень имеет вид яркого огня. В этом изображении есть и еще одно чудо: если вы стоите напротив него, оно смотрит вам в лицо, и, когда вы проходите мимо, взгляд все еще следует за вами. Если кто-то приближается с другой стороны, взгляд следует за вами точно так же. Между ними [Герой/Атаргатис и Зевс/Хадад] стоит еще одно золотое изображение, ничем не похожее на остальные. Он не имеет своей особой формы, но напоминает о чертах других богов. Сами ассирийцы говорят о нем как о символе, но не дают ему определенного названия. Они ничего не могут сказать нам ни о его происхождении, ни о его форме: одни относят его к Дионису, другие - к Девкалиону, третьи - к Семирамиде. Ибо его вершину венчает золотой голубь, и именно поэтому они утверждают, что это изображение Семирамиды. Дважды в год его спускают к морю, чтобы набрать воды, о которой я говорил. В самом храме с левой стороны стоит трон Гелиоса [бога Солнца]. Но на нем нет статуи, поскольку статуи Гелиоса и Селены [Богини Луны] не выставлены. Однако я узнал причины такого. Говорят, что не запрещено делать статуи других божеств, поскольку внешний облик этих божеств известен всем. Но Гелиос и Селена видны всем, и все люди созерцают их. Какая была бы причина создавать статуи этих божеств, которые выставляют себя на всеобщее обозрение? Позади этого трона стоит изображение Аполлона [бога Эла] с необычным обличием. Все остальные скульпторы представляют Аполлона юношей и в расцвете сил. Только эти художники изображают Аполлона в своих скульптурах бородатым. Они оправдывают свои действия и критикуют греков и других людей, которые изображали Аполлона мальчиком и ублажали его в этом облике. Их причина в том, что приписывать богам несовершенные формы - признак невежества, и они считают юность несовершенством. Они также ввели еще одно странное новшество в скульптуру: они, и только они, изображают Аполлона ограбленным..." (Лукиан Самосатский, около 120 — после 180 гг. н. э.)
Вымышленный портрет Лукиана. Гравюра Бернара Пикара (1699) по утерянной картине Рембрандта (ок. 1650).
Их очень много подделок. Всем лениво шарить по базам данных. Поэтому скажем так - если подлинная, то в диапазоне 15-20 тыс руб. Сходу такой штемпель аверса среди подлинных я не нашёл.
[QUOTE]Boris GodonEarth пишет: Может быть. Хотя такую тотальную ламинацию мелкими чешуйками на всех выпуклых деталях я на серебряных тетрах никогда не встречал. В пользу подлинности говорят остатки "корки" вдоль наружных контуров волос. Не знаю... Тогда делаем ставки, сколько предмет наберет на аукционе? [/QUOTE]
Монета тем временем ушла за 1200 евро по молотку :facepalm:
Приехал редкий Каракалла из Кира. Это тип - Pr 905 и 906 (они неразличимы), RPC V.3, 80492. Это четвертый известный экз. такой тетрадрахмы:
Древний сирийский город Кир (Cyrrhus) известен своим одним из крупнейших амфитеатров (диаметр 150 м) и мостом III в. Что сейчас от них осталось, не знаю... Фото древнего города заимствованы из сети.
Агрегатор прав, тут очевидно, что современная мультяшка. Монеты Восточно-Индийской компании начали чеканить в 1835. И потом - какой, Карл, UK над номиналом!?? Не говорю даже о размерах и стиле "аверса". [B]Artem.rrsrrrrsr[/B], в будущем не нужно задавать такие вопросы в чужих темах. Создайте свою тему.
М.Приер отнес эту монету к чеканке Элии Капитолины (Иерусалим). В соответствии с его каталогом это номер Pr 1644, единственный от Беллинджера известный на тот момент. Идентификацию Приер обосновывает схожестью стиля реверса с монетой Диадумениана Pr 1649, которая в свою очередь схожа аверсом с Pr 1647 и отчасти 1648, у которых дифферент больше схож с иерусалимской амфорой. И правда, стиль орла максимально близок стилю Элии Капитолины. Сегодня монет этого типа известно уже три. RPC поддерживает версию Приера по идентификации монетного двора и определяет дифферент под орлом, как "винную чашу": https://rpc.ashmus.ox.ac.uk/type/1766
Может быть. Хотя такую тотальную ламинацию мелкими чешуйками на всех выпуклых деталях я на серебряных тетрах никогда не встречал. В пользу подлинности говорят остатки "корки" вдоль наружных контуров волос. Не знаю... Тогда делаем ставки, сколько предмет наберет на аукционе? :pardon:
Поясню свои сомнения в подлинности. Все выпуклые детали рельефа - контуры лиц, локоны прически, украшения и нижняя губа Клеопатры имеют четко очерченный контур, внутри которого рельеф, который должен был бы быть выше, оказывается наоборот ниже контура. Не могу объяснить это коррозией. Вижу такую возможность только в не заполнении металлом вогнутых мелких деталей рельефа формы для отливки. Т.е. некачественное литьё. Второе - мелкие вогнутые пузырьки в ряде букв легенды. Например а П и Т в слове Клеопатра. Это тоже характерный брак отливок. Наконец, трещины на гурте. Они не производят впечатления настоящих трещин. У них нет глубины в тонких окончаниях. Хотя, с трещинами я не полностью уверен, т.к. тонкие части бывают забиты и их не видно. Хотя признаки, свидетельствующие о подлинности, тоже имеются. Но для меня пока больше признаков «против», чем «за» :no-no:
Как мне кажется, мы видим перед собой подлинную, но отреставрированную монету. Магистрат не частый, с чего снять слепок нужно еще найти. Но вот одноштемпельную фото найти можно. Давайте сравним: То есть штемпели настоящие, но монеты не близнецы. Уже неплохо :)
Видно, что на Вашей монете есть глубокие слойки, вызванные видимо неравномерным наличием лигатуры или иными технологическими несовершенствами заготовки: - зеленым обведена отвалившаяся слойка - красным - пока не отвалившаяся, но видимая - желтым - восстановленная ювелирным способом, но читаемая Т.е. нагрев металла вероятно при реставрации был, с этим связано ощущение "округлых граней". К слову, явных признаков чекана в виде потеков металла на драхмах Эфеса не видно практически никогда, в AU они встречаются чрезвычайно редко. Не претендую на окончательную истину, но мне таким образом видится данный случай.
Да, необычное сочетание штемпелей. Фактически неописанный мул Pr1701-Pr1702. Для уникальной или редкой монеты качество (как по мне) вполне простительное - главное что легенды читаются, там где это надо )
Это действительно редкий тип. Если та монета, что Вы показываете, действительно Pr 237, то это пятый известный мне экземпляр. Аверс Pr 237 совпадает с аверсом Pr 234, но тот тип тоже редкий.
Шапур II, 309-379 нэ. Может быть подлинная с подвеса. Соотношение поворота штемпелей соответствует подлинным. Если подлинная, то с учетом сохрана цена порядка 50 уе на любителя. За 100-150 $ можно найти на аукционе в VF без подвеса. В XF конечно дороже.
Вот мои атипичные красавчики: - McAlee 774 - McAlee 775A
Каталогизация тетр Элагабала самая противная и неблагодарная. На мой вкус лучше всего с ней справился МакАли, хотя у него не все типы есть. В RPC тоже вкусовщина отчасти, отделять типы монет по стилю исключительно - занятие крайне субъективное. Из этого для меня по Вашим ссылкам: https://rpc.ashmus.ox.ac.uk/coins/6/7965 тот же тип, что https://rpc.ashmus.ox.ac.uk/coins/6/7960
Если не брать династические выпуски Элагабала, выпуски Месопотамии то примерно так можно типы классифицировать: Аверс - портрет влево (два типа) - портрет вправо - радиат - лауреат (5 основных типов)
Да, это атипичный Элагабал в вырожденном металле, возможно какой-то передвижной военный м/д. У меня есть подобный, вечерком продемонстрирую. Данный экз. не столь интересен, т.к у него отсутствует окончание легенды реверса с годом чекана. Обычно там окончание TOД или вырожденная последняя буква TOЛ. Портрет, да, необычен, хотя "глазастые" портреты часто встречаются.